УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Банковский «кризис»: Сто процентов нашей проблемы – психоз

Банковский «кризис»: Сто процентов нашей проблемы – психоз

Как говорил великий Карлсон, «Спокойствие, только спокойствие!» Наша паника по поводу судьбы банков, курса валют и т.д. – не что иное, как психоз. В этом на протяжении полутора часов аудиторию «Обозревателя» убеждали: руководитель группы советников главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий и президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.

«В нашей стране экономического кризиса нет», - заверил Валерий Литвицкий. В частности, по его словам, отсутствует кризис и в банковской системе. Более того - отсутствует даже предкризисное состояние. «Банки ликвидны», - говорит господин Литвицкий. «Сто процентов нашей проблемы – это психоз», - считает он. «Каждый год мы имеем ту или иную форму психологической атаки. То одни выборы, то вторые, то неудачное заявление, то двусмысленная реплика. Люди, бизнес, банки на это реагируют».

Однако существует и объективная причина для беспокойства, а именно – мировой финансовый кризис. Чтобы минимизировать его последствия для Украины, Нацбанк предпринял ряд упреждающих шагов. В частности, НБУ предпринял ряд мер для поддержания ликвидности банков.

По словам Валерия Литвицкого, принято решение о том, что если срочные депозиты у банков сокращаются, если отток в размере 2% продолжается на протяжении пяти дней, Нацбанк готов в оперативном порядке оказать поддержку ликвидности. «Это защита интересов и вкладчиков, и банковской системы в целом», - говорит он. Далее – «мы приняли решение о либерализации резервных требований. Остатки касс и ценные бумаги идут в расчет нормативов обязательных резервов и свободные ресурсы банков возрастают. Это также является поддержкой ликвидности банков».

Эта же либерализация резервных требований коснулась и средств нерезидентов, - сообщает Валерий Литвицкий. «Временно установлена нулевая ставка на средства, которые привлекаются нерезидентами на депозиты на 183 и менее дней». Далее - «если срочные депозиты временно нельзя изымать, это означает, что база пассивов банков или денежный ресурс формально увеличен. Однако этот ресурс нельзя было использовать для активных операций, а только для работы с ценными бумагами. Поэтому Нацбанк внес изменения в Постановление № 319 и с 11 октября дал возможность все ресурсы, которые высвобождаются после таких операций, использовать на поддержку активных операций – не только с ценными бумагами, но и на кредитование». «Мы проводим политику негативных процентных ставок и практически стимулируем экономический рост», - говорит Валерий Литвицкий.

По словам представителя Нацбанка, «мы увидели положительную реакцию банков и населения на эти шаги».

Предпринимает адекватные шаги и Ассоциация украинских банков. Во время пресс-конференции Александр Сугоняко рассказал, в частности, о том, что происходило на «закрытом от прессы» круглом столе в АУБ: «Мы дискутировали о возможной глубине «проседания» украинской экономики вследствие действия внешнего кризиса и внутренних диспропорций, а также искали пути уменьшения этого «проседания». Среди прочего мы выяснили, что внешний долг страны в 100 миллиардов долларов реально является меньшим по той причине, что часть его – это товарные кредиты, часть – средства материнских структур. Поэтому рейтинговые агентства, на мой взгляд, перебрали в негативных оценках насчет Украины. Кризис – это дополнительные возможности и, в первую очередь, в отношении радикального реформирования действующей структуры украинской экономики и возможности для радикального склонения в сторону развития национального хозяйства, малого и среднего».

По словам Александра Сугоняко, последствия мирового финансового кризиса можно преодолеть «стабилизацией курса гривны, хотя он и будет оставаться «плавающим», восстановлением межбанка, поддержанием ликвидности банков НБУ и, безусловно, возобновлением доверия к банкам».

Говоря о реакции на Постановление №319, Валерий Литвицкий заявил: «Я преклоняюсь перед нашим вкладчиком за то, что он оставляет остатки доверия, несмотря на то, насколько это был непопулярный шаг. Мы хотели защитить интересы всей банковской системы. Если бы этот шаг не был сделан, нужно было бы тотально развивать рефинансирование, а для этого необходимо иметь другой уровень развития банковской системы».

Отвечая на вопрос о том, возможна ли досрочная приостановка действия Поставноеления №319, представитель Нацбанка пояснил, что это будет зависеть от того, «насколько быстро удастся решить вопрос санации Проминвестбанка и преодолеть элементы психоза». «Возможно, это будет подарок к Новому году», - добавил он.

Вместе с тем, по словам Валерия Литвицкого, чтобы люди не только не закрывали счета, а открывали новые депозиты, Национальный банк «будет требовать от коммерческих банков повышения процентных ставок по депозитам». «Запрещено использовать ресурсы Нацбанка на рефинансирование просроченных задолженностей, запрещено пролонгировать проблемные кредиты, требования по наполнению касс». Кроме того, «вчера глава НБУ заявил о намерении привлекать средства, которые освобождаются у населения, в депозитные сертификаты Национального банка. Мы считаем, что этот институт имеет доверие и его средства будут обеспечены. Было принято решение о поддержке Фонда кредитования физических лиц, благодаря чему будут защищены практически все вкладчики».

В свою очередь, опровергая мнение о так называемом «кризисе», Александр Сугоняко отметил, что «с платежным балансом есть позитив. Есть рост ВВП. Сегодня ведутся переговоры с МВФ о получении кредита не для того, чтобы решать сегодняшние экономические проблемы – их сегодня нет. Это нужно для снятия проблем платежного баланса, которые мы ожидаем, как возможные, в следующем году. Но у нас есть 3-4 месяца на то, чтобы принять необходимые меры». «И среди министров, и в окружении Президента, и в окружении оппозиции среди экспертов нет расхождений в понимании того, что необходимо делать в этой ситуации, как упредить проблемы, - продолжает он. - Есть понимание формирование совсем другого бюджета – антикризисного. Базовые принципы провозглашены: надо затягивать пояса».

И несмотря на всё это, в стране существует паника и отток депозитов. «Таким образом мы сами себе создаем проблему», - говорит глава Ассоциации украинских банков.

По словам Александра Сугоняко, сегодня у нас есть три ресурса, два из которых реальные и один – потенциальный. Реальные ресурсы – это ресурс времени и интеллектуальный ресурс. «Украинцы способны разработать антикризисные мероприятия», - убежден он. «Они практически уже разработаны во власти и сейчас дорабатываются».

Потенциальный ресурс – политический, в использовании которого Александр Сугоняко сомневается. «Не знаю, будет ли ресурс, чтобы объединиться, а не спихивать эту проблему друг на друга».

«Что касается банковской системы – она свою дорогу пройдет», - убежден господин Сугоняко. «Хотелось бы, чтобы и наши банковские клиенты, и власть прошли путь, который необходимо пройти, честно, чтобы минимизировать последствия мирового финансового кризиса в Украине».

«Я не буду говорить о затягивании поясов – это не моя специальность», - заявил в ответ Валерий Литвицкий. «Я не люблю терминов «проедание», «пропивание», которые широко у нас использовались. У нас должно быть адекватное представление о том, сколько мы можем давать на потребление, повышая социальные стандарты, и какова у нас производительность труда, какой у нас для этого ресурс. Если социальные инициативы фонтанируют и если, соревнуясь за голоса избирателей, стандарты повышают неумеренно, то на каком-то этапе избиратель задает вопросы об инфляции, о курсе… Тем не менее, я считаю, что сейчас ситуация не вышла из-под контроля».

«Скажу парадоксальную вещь, - говорит Александр Сугоняко, - тема инфляции, думаю, не будет ключевой в следующем году. Уверен, что бюджет следующего года будет антикризисным, что действительно будут «затянуты пояса», что будет сформирован резервный фонд и все-таки это будет движение антиинфляционное». «Хотя, несомненно, помощь банкам будет благоприятствовать инфляции, но, с другой стороны, продажа Нацбанком валюты будет уменьшать денежную массу и, соответственно, инфляцию».

Однако уже сегодня ключевой стала тема значительного роста цен на медикаменты. Комментируя эту ситуацию, Александр Сугоняко рассказал, что «есть общий фон, который подталкивает к увеличению цен на лекарственные товары, в том числе и ситуация с курсом валют. Но почему так резко и настолько выросли цены?», - спрашивает он. И предполагает, что причиной может быть «и курсовой фактор, и сговор - желание операторов заработать на этом рынке, и, возможно, политический момент».

Отвечая на просьбу огласить перечень банков, которым можно доверять, глава Ассоциации украинских банков заявил: «Лучшими являются банки, в которых находятся ваши вклады. Хорошими для меня являются те банки, в которых находятся мои вклады. У нас остается только одно: верить нашим банкам и не паниковать».

Все ответы Валерия Литвицкого и Александра Сугоняко читателям «Обозревателя» смотрите здесь

Смотрите видеоотчет по результатам пресс-конференции на «Обозревателе»

Какие банки хороши?

Ты кризис видишь? А я - нет!

Банки продолжат выдачу кредитов. Но задорого!

НБУ заработает 33 копейки

Банковский «кризис»: Сто процентов нашей проблемы – психоз
Банковский «кризис»: Сто процентов нашей проблемы – психоз
Банковский «кризис»: Сто процентов нашей проблемы – психоз
Банковский «кризис»: Сто процентов нашей проблемы – психоз