УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Лукашенко стал Иродом

Лукашенко стал Иродом

Бессменный вождь Белоруссии Александр Лукашенко теперь, кроме прозвища «бацька», может претендовать на славу древнеримских правителей Ирода и Нерона – гонителей христиан. Недавно он так перепугался религиозных деятелей, прибывших из Грузии, для поддержки мирными методами, а точнее – молитвой, оппозиции, что засадил их в казематы КГБ. Прямо на Октябрьской площади в центре Минска лукашенковские опричники арестовали представителей Центра религиозных исследований Грузии.

После суточного заточения, допросов и угроз расстрелом епископа Баптистской церкви Грузии Малхаза (Сонгулашвили), протоиерея Василия Кобахидзе и директора Центра религиозных исследований Ладо Гогиашвили депортировали на родину (только после протестов МИДа и парламента Грузии).

Их путь пролег чрез Киев, где они рассказали о своих впечатлениях от режима Лукашенко, действий КГБ и увиденных акций оппозиции. Кстати, это единственные грузины, которым чудом (или как они говорят – по воле Божьей) удалось попасть в Минск и побывать на митинге белорусской оппозиции. «Сегодня пребывание на территории Белоруссии с грузинским паспортом уже воспринимается властью как криминал», - говорят представители Центра религиозных исследователей. Предлагаем вниманию читателей рассказы непосредственных участников «международного скандала».

Василий Кобахидзе, протоиерей:

– Целю нашей поездки в Беларусь было показать, что христиане должны быть всегда в первых рядах, когда идет борьба за свободу, за права человека. Мы хотели побывать на митинге белорусской оппозиции, который был объявлен на 19 марта. Нам очень повезло легально въехать на территорию Беларуси. Ехали мы поездом через Киев. Белорусские пограничники проверяли нас пять раз. На перроне было полно военных. Нам даже запретили говорить на грузинском языке. Всех грузин сняли с поезда. Только нам, с Божьей помощью, удалось проехать.

В Минске у нас было много встреч с общественными и политическими деятелями, в том числе - представителями оппозиции. Можем искренне заявить, белорусы - достойный народ, с древней христианской культурой.

19 марта вечером мы пошли на первый митинг. Прямо на Октябрьской площади мы совершили экуменическую молитву. Мы были в подрясниках, а поэтому, видно, привлекли внимание КГБ. Сперва нас преследовали тайно, фотографировали.

На Октябрьской площади развернули грузинский национальный флаг. К сожалению, у нас не было древка, но рядом на площади были украинцы с флагами, и мы попросили их прикрепить к древкам грузинские флаги. Думаю, это очень символично, что украинские и грузинские флаги развевались в Минске вместе.

На другой день мы принесли много грузинских флагов. Раздали их представителям разных делегаций. Белорусские КГБшники потом нам открыто сказали: «Это вам не Украина!» Это правда, Белоруссия во главе с Лукашенко - это не Украина. Там люди очень запуганы. Поэтому демократической оппозиции придется много работать, рисковать, что бы разрушить режим Лукашенка. Быть грузином, а тем более с грузинским паспортом в Белоруссии - это уже преступление. А за поднятие грузинского флага могут и расстрелять. Так нам заявило КГБ.

Мы считаем, что говорить о свободе - это долг каждого христианина. Также каждый священнослужитель обязан участвовать в жизни своего народа, вместе бороться за права людей. Оранжевая революция в Украине, Революция роз в Грузии – это не переворот для захвата власти, это борьба за перемену общественной жизни. В такие переломные моменты духовенству недопустимо дистанцироваться от народа. Например, на киевском Майдане каждый день проходили экуменические молебны.

Мы на митинге были 19 и 20 марта. 20 числа, около половины 10 мы немного отошли от площади и нас сразу же взяли. Подъехали три дорогих джипа, из них вышли ребята, которые показали удостоверение работников КГБ. И нас запихали в машину, хотя с документами все было в порядке. Мы даже в гостинце зарегистрировались, но это не помогло.

Нас привезли в какой-то изолятор, и эти молодые кегебешники начали в разных комнатах допрос. Вопросы были разные. Даже спрашивали, как зовут моего меленького сына? За кого я голосовал в Грузии во время президентских выборов? Это абсолютное беззаконие. Я успел позвонить в Грузию и сообщить, что мы арестованы.

На допросе нас спрашивали, кто ми такие. Они говорили, что им непонятно, что делают священнослужители на несанкционированном митинге. Теперь я уже хорошо знаю Уголовный кодекс Беларуси (смеется – Ю.Д.). Нам инкриминировали статью 371, часть вторую. Заявили, что даже возбудили уголовное дело по факту терроризма. А эта статья предусматривает расстрел! «Сейчас вы вообще можете потеряться, и никто о вас не будет знать», - пугали нас представителя КДБ. Нам показали фотографии, на которых мы запечатлены во время пребывания на белорусской территории, уже с начала пересечения границы.

Был даже психологический прессинг – нас повили в помещение, где спецподразделения спецназа, в полной экипировке, демонстрировали свои навыки. Взяли наши отпечатки пальцев, после чего перевели в милицию (знаю даже адрес – Старовиленский тракт, 77 или 79), где продолжали допрашивать.

Под конец уже спросили: вы, что, какие-то фигуры в Грузии, что из себя представляете? Оказывается, наш МИД и парламент выступили с протестами. Позже мы узнали, что Грузии на ее заявления белорусская сторона ответила, что о нас вообще не знает. На прощание нам заявили, что поскольку уголовное дело возбуждено, то, как только мы появимся на территории страны, нас расстреляют. Суда не было, адвоката не предоставили, с консулом связаться не дали.

Теперь мы убедились, что Белоруссия сильно отличатся от Украины и Грузии. Режимы Шеварднадзе и Кучмы были ослабленными, а народ имел чувство самосознания. Белорусский народ тоже имеет чувство самосознания, но Лукашенко смог создать эффективную, тоталитарную, сатанинскую систему, и Россия, поставляя за бесценок нефть и газ, дает ему силы. Поэтому некоторые слои населения довольны, получая большую пенсию, зарплату. Главный девиз белорусского телевидения – мы все улыбаемся, мы за стабильность! Поэтому белоруской оппозиции предстоит более тяжелая борьба. Но ей нужно помочь.

Малхаз (Сонгулашвили), епископ Баптистской церкви Грузии:

- Я был в облачении, поэтому представителям белорусский власти было очень легко меня заметить. Власть в лице КГБ отрицательно отнеслась к нам, как представителям религиозных организаций. Они считают, что служители церкви не имеют права вмешиваться в политическую борьбу. В том, что мы приехали в Минск и хотели помолиться с народом на Октябрьской площади, они увидели вмешательство. Для них религия - это только замкнутый круг верующих, которые не имеют права высовывать свой носза рамки церкви. Главное наше свидетельство в том, что как верующие, так и неверующие, должны принимать участие в освобождении белорусского народа. Он заслуживает свободы и демократии.

В Минске мы встречались со многими интеллектуалами. Они адекватно понимают свою ситуацию. Наверное, им понадобится храбрость, что бы воплотить идеи, освободится от тоталитарного режима. За два дня мы успели возлюбить этот народ. Белорусы - очень хорошие, трудолюбивые люди.

Сейчас народ зазомбирован. Если бы вы посмотрели на то, что показывают на телевидении, то ужаснулись! Даже представители молодого поколения говорят вещи, о которых говорили только в советские времена, во время Сталина и Брежнева. Молодежь обычно так не думает. Этот режим заставляет все поколения принимать участия в своем восхвалении. Нас обнадеживает, что мы встретились с разными поколениями. Все они понимаю, что так продолжаться нельзя. Время подходит, что бы белорусский народ взял инициативу. Мы видели, что на Октябрьской площади не хватает еще храбрости. Молимся, за то, что бы народ взял на себя ответственность за свое будущее.

Ладо Гогиашвили, директор Центра религиозных исследований Грузии:

- Важно не то, что мы попали в руки знакомой организации (я в советские времена имел неприятности за свои взгляды, меня даже исключали с университета), важнее, что мы попали в знакомую страну. Диктатору Лукашенко нахватает малого, чтобы полностью воссоздать Советский Союз. Впечатления очень мрачные. Особенно от этих новостей по телевидению, которые мы смотрели в гостинице. Что они передают, и как они это делают - Это ужас!

Вечером, на митинге, мы увидели своими глазами людей, которыми так пугало белорусское ТВ и которых Лукашенко называл «подонками». Это настоящие герои. Они, несмотря ни на что, осмелились выйти на улицу и протестовать. Эти люди рано или поздно добьются свободы.

Относительно КГБ, то оно такое же, как было и при Советском Союзе. Такие же следователи, такие же методы: они вам то улыбаются, то грозят. Они развели для допросов нас в разные комнаты и говорили нам: тот сказал о тебе, а ему говорили, что я оговорил его и так далее. Одним словом, старый метод. Когда мы снимали события на видео, случайно в кадр попал телевизор в номере гостиницы. Там что-то показывали. Следователи у нас спрашивали, зачем вы снимали кадры телепередач? Разве это секрет, если это показывают в эфире? Они нам говорили, что в Белоруссии – открытость. Но зачем тогда такие допросы? Белорусское КГБ модернизировалось – у его сотрудников есть доступ к Интернету, информации, но мышление пока осталось старым.

Даже Сталин со своим аппаратом и Берией, не смогли арестовать всех. Оставались люди на свободе, которые добились таки нормальной жизни без КГБ и приказов. Думаю, что героизм и личный пример белоруской оппозиции обязательно приведет к победе. Лукашенко не сможет вечно держать народ под замком. Есть Интернет, спутниковое телевидение. Нас очень удивило, что в гостинице, где мы останавливались, показывали грузинский канал.

А еще я не могу понять, почему религиозных людей сажают за молитву! Водку в компании пить можно, а молиться без разрешения Лукашенки - нет… Несомненно, это последний бастион тоталитаризма в Европе.

Нам повезло, что за нас заступились масса людей. С заявлениями выступили парламент Грузии, МИД, народный защитник Грузии, миссия ОБСЭ, миссия Евросоюза, миссия ООН. Белорусское правительство до сих пор говорит, что не видело нас никогда и не знает, о чем речь. Но мы имеем документ (показывает справку из райотдела и паспорт с печатью о депортации – Ю.Д.), что нас депортировали с территории этого государства. Теперь будем говорить правду о том, что у видели. Конечно, это расходится с тем, о чем кричит пропаганда Лукашенка и Москвы. Скажу еще одно: все эти наблюдатели, которые были на президентских выборах в Белоруссии на девяносто процентов из России. Они все какие-то бывшие народные депутаты, а на практике просто – одиозные личности. Мы встречались со многими белорусами, которые пока не могут говорить правду. Для нас большая честь быть их голосом.