УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Юрий Ехануров: "Отставкой меня не запугаешь"

Юрий Ехануров: 'Отставкой меня не запугаешь'

Премьер-министр Юрий Ехануров признался Контрактам,что ему не по душе чистая политика, интерьер премьерского кабинета, газовые договоренности, подписанные 4 января в Москве, и бизнесмены во власти. Свою миссию премьер видит в переизбрании Виктора Ющенко на следующий президентский срок.

«Все с кем-то куда-то ходили»

- Начало газовой войны с РФ объясняют инициативой Украины пересмотреть ранее достигнутые договоренности. Вся связанная с этим документация засекречена. Почему?

— Противостояние с Россией вызвано тем, что до 1 июля 2005 г. не был подписан ежегодный правительственный протокол, как этого требует соответствующий договор. Переговоры начались только 22 августа и быстро были свернуты. Тогда создавалось впечатление, что между странами возник определенный конфликт, но если сейчас проанализировать ответы российской стороны, можно четко увидеть определенный план, который они начали реализовы-вать. Что касается пересмотра договоренностей, то украинская сторона рассматривала возможность отменить постановление правительства Януковича, которое признавало долги за несанкционированно отобранный Украиной газ в 1997-2000 гг., а также приложение № 4, предусматривавшее транзит российского газа в счет погашения долгов. Но эти предложения так и остались в подвешенном состоянии.

Поймите меня правильно: во время газовых переговоров с Россией правительство столкнулось с проблемой прозрачности. Власть всегда ограничена определенными писаными и, еще в большей степени, неписаными правилами. Когда правительство по этим причинам не может дать четких ответов, пресса вынуждена собирать и анализировать отрывки информации, иногда делая ошибочные выводы. С другой стороны, когда каждая реплика становится известной другой стороне через полчаса (причем не только благодаря СМИ), начинаешь осторожнее относиться к собственным высказываниям. Россияне работают по-другому — механизм информирования общественности о проблемах в отношениях с Украиной был прекрасно отработан, было расписано, что, кто и когда должен заявить, даже проблемные вопросы на пресс-конференциях были заранее подготовлены. Поэтому предупреждаю сразу: в интервью я буду говорить правду, но не всю. Спрашивайте что угодно о ходе наших переговоров с РФ и Туркменистаном, я отвечу: идет напряженная работа.

- Поднимало ли правительство Тимошенко вопрос об изменении транспортера туркменского газа в Украину?

— Документально это не подтверждено. Но неформально переговоры велись. Мне известно, что во время визита премьера Юлии Тимошенко в Туркменистан рассматривался вопрос о возможности сменить посредника.

- Правда ли, что вы постфактум узнали о том, что 4 января руководитель Нефтегаза Алексей Ивченко подписал не одно, а целый пакет соглашений с Газпромом и РосУкрЭнерго?

— Чтобы договоренности с Россией работали, к основному контракту, который был заключен 21 июня 2002 г. в Харькове, должно было быть подписано семь приложений. Только к приложению № 1 — 17 дополнительных соглашений. Часть этой информации составляет коммерческую тайну и не может быть оглашена. Все эти документы должны подписываться из года в год. То же касается контрактов между Нефтегазом и РосУкрЭнерго. Если на межправительственном уровне принято принципиальное решение, то приложения — это техническое дело хозяйствующих субъектов. 4 января в Москве было подписано пять приложений. После того как эти документы попали в СМИ, я обязал Ивченко и министра топлива и энергетики Плачкова подписывать какие бы то ни было приложения только с моего ведома. Теперь наши делегаты приходят ко мне и' просят разрешения, скажем, на подписание документа о балансе газа за январь. В последний раз Ивченко с Плачковым получили пять разрешений и поехали в Москву, потеряв, соответственно, день на согласование. Хотя много лет подряд все это делалось автоматически.

- Какую роль в переговорах с Газпромом играл заместитель председателя правления Нефтегаза Игорь Воронин, возглавивший СП УкрГаз-Энерго?

— Во время переговоров Воронин сидел рядом с Ивченко и Плачковым.

- То есть фактически он вел переговоры?

— Нет. Переговоры вели Ивченко и Плачков, Воронин шел впереди и готовил почву. Кстати, до него эту функцию выполнял человек, у которого была задача отменить постановление Кабмина о признании нашего долга перед Газпромом. Этого человека уволили. Мне неизвестно по каким причинам, но, думаю, из-за того, что он занимал позицию, которая не добавила преимуществ Украине во время переговоров.

- Что добавил Украине Воронин, которого называют человеком Газпрома в Нефтегазе и который якобы имеет интересы в РосУкрЭнерго?

— Когда-то Нефтегаз принял решение о включении Воронина в координационную группу РосУкрЭнерго. Но впоследствии он был выведен из состава этой группы. В целом, создается впечатление, что Воронина просто «назначили» виновником всех проблем Украины. Любой человек, который оказался бы на его месте, рано или поздно был бы уничтожен. Ведь информационные технологии отработаны блестяще, а работников, способных вести переговоры на должном уровне, катастрофически мало. Глядя в ваши улыбающиеся глаза, должен признать, что Украине, действительно, нужны люди, которые имели бы хорошие отношения с Газпромом. И я об этом говорю спокойно. Так сложилось, что, кого не возьми, все в Украине когда-то и на кого-то работали, все с кем-то куда-то ходили.

«Отставкой меня не запугаешь»

- Учредители УкрГаз-Энерго уже подняли вопрос о предоставлении компании налоговых льгот при импорте газа, которыми пользуется Нефтегаз?

— Нет. Еще идет процесс организации СП. Присматриваться к условиям работы на украинском рынке учредители, наверное, будут несколько позже.

- После того, как будут окончательно определены позиции правительств Украины и России?

— Посмотрим.

- Будет ли компания «Газ Украины» поставлять газ промышленным предприятиям в течение этого года?

- Да.

- В каких объемах?

— Объемы определит правительство. Я еще не принял решения по этому поводу.

- Это будет зависеть от результатов переговоров в Москве?

— Пока переговорный процесс продолжается, я не могу говорить о своих дальнейших шагах.

- Какой будет конечная цена газа для промышленных предприятий, учитывая, что Укр-Газ-Энерго получил право включать в нее затраты на транспортировку и НДС?

— НКРЭ установила верхний предел — $110/тыс, куб. м. Расстояние предприятий от магистрали известно, налоговые ставки — тоже. Просчитать несложно.

- Затраты на транспортировку могут искусственно завысить.

— Мы сейчас разговариваем о чем угодно, но никого почему-то не волнует, что потребление газа в Украине — колоссальное. Пресса бьет не туда! Правительство должно было быть синим от критики за состояние энергосбережения в стране. Отчего бы, скажем, не взять министра строительства Павла Качура и не посмотреть, что он обещал сделать за год, что сделал за месяц?

- Интереснее было бы узнать, сколько газа экспортирует Нефтегаз в это сложное для страны время?

— В том-то и дело! А вот я, например, как только начал задавать определенные вопросы по энергосбережению, сразу получил предупреждение от отдельных товарищей. Но меня столько раз лишали разных должностей, что отставкой не испугаешь.

- Вопрос по энергосбережению: правительство создает систему, привязывающую газовые лимиты предприятий к уровню их технологичности. Не кажется ли вам, что такой подход фактически легализирует коррупционную практику, когда бизнес с целью получения газа по более низким ценам «откатывает» чиновникам?

— Правительство будет штрафовать предприятия, которые не начнут вводить энергосберегающие технологии, и не будут укладываться в нормы газопотребления. Лично меня при этом интересует простой гражданин, тепло в его квартире, а также те, кто это тепло поставляет. Что касается других, я не собираюсь заниматься благотворительностью. Моя задача — дать промышленным предприятиям пять лет переходного периода. Россияне, кстати, хотели, чтобы мы уложились в один год. Их монополия столкнулась с нашей, они были вынуждены с нами считаться. Возникло РосУкрЭнерго. Но при любых обстоятельствах газотранспортная система Украины останется государственной.

Нормативы энергосбережения для предприятий утверждены правительственным постановлением еще в 1997 г, ими и будем руководствоваться. Надеюсь, что пресса поможет нам выявить тех, у кого будет неадекватная квота. Моя задача: провозгласить и осуществить политику, в ходе реализации которой, конечно, будут возникать определенные проблемы. Но до этого — все разговоры о коррупции не содержательны. Например, шум устроили вокруг аэропорта «Борисполь». Мне было нужно, чтобы аэропорт превратился в основной транзитный центр, чтобы все, кто летят на Восток, пришли к нам. И для меня не принципиально, кто обеспечит реализацию этой идеи — какое-то государственное предприятие или частное. Мне абсолютно не интересно, кто кому кум и, кто что-то у кого-то забрал. Именно из-за этого в Украине годами ничего не делается.

«Мы с Газпромом в разных весовых категориях»

- Когда будет подписан межгосударственный протокол об обеспечении баланса газа Украины?

— Мы свой вариант подготовили. К сожалению, российская сторона пока не готова его подписать. Идет процесс согласования позиций.

- Министр экономики Арсений Яценюк заявил, что вы будете настаивать, чтобы российское правительство гарантировало не только цену на газ на уровне $95/тыс. куб. м, но и выполнение обязательств компанией «РосУкрЭнерго»...

— Мне нравится позиция многих членов правительства. Мы включим их в делегацию, и они получат возможность отстоять свое видение на переговорах в

Москве. Тем более что мы будем готовить протокол не только на этот год, но и на следующий (до 1 июля его необходимо подписать). У всех будет прекрасная возможность себя реализовать. Сейчас преждевременно давать какие-либо комментарии по этому поводу.

- Минэкономики уже просчитывало последствия повышения цены на газ до $230/тыс. куб. м во втором полугодии для украинской промышленности. Готовитесь к худшему?

— Минэкономики для того и существует, чтобы просчитывать все возможные варианты.

- Есть ли у Украины шансы подписать контракт с Туркменистаном на прямые поставки газа в 2007 году?

— Действие нашего широкомасштабного договора с Туркменистаном завершается 31 декабря 2006 г. МИД должен сделать все для того, чтобы мы заключили новый договор на 25-30 лет. Мы также должны согласовать с Ашхабадом вопрос о поставках газа в последующие годы. Российская Федерация уже подписала договор с Туркменистаном. Соответственно, мы должны решить, каким образом доставлять в Украину туркменский газ. Тут есть два варианта: строить газопровод через Каспийское море и Кавказ или работать с Газпромом. Последний говорит: «Вот вам РосУкрЭнерго, договаривайтесь с ним, и ни в чем себе не отказывайте». Таким образом, практическое воплощение украинского патриотизма заключается лишь в уменьшении внутреннего потребления газа. Впрочем, скоро Сапармурат Ниязов прибудет к нам с визитом, предстоит трудный переговорный процесс.

- Ниязов заявил, что Украина задолжала Туркменистану *150 млн...

— У нас нормальные отношения с Туркменбаши. Восток — дело тонкое, Ниязову нужно было сделать это заявление, и он его сделал. С тех пор как я вернулся из Туркменистана, мне каждый понедельник кладут на стол график расчетов с туркменской стороной. С формальной точки зрения, долг, о котором говорил президент Туркменистана, существует, но ведь и срок уплаты за газ, поставленный в прошлом месяце, еще не наступил.

- Договорились ли россияне с туркменами о цене на газ, который Газпром, согласно заключенному контракту, будет закупать до 2030 года?

— Не знаю. Могу сказать только, что в этом году туркмены продают россиянам газ по цене $б5/тыс. куб. м.

- Предусматриваете вы изменение цены на газ, который РосУкрЭнерго будет поставлять в Украину, в случае если не удастся заключить прямой контракт с Туркменистаном?

— Предусматриваю. Мы имеем дело с интересами Газпрома, который является монополистом. Представьте, что вы — бизнесмен и, что ваш годовой оборот — до $1 млн. В данном случае вы идете тропинкой. Если в распоряжении имеется до $10 млн — вам строят небольшую дорожку, если $ 100 млн — автобан. В случае с Газпромом речь идет о десятках миллиардов. Во всем мире такие компании не видят преград на своем пути, национальным правительствам они говорят: «Ребята, отойдите!». Сравните мощности Газпрома с возможностями Украины... Мы находимся в абсолютно разных весовых категориях. Известно ли вам, например, что в Италии Газпром через СП реализует газ в розницу, по цене 600 евро/тыс, куб. м? & Представители правительства заявляли, что цена на газ будет неизменной на протяжении пяти лет. Эти прогнозы оказались чересчур оптимистичными?

— Если бы все украинские «патриоты» понимали, что газовые договоренности — дело жизни или смерти, то договор с РФ был бы совсем другим. Если бы я ощутил, что в начале января украинцы готовы мерзнуть, но держаться, мы имели бы лучшие условия. Но ведь начиная с конца декабря нам стреляют в спину... Впрочем, имеем то, что имеем.

«Приватизация развернется после выборов»

- Когда будут приватизированы Укртелеком, Одесский припортовый завод и другие крупные предприятия, исключенные из приватизационного перечня при принятии гос-бюджета-2006?

— Любой ответ на этот вопрос преждевременен до окончания выборов. Я считаю, что Одесский припортовый завод нет смысла приватизировать в этом году. Что касается Укртелекома, то сейчас появились интересные предложения по повышению его капитализации. Если стоимость этого предприятия, действительно можно поднять, то мы пойдем по этому пути. Я буду рекомендовать, чтобы собрание по вопросу приватизации Укртелекома было перенесено. Сейчас правительство обсуждает вопрос Луганского тепловозного завода, определяемся, кого интересует этот объект, какую сумму можно получить от его продажи и т. д.

- В госбюджет была заложена статья, согласно которой сверхплановые приватизационные поступления должны пойти на кредитование АПК. Кто лоббировал ее принятие и зачем продавать прибыльные объекты ради сомнительной траты денег?

— Статья, о которой вы говорите, несомненно, «прекрасная». Думаю, что Верховная Рада нового созыва существенно пересмотрит бюджет и исключит из него эту статью.

- Будет ли перепродан в этом годуНЗФ?

— Я уже дал соответствующее поручение. Но у меня создается впечатление, что Фонд госимущества Украины уклоняется от выполнения своих функций. В ближайшее время станет понятно, по­чему они так себя ведут. Иногда люди, работающие в бюрократи­ческих структурах, придержива­ются определенной политиче­ской логики, которая не всегда яв­ляется коррупционной, иногда — стремятся уйти от ответственно­сти, перестраховаться.

«Реформы — только под бюджет»

- Яценюк говорил о том, что попытки реформировать сис­тему госзакупок наталкивают­ся на противодействие со сто­роны депутатов и представи­телей определенных обще­ственных организаций, кото­рые не стеснялись предлагать ему пакет денег. Почему бы членам правительства зара­нее не предупреждать право­охранительные органы о та­ких встречах?

— Никогда не знаешь, о чем бу­дет говорить человек, который к тебе зайдет. То, о чем вы говори­те — будни работы Кабмина. Яце­нюк работает министром не так давно, и поэтому, возможно, ему подобные предложения кажутся удивительными. Те, кто носят деньги, обычно четко знают, кто их берет, а кто — нет. Молодому министру могут сделать интересные предложения раз или два. Если он откажется, носить больше не будут.

- Интересы среднего бизнеса, отстаивать которые вы постоянно обещаете, лежат в двух основных плоскостях — госзакупки и налоги. Когда эти системы будут реформированы?

— Изменения налогового законодательства, в лучшем случае, произойдут только под бюджет 2008 г. При условии, что в следующем парламенте будет создано конструктивно настроенное большинство...

- Один из принципиальных вопросов — отмена НДС при импорте инвестиционного оборудования. Почему он не был решен при принятии гос-бюджета-2006?

— Я согласен с утверждением о принципиальности этого вопроса и должен признать, что на уровне Кабмина не удалось прийти к единому мнению по этому поводу. Но понимание необходимости принятия такого решения однозначно есть.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, будем реалистами — реформированием системы госзакупок, требующим кардинальных законодательных изменений, будет заниматься уже новое правительство. Новая Верховная Рада вернет все правительственные наработки в Кабмин, который их подтвердит (или не подтвердит) и снова направит в парламент.

«Для Тимошенко должностей в Украине маловато»

- Вы первый номер в списке блока «Наша Украина». Ощущаете себя политическим лидером?

— Не скажу, что мне всегда это нравится, но я вынужден заниматься политикой. В нашей стране политический лидер — президент. И я позиционируюсь четко в русле политики Виктора Ющенко.

- Если вам удастся удержаться на должности премьера в новом правительстве, останетесь в фарватере президентской политики или, воспользовавшись изменениями в Конституцию, предложите главе государства равноценное партнерство?

— Я буду действовать в русле политики президента. Ющенко должен выиграть выборы 2009 г. Для этого необходимо провести очень серьезные реформы — начиная с жилищно-коммунальной и пенсионной сферы, заканчивая внедрением программы энергосбережения. Хотя трудно проводить реформы и быть демократичным руководителем. Я десять лет занимал руководящую должность в Киевгорстрое, и, если откровенно, могу построить всех министров. Не сомневайтесь, при определенном желании и необходимости в Кабмине «туда пойдут струи реки, куда велят большевики». Но мне нравится демократичный принцип работы. Я даже в премьерском кабинете, обустроенном еще во времена Павла Ивановича, чувствую себя неуютно. Рабочего пространства мало.

- На какие уступки вы готовы пойти Юлии Тимошенко в случае формирования коалиционного правительства?

— Юлия Владимировна насколько амбициозный человек, что в Украине для нее должностей маловато, ей нужно изменить масштаб на международный. Если мне придется формировать правительство, то из БЮТ я бы взял Николая Томенко. Он специалист широкого профиля, вполне возможно, что, по итогам коалиционных договоренностей, он станет министром сельского хозяйства...

Я разговаривал с госсекретарем одного из британских министерств. Он рассказывал, что решил стать чиновником в восьмом классе, и с тех пор у него появились ограничения. Мне не хотелось бы, чтобы в результате создания коалиции бизнесмены снова при г шли к власти. Чиновник — отдельная профессия. Люди бизнеса не способны работать на государственных должностях, так как предприниматели по своей природе очень конкретны, иногда — бескомпромиссны. Но ведь государство — не корпорация, а министерства — не ее подразделения, они не должны быть нацелены исключительно на получение прибыли. В новом правительстве министры, скорее всего, будут политическими фигурами. Будет трудно притереться, но, думаю, научимся.

Роман КУЛЬЧИНСКИЙ, Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «Контракты»

www.kontrakty.com.ua