УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Ифигения Януковича: кабанов ему не жарили, думали – утонул

Ифигения Януковича: кабанов ему не жарили, думали – утонул

«Ха! В Мухалатку она захотела. Да без личного приглашения Премьера даже я не могу туда попасть. Элементарно – машину на проходной не пропустят», - сказал мне сразу по прибытии в Симферополь один важный крымский деятель.

Мэссидж элементарен: простому смертному журналисту путь туда заказан.

«Попадешься - сцапают на пятнадцать суток, как пить дать», - мрачно напророчил другой мой местный знакомец.

«Вам, наверное, дача номер шесть нужна? Да ее тут все знают, там сам Янукович отдыхает, охраняют со всех сторон. Но вы того, поосторожнее, охрана застукает – заберут в Севастополь, а СИЗО там, между прочим, самые жесткие во всей Украине», - напутствовал таксист, дежуривший на трассе неподалеку от указателя «Мухалатка».

Тем не менее, «Обоз», действуя по принципу «вы нас не ждали, а мы приперлись», задался целью выяснить: как, с кем, в каких условиях ест, спит, расслабляется и напрягается отпускник Янукович.

Такой дачу Януковича видят американские астронавты

Как Премьер отказал «Обозу» в гостеприимстве

Отправляясь на поиски Януковича в Крыму, «Обоз» имел «на карандаше» три места:

- частные владения на территории Никитского ботсада (привет Ринату Ахметову!), по соседству с пансионатом «Черноморский»;

- поместье в Форосе (бывшая резиденция Горбачева «Заря», где его заблокировали во время августовского путча);

- дачу в Мухалатке.

Компетентные источники из числа народных депутатов, приближенных к главному телу ПР, рекомендовали искать Януковича именно в Мухалатке. Небольшую подсказку дал нам и сам Премьер. Обсуждая будущий свой релакс в узком кругу, он мечтательно поделился планами поплавать в хорошем крытом бассейне. Таковой (действительно, как говорят, шикарный) имеется только на госдаче.

Впрочем, лучше остальных о месте своего «расслабона» мог знать лишь сам Янукович. Лично справиться об этом у главы Кабмина получилось первого сентября, после торжественной линейке в ялтинской школе №2.

«Я же на госдаче отдыхаю», - растерянно ответствовал он на мои нахальные просьбы «взять к себе в гости».

«В Мухалатке или в Никитке?»

«В Оливии», - отбивался Премьер.

Тут Виктор Федорович несколько напутал, на самом деле курортный поселок называется «Олива».

В прежние времена окрестные места именовали пролетарски: «Санаторное». Территории эти «контролировались» знаменитым «9-м управлением» КГБ, занимавшимся, как известно, охраной ВИП-лиц СССР.

На здешних дачах отдыхали руководители страны Советов: от Орджоникидзе до Брежнева. Не говоря уж об их сменщиках – Леонид Кучма не раз справлял в Мухалатке день своего рождения, встречался с коллегами из дальнего и ближнего зарубежья. Тут регулярно бывали Ельцин и Путин. Последний так и вовсе затеял постройку у моря собственной дачи. Однако завершить ее, судя по всему, не получится – Президента Ющенко такое соседство вряд ли обрадует. Свою «зону комфорта» Виктор Андреевич бдит ревниво, не зря ведь даже участвовал в тушении лесного пожара, бушевавшего над трассою, ведущей к ВИП-поселениям, две недели тому назад. Следы стихии видны поныне.

Ифигения бдит его покой

Таксист оказался прав: покой Виктора Федоровича стерегут скрупулезно.

Перед прочими премьерскими имениями это место имеет еще ряд прочих преимуществ. Так оно гораздо более «конспиративно». Премьерская дача находится на некотором отдалении от других летних «домиков» высокопоставленных особ, отдыхающих тут же. К дому оборудованы отдельные, надежно охраняемые, подъезды. На каждой дороге в среднем по три КПП. Первое – обычная милицейская машина, перегораживающая путь. Второе – ворота, за которыми – небольшая вышка, стражи с рациями и еще одна машина. Третье самое основательное – тут и машины, и охранники, и рации, и шлагбаумы, и собаки, и прочая традиционная атрибутика. Лучше всех укреплен центральный подъезд, боковые (со стороны деревушки и со стороны пансионата «Таврия»)ограничены всего двумя постами.

Вдобавок огромная территория возле поселка увита целыми километрами колючей проволоки. Чем ближе к морю - тем плотнее ее ряды. Проволока натянута даже между деревьями – дабы не повадно было лазить. О многочисленных заборах, ограждениях и насыпях я вообще молчу.

Но и это еще не все. Пуще остальных Януковича охраняет природа. Дача главы Кабмина приютилась у подножия скалистой горы – Ифигении. Вершина с установленным на ней крестом, - место паломничества немногочисленных камикадзе. Виктор Федорович, как рассказал нам один из его «соседей», в этот раз подумывал даже взобраться на скалу, но рисковать все-таки не стал.

Поселок патрулируется также с моря. Единственно «слабое звено» - воздух. Вооруженных вертолетчиков или даже обычных снайперов, укрывшихся в кронах мохнатых елей, «Обоз» не заметил.

Указатель к даче: «В пАселок»

В районе Мухалатки съездов с трассы три: к поселку, к дачами  к пансионату «Таврия».

Немногочисленные туристы ценят эти места не только за уединенность, красоту природы, но и чрезвычайную чистоту моря. Главное развлечение на пляже – ловля крабов и мидий. Местные, «аборигены», в большинстве своем – обслуживающий персонал соседних поместий. Отдыхающие - их родственники.

За этим поворотом – первый пост

Дома (даже с некоторым подобием огородов) расположены на верхних терассах – до моря отсюда добрые километр-полтора. Спускаться приходится форменно «козьими тропами». По ходу следования, на фрагментах асфальта и на валунах, белою краской выведены указатели. Одна такая стрелка, упираясь в зеленый забор КПП, сворачивает затем куда-то в кусты. Сверху смотрится довольно забавно. Жаль, запечатлеть сие для истории не получилось – помешала густая листва.

Вообще все КПП я обходила по верху. Точнее сказать, обползала, просачиваясь, каким-то чудом, под колючей проволокой. Называется: почувствуй себя Джеймсом Бондом.

Эта табличка привинчена к дереву в совершенно безлюдном месте, на высоте н-ого количества метров над уровнем моря

Выяснилось: не столь важно добраться до «объекта», важно с него вернуться. Утешалась старой истиной, памятной с детства: нет такого забора, в котором не было бы дырки. На пути попался камень с красноречивой надписью: «В пАселок». «О, значит точно Янукович где-то недалеко», - подумала я и с утроенным энтузиазмом обогнула очередное одно КПП.

Через пару сотен метров, преодолев еще ряд заграждений, выбралась на относительно ровную поверхность – отсюда начиналась сама премьерская резиденция.

Одна досада: все памятные снимки сделаны с большого расстояния, в основном – с высоты. Сложность съемки заключалась в том, что при фотографировании мой цифровик издает звуки, отдаленно похожие на хрюканье. «Хрюкать» им в месте, где за каждым кипарисом – по «человеку в штатском», делом показалось весьма небезопасным.

Над самою головою у Януковича – неопознанный новострой

Заветная красная крыша

Общая панорама. Вид из кустов

«До гольфа я еще не добрался»

«Отдыхаю хорошо. Два раза в день играю в теннис и плаваю по два километра. Километр – утром и столько же вечером», - так описал «Обозу» свой отпуск сам Янукович.

За подробностями мы обратились к тем, кто ему все эти прелести обеспечивает – обслуживающему персоналу госдачи.

Сама дача расположена в прекрасном тенистом парке. Говорят, Янукович любит совершать тут длительные пешие прогулки. Иногда – вместе с внуком. А вот от популярных среди многих политиков утренних пробежек он воздерживается.

Поваляться на пляже, тем более с книжкой – тоже не про него.

Вместо этого, по свидетельству дачной обслуги, Янукович действительно практиковал длительные заплывы. Как они выражаются, «в оздоровительных целях». Причем плавал он, что показательно, не по периметру собственных владений, а «уходил» далеко в море. Чем, кстати, существенно беспокоил охрану.

Премьер-министр (равно как Президент, и глава ВРУ) – лицо «особо охраняемое». В Крыму с ним работали бодигарды из местной госохраники. Из «личников», постоянно находящихся при Януковиче (двое из них работают с главою ПР уже много лет), «Обозом» тут был замечен только один – Саша.

Летняя резиденция председателя КМУ, как и было сказано, охраняется также с моря. Так вот, во время километровых заплывов Януковича, за ним, на некотором расстоянии, неотступно следовал патрульный катер. Поговаривают, сам Премьер этим страшно раздражался, норовя даже улизнуть от «смотрящих». Один раз ему это удалось, да так искусно, что породило панические подозрения: глава Кабмина утоп.

Особой тяги к разного рода водным развлечениям – гидроциклам, серфам, скутерам - он не проявлял. «Мы ни разу не видели, чтобы он на чем-то таком катался, хотя полный парк тут, конечно, есть», - поведали «Обозу» в «людской».

Предметом моего особого интереса была яхта. В среде депутатов и министров «средней руки» особой популярностью пользуются судна марки «Азимут», приобрести которые можно за вполне вразумительные деньги – пару сотен тысяч долларов. Премьеру, по статусу, полагается, безусловно, нечто более солидное. Однако, отыскать место ее «парковки», ввиду сложностей перемещения по территории дачи, не удалось.

Крытый теннисный корт, равно как и крытый бассейн, большой спортзал и проч., размещены в отдельном корпусе. Подобие гольф-поля тут пока не оборудовали, хотя планируют. Впрочем, настоящего гольф-поля в Украине нет еще нигде. «До гольфа я пока не добрался», - прокомментировал нам сам Янукович.

В многоэтажном «спортзале» (как его именует персонал) Виктор Федорович активно сжигал, накопленные за время политической борьбы, усталость и калории.

«Даже странно, он такой большой, а мяса, там, картошки, борща, ну, как все мужики, почти не ест», - поделилась с «Обозом» женщина, приставленная к премьерскому столу.

«Любит овощи, фрукты, легкую всю пищу, простую», - рассказывала Надежда (назовем ее так), работающая тут еще с ЦКовских времен. «Я так питаюсь, когда на диете сижу», - хихикнула она, добавив: «Кабанов ему не жарили, дичь тоже не готовили».

«Янукович совсем не привереда!»

«Чета Януковичей гораздо менее привередлива прежних наших постояльцев», - утверждали все опрошенные нами сотрудники. Разговорить их делом оказалось весьма непростым – большинство заняты здесь уже много лет, местом чрезвычайно дорожат и помнят: молчание – главный залог его сохранения. Главное в таких случаях – не представляться журналистом.

Вестимо, на даче есть, где разместить гостей Премьера, однако, не менее комфортные условия предложат им в соседнем пансионате «Таврия». В трех его корпусах менее тридцати номеров, все они предназначены очень-ВИП-персонам. Отчетливее всего говорят об этом здешние цены: «в сезон» стоимость коттеджа составляет восемь тысяч гривен в сутки, номера ВИП-люкс – 3 300, ВИП-апартаментов – 5 800.

«Таврия» с высоты комариного полета

Соня КОШКИНА, Киев-Ялта-Киев

Фото автора