УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Значит, это кому-нибудь нужно

1,2 т.
Значит, это кому-нибудь нужно

Первое, что бросается в глаза при внимательном взгляде в телевизор, - его абсолютная герметичность. Там по-прежнему предвыборный март. Там по-прежнему перетягивание каната. Только в отличие от пресловутого предвыборного ролика блока Литвина - абсолютно непонятно кто, с какого конца, куда и зачем пытается оттянуть внимание окончательно затосковавшего телезрителя. Но только на первый взгляд. Как подсказывает опыт - если в телевизоре тоска, значит, это кому-нибудь нужно. Тот же опыт свидетельствует и о том, что самые эффективные спецоперации на отечественном ТВ происходят не по воле, а по безволию, не по умыслу, а по недомыслию.

Нынешнее состояние общественной даже не апатии политической, а глубокого омерзения - на самом деле главный реальный актив партии власти, лучший из возможных пиар-эффектов ее поствыборного коалиционного маневрирования. Окончательно отвратить, эмоционально отлучить от политического процесса неподконтрольный (как оказалось по итогам выборов) электорат - по сути, очень грамотный ход. Будет ли "оранжевой" правительственная коалиция, сегодня большинству телесмотрящего населения, по большому счету, уже "фиолетово". Да будь она, эта коалиция хоть какой ширины, хоть какой высоты - социальное спокойствие, пусть и напоминающее скорее общественно-политическую кому, чем гражданский покой, уже обеспечено.

И роль телевидения в этом акте народного обезвреживания переоценить невозможно.

Причин такой телевизионной капитуляции - несколько. Во-первых, колоссальная инерция, не позволившая телеканалам сойти с предвыборных рельсов своевременно. Во-вторых, дает о себе знать мучительный для телевизионного топ-менеджмента поиск оптимальной в условиях послереволюционной конъюнктуры меры политической лояльности, тем более что конфигурация основных объектов этой самой лояльности все никак не устаканится. Ну и, не в-последних, без так и не случившегося в стране общественного телевидения представлять интересы общества в телевизоре просто некому и незачем.

Таким образом, главным и становится политический интерес главного. Главный в нашей стране, как известно, пока еще Президент. Для Президента главными все еще остаются его партийные товарищи. Для них главное - не допустить Юлю в премьеры и при этом не довести народ до майданной кондиции. Для этого нужно только одно - чтоб народу стало "по барабану". Вот ему практически уже и стало.

По сути, не парламентская кампания, а именно история с коалиционной заминкой оказалась главным послереволюционный тестом отечественного ТВ на общественную вменяемость. Перебдев по части разноцветного пиара в период законной агитации, телеканалы расслабились и потеряли то ли нюх, то ли совесть. Теперь уж пиариться почем зря может кто как хочет. Хотят преимущественно фигуранты коалиционного процесса (остальным вроде как и незачем), причем практически каждые "7 минут". Эта новая находка "1+1" -- вещь эксклюзивная, специально предназначенная для политического пиара. От паркетной протокольности этих диалогов в студии так и веет приснопамятной мантрой Пиховшека--Медведчука про "власть сильна, как никогда". Впрочем, вполне оппозиционный Виктор Пинчук, обзавевшийся собственной "Свободой слова" с Савиком Шустером на ICTV, силен тоже как всегда. В том смысле, что темы и гости программы, как экспонаты его частной коллекции современного искусства, хоть и многочисленны, но известны "по каталогу".

Словом, политики в телевизоре со своим постоянным "входит -- не входит, замечательно выходит" представляют собой вполне душераздирающее зрелище, хотя всем понятно, что их большой подарок украинскому народу -- воздушный шарик "оранжевой" коалиции -- лопнул. Только в отличие от сказки про Винни Пуха и всех-всех-всех здесь иная причинно-следственная связь. Там шарик сначала лопнул, а потом уже входил и выходил, а наши партийные боссы всех мастей его просто замучили. Взбаламученный постоянным маневрированием перманентно входящих и выходящих из переговорного процесса, телевизионный информационный поток и есть сегодня та мутная водичка, в которой новейшим партократам предстоит поймать свою рыбку. Что им при этом удастся не замочить - уже, ей-богу, не интересно. Ясно одно - отечественное ТВ пребывает во власти синдрома пролонгированных выборов. И выступает при этом всего лишь зеркалом украинской революции. Потому что отпраздновав ее победу, мы, кажется, тоже несколько поторопились.

Анна Шерман, «ПРОФИЛЬ»