УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Коммунальная услуга стоит нуль!

Коммунальная услуга стоит нуль!

Представим себе такую ситуацию в хлебном магазине: подходит покупатель и говорит: "Вы знаете, все вокруг воруют. Чем я хуже других? Я, пожалуй, возьму у вас этот хлебушек бесплатно. Тем более зарплаты не хватает, всюду мне недодают. Ну не могу я расплатиться полностью за ваше изделие. Так что платить я не буду, да и все тут".

С трудом представляете, правда? А почему же с жилищно-коммунальными услугами происходит именно так? Хотя они дорожают не в большей степени, чем хлеб, а даже в меньшей. Да, с учетом всех подорожаний — все равно в меньшей! Почему ж это за жилищно-коммунальные услуги платить не принято? Более того, принято раздувать, в общем-то, ажиотаж, что, вот, дорожает, что не хватает денег… Можно подумать, все остальное не дорожает.

Но почему крайними оказались именно жилищно-коммунальные услуги? Почему не платят именно за них? А потому что услуга, которая уже оказана, ничего не стоит! Ее уже и так получили! И, скорее всего, ничего не отключат, скорее всего, никого не выселят, а может еще даже очередной раз объявят амнистию. И в дураках опять будут те, кто заплатили. Так если в дураках те, кто заплатили, зачем же оказываться в дураках и платить?

* * *

А вот там, наверху, очень даже неплохо устроились. Если там, в Киеве, кто-то плохо заключил договор с Россией, например, по газу, отдуваться приходится местным бюджетам. Если там, в Киеве, какая-то коммерческая организация повысила свои коммерческие цены на какие-то коммунальные услуги, из-за чего страдают люди на местах, то отдуваться приходится, опять-таки, местной власти.

Ведь люди хотят, чтобы и тарифы не росли, и чтобы при этом ничего не отключали.

А так, чтобы и тарифы росли, и ничего не отключалось, не выходит, а если и выходит, то не всегда. И когда выходит, то хорошо, а когда не выходит, то виновата, оказывается, опять же местная власть. Не центр. Все претензии идут на местах.

А что может местная мэрская власть, или даже губернаторская при совершенно нищих бюджетах? Скажу страшную вещь. Ничего она не может! Просто стесняется сказать.

* * *

Ну какую же конкретно денежку (понятно, что маленькую) имеет местный бюджет? Расскажу.

Более восьмидесяти процентов местных бюджетов складывается из подоходного налога. Есть, конечно, еще и часть, которая идет из Киева, но той частью местные бюджеты не распоряжаются. Та часть идет по целевому назначению – на что дали, на то и расходуем. А вот та часть, которая действительно может расходоваться на усмотрение местной власти, в том числе в помощь населению, вот как раз та часть больше чем на четыре пятых формируется из подоходного. Или по-современному – из налога на доходы физических лиц.

А как раз это тот самый налог, который почти никто не платит. Это самый легко избегаемый налог. Стоит, например, зарегистрироваться частным предпринимателем на едином налоге — и ты уже подоходный налог можешь не платить. По существу, сейчас по жизни подоходный налог платят или труженики на государственных либо на бюджетных предприятиях (но их не так много) или разве что с минимальной заработной платы. Потому как все остальное – вершок – выдается зачастую в конверте. Или просто человек зарегистрирован предпринимателем. То есть некоторые даже говорят, что уплачивает подоходный только тот ленивый, кому лень избегать налогов.

И вот как раз этот-то подоходный и является основой местных бюджетов! НДС же, избежать которого практически невозможно или очень трудно, центральная власть оставляет себе. Как и налог на прибыль. А вот подоходный — отдает на места.

Что же в таком случае можно спросить с мэра, если в его мэрском бюджете почти все состоит из подоходного, которого практически нет?

Было бы справедливо, если бы центральная власть делила все налоги в равной степени. От НДС — часть себе, часть на места. От налога на прибыль — часть себе, часть на места. От подоходного — часть себе, часть на места. Так нет! Ведь тогда местной власти достанется больше денег, а, значит, меньше денег останется власти центральной. А раз центральной власти останется меньше денег, то и реального влияния у нее тоже будет меньше.

Ну кто ж будет добровольно отдавать влияние, когда лучше отдать ответственность?

* * *

А что же происходит далеко? Ну про очень далекое "далеко" говорить не будем. Поговорим о более близком "далеко". Например, о Польше. В той же Познани местный муниципальный бюджет в расчете на душу населения в десять раз больше, чем у нас в Харькове. В десять раз! Вот там действительно местный бюджет может разгуляться. И там действительно если центральная власть что-то напортачит или какая-то коммерческая организация повысит цену, местный бюджет может людям помочь. Все-таки в десять раз больше есть в десять раз больше.

Но там знают и еще одну важную вещь. И это уже касается не только Польши. Там знают, что повышать цены на жилищно-коммунальные услуги или не дай бог что-то отключать нужно после выборов, а не до. Мы же еще демократии только учимся. Еще молодые, неопытные. И взяли — сдуру повысили цены до выборов. Ну, кто же так делает?

* * *

Теперь по поводу уважения к народу и к его волеизлиянию, как принято говорить, хотя на самом деле – к волеизъявлению. Почему мы насчет «до и после выборов» так иронизируем?. Вы никогда не задумывались над тем, а почему у нас в Украине, и не только в Украине, референдумы, например, по вопросам налогообложения вообще запрещены? Потому что заранее известно: если провести референдум, то большинство народа выскажется за то, чтобы налогов не было вообще.

Точно так же — и по жилищно-коммунальным услугам. Если проводить референдум, то, естественно, выяснится, что большинство за то, чтобы они дешевели, дешевели, дешевели, и в конце концов подешевели до нуля. Результаты таких референдумов известны заранее.

Не известно другое. А как же все-таки, за чей счет все это делать? Чтобы и лифты работали, и чтобы мусор убирался-вывозился, и чтобы крыша не протекала, и чтобы население каким-то образом все-таки оплачивало тот же газ, ту же электроэнергию, хотя не хочет? Как все это вместе совместить? Просто так не получается.

И здесь референдум "да" или "нет", "Вы за или Вы против" не поможет. Здесь нужно конкретно ответить на вопрос "Как?". А вот ответить на вопрос " Как?" значительно сложнее, чем ответить на вопрос "Вы ж правда, не хотите, чтоб все дорожало?.."

Из региональной TV-программы Александра Кирша «Внештатный советник» (включая фрагменты подготовленной передачи, не звучавшие в эфире)