Надо Дать Сюда, или НДС

Надо Дать Сюда, или НДС

Говорят: что-то Кирш стал не о том делать свои передачи. Он же, вообще-то, экономист, экономист по налогам. Вот пусть и делает о налогообложении. А то о чем только он не говорит — о демократии, о капитализме, о выборах, о Горбачеве. экономист должен говорить об экономике! А экономист по налогообложению — говорить о налогообложении…

Так что сегодня мы — о налогах. Ну, налогов вообще много — там и НДС, и налог на прибыль, и акциз, и подоходный, который сейчас называется налог с доходов физических лиц. Обо всех, конечно, мы поговорить не сможем, даже не захотим. Поэтому сегодня поговорим не обо всех налогах, а о самом противном. О налоге на добавленную стоимость, если еще не всех от него тошнит.

I

Сейчас не все уже помнят, что налог на добавленную стоимость появился у нас во времена ГКЧП. Да, да! За те самые три дня умудрились заменить налог с продаж НДС-ом. Тогда — на уровне идеи, но как раз эта-то идея прижилась! Вот и мучаемся до сих пор. Причем что интересно: изначальный вариант НДС, в общем-то, не страшным был, нормальным — просто налог с продаж заменили на НДС. Налог с продаж — это когда платила розничная торговля со всего оборота. Но оказалось, что на розничную торговлю нельзя слишком надеяться, потому что розничная торговля практически неподконтрольна. Сколько захочет, столько покажет, сколько захочет, столько заплатит. Поэтому решили брать налог не только с последнего этапа, когда уже реализуется продукция, а с каждого этапа производства, чтоб каждый этап отщипывал от того, что он произвел, какой-то процент. Так и заменили налог с продаж на НДС.

Но потом, когда за дело взялись специалисты, и когда НДС после нескольких лет нормального существования в Украине решили усовершенствовать, он оказался отрицательным налогом. Как только установили, что предприятиям-экспортерам полагается возмещение того НДС, который они когда-то уплатили при покупке товара или материала, тут же выяснилось, что отрицательный НДС просто расцвел. Специальные фирмы стали регистрироваться исключительно для того, чтобы получить НДС от государства!

А тут еще и настоящие экспортеры — тоже лезут за возмещением. Им, естественно, говорят: «А вы-то куда? Видите, даже нашим фиктивным не хватает!»

В результате даже всех остальных собираемых налогов не хватало какое-то время на погашение долга предприятиям по НДС. Вы себе представляете такой ресторан, который готовит исключительно для поваров, которые в нем работают,— и то не хватает?!

II

НДС — это не просто нехорошее слово из трех букв. НДС — это то, что сильнее всех ветвей власти.

Едва ли не каждая партия, идя к власти, идя в парламент, обещала и обещает или отменить этот налог, или сделать его более справедливым, более правильным. Каждый президент называл этот налог коррумпированным. Иногда даже еще точнее высказывались: "Этот налог — САМЫЙ коррумпированный". Дескать, все остальные налоги тоже, конечно, коррумпированные, но этот — САМЫЙ.

Вот приходит инспектор на предприятие и говорит просто, по человечески: "Ну, давайте договариваться. Столько-то мне, столько-то бюджету" — и все довольны… Так нет же. Нахальная главбухша упирается и говорит: "Нет, ничего я платить не буду. У меня все чисто. У меня все честно, у меня все правильно". "А, все правильно,— говорит разозлившийся налоговый инспектор,— ну, тогда давай показывай налоговые накладные по НДС".

А налоговые накладные по НДС — это как раз такой документ, который составляет, во-первых, не само предприятие, а его поставщики.

Во-вторых, от него зависят колоссальные суммы налогоуменьшений, которые предприятие уже показало и доказать может только налоговыми накладными.

А в-третьих, это такой документ, в котором наверняка, обязательно будут ошибки. К чести инспекторов нужно сказать, что они сами требуют показать налоговые накладные ну только уже в самом крайнем случае. Или заказали директора фирмы, или упирается бухгалтер и не хочет платить ни бюджету, ни самому инспектору. Тогда уже говорят:"Показывай налоговые накладные".

А так — сами инспектора понимают, что если поступать по Закону и проверять налоговые накладные согласно Закону, то НДС тогда вообще превратится в налог со всего оборота по ставке 20 %. А это ухайдокает все предприятия. В конце концов, самим налоговым инспекторам некого будет проверять.

III

А что интересно в мире творится c НДС? Ведь одной из причин, почему нам не дают без него обойтись, это то, что говорят: "У-у-у, нельзя отменять такой цивилизованный налог, который есть во всем мире".

Что же есть действительно во всем мире?

В США НДС нет вообще и никогда не было. США от нас требует, чтоб у нас был НДС, а у себя они его не заводят.

Говорят, что НДС есть в Японии. Есть. Три процента! Трехпроцентный НДС, и то — правительство, которое его ввело, вынуждено было практически тут же уйти в отставку.

Правда, в Европе налог на добавленную стоимость имеется, и он там нормальный. Но он же там все равно не такой глупый, как у нас. По крайней мере, когда европейцы могут от каких-то глупостей избавиться, они от них с удовольствием избавляются…

IV

Почему же государство не может ввести простой, не избегаемый, легко контролируемый налог с оборота (со ставками, дифференцированными по отраслям, чтобы соблюдалась справедливость, и чтобы не оказалось, что в какой-то отрасли более выгодно его платить, чем в другой отрасли)?

Всё, с моей точки зрения, объясняется очень просто. Если налог будет легко собираемый, легко контролируемый, не избегаемый, то за что же тогда государство сможет прищучить предприятие?

И поэтому в условиях демократии, когда нельзя наказать, например, за то, что предприятия финансирует не ту партию, которую нужно, за то, что руководитель предприятии плохо себя ведет, остается лишь одно – наказать за неуплату налогов. А для этого налоги должны быть такими, чтобы их невозможно было заплатить при всем желании. И не потому что большие, а то ж еще могут и заплатить, чего доброго. Нужно, чтоб они были такими сложными и такими запутанными, как как раз НДС.

НДС, как и вообще система налогообложения в Украине, выполняет полицейскую, карательную функцию.

Заодно она выполняет функцию искусственного решения проблемы безработицы, искусственной занятости. Скажем, когда налоги сложные, требуется огромная масса бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, которые всему этому учат, налоговых инспекторов, налоговых милиционеров... Если ввести для всех упрощенную систему налогообложения, все эти слои населения останутся без работы.

Единственная функция, которую налоги пока не выполняют,— это собирать средства в бюджет. Для образования, для здравоохранения, для всего остального. А так — всем наши налоги хороши!

***

Чем больше государство будет свирепствовать, тем меньше получит в бюджет. Почему бюджет сейчас вообще получает хоть какие-то налоги? Потому что еще не всюду директора договорились с бухгалтерами. Ведь знает, как обойти налоги, бухгалтер, а нужно оно директору. А они договорились еще не всюду. Но если бюджет будет продолжать дразнить предприятия, то они таки договорятся. И тогда Родина налогов уже не получит вообще.

Из региональной

TV

-программы Александра Кирша «Внештатный советник» (включая фрагменты подготовленной передачи, не звучавшие в эфире)