УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бацька может спать спокойно

Бацька может спать спокойно

Чуда не произошло: Центризбирком Беларуси, решив порадовать «бацьку», подарил ему 83% народного признания, перевыполнив предполагаемый президентом результат. Оппонентам в очередной раз кинули крохи с барского стола. На предыдущих выборах электоральные аппетиты царствующего президента были скромнее: тогдашний главный оппонент Лукашенко Владимир Гончарик получил 16,65% голосов, в отличие от Александра Милинкевича, которому на нынешних выборах досталось чуть более 6% голосов избирателей.

Сама оппозиция, естественно, оперирует совершенно другими данными, зная свой реальный уровень влияния в обществе. Милинкевич и его сторонники отказываются признавать официальные результаты выборов и требуют переголосования. Их поддерживает Европа и США. Россия традиционно на стороне удобного ей Лукашенко, добавляя ему сил и уверенности в себе. Разгон милицией протестующих против сфальсифицированных результатов выборов - яркое тому подтверждение.

А могло ли быть по-другому? Сформировалась ли в стране серьезная оппозиция действующему режиму?

Начало серии так называемых «цветных революций» положили Азербайджан и Грузия в конце 2003 года – страны, уже имеющие определенный опыт борьбы с авторитарной властью (свержение первого президента Грузии З. Гамсахурдиа в 1992 году и двух предшественников Г. Алиева в Азербайджане) и серьезно уменьшившие свое благосостояние в междоусобных военных конфликтах. Азербайджанцы выбирали себе президента, а грузины – парламент. Оба народа были доведены до отчаяния нищетой и безработицей, а погрязшие в коррупции властные верхушки обоих государств, обрекшие людей на страдания, не желали расставаться со своим привилегированным положением и делали все возможное, чтобы не дать людям выразить свою истинную политическую волю.

Противостояние сторонников оппозиции и правительства в этих странах стало неизбежным. Азербайджанской оппозиции не удалось, увы, предотвратить избрания президентом сына и наследника Гейдара Алиева – Ильхама, что повлекло за собой как минимум пятилетнюю консервацию сложившейся в стране социально – экономической ситуации. Грузинской оппозиции повезло гораздо больше, чем их азербайджанским коллегам. Они не только добились отмены сфальсифицированных результатов парламентских выборов, но и вынудили президента Шеварднадзе уйти в отставку, освободив место молодому и энергичному Саакашвили.

Вслед за Грузией революциями завершились президентские выборы в Украине 2004 года и парламентские 2005-го в Киргизии, приведшие к свержению президента Аскара Акаева, правившего страной 15 лет. Но на этом пока что все и закончилось. Все последующие попытки оппозиции других стран тем или иным способом поменять существующую у них власть жестоко подавлялись той самой властью. Кровавой трагедией завершились народные выступления в узбекском Андижане. Снова были разогнаны демонстранты в Азербайджане, протестующие против сфальсифицированных результатов уже парламентских выборов.

Прослеживается интересная закономерность. К успеху революций привели, с одной стороны, бедственное материальное положение населения и его абсолютная социальная незащищенность, с другой, - утратившие всяческое доверие народа государственные лидеры, по каким-либо причинам не способные применить силу к сторонникам оппозиции. Кроме того, оппозиция Грузии, Украины и Киргизии имела ярких и харизматических предводителей, сумевших объединить вокруг себя всех противников действующей власти и выступить против неё единым фронтом. В Грузии таковыми стали М. Саакашвили и Н. Буржанадзе, в Украине – В. Ющенко и Ю. Тимошенко, а в Киргизии – К. Бакиев и Ф. Кулов.

Ни азербайджанская, ни, тем более, узбекская оппозиции подобным единством похвастаться не могут. И президенты этих двух стран – Алиев и Каримов имели куда более прочные позиции и авторитет на родине, чем их коллеги Шеварднадзе, Кучма и Акаев (политические режимы Азербайджана и Узбекистана практически идентичны. Глава государства полностью контролирует армию, все силовые структуры, судебную систему и законодательную власть в лице парламента). В их государствах вряд ли мог произойти такой «казус», как оправдание судом популярного оппозиционера, обвиненного властью в совершении ряда экономических преступлений, и невозможность упрятать его за решетку.

Именно так произошло в Киргизии во время суда над Феликсом Куловым (позже он все-таки был осужден благодаря открытому давлению властей на суды) и в Украине, где фактически развалилось судебное дело против Юлии Тимошенко. А ведь это яркое свидетельство того, что свергнутые грузинский, украинский и киргизский режимы не контролировали государственный аппарат и судебные органы на все 100%.

Какой же напрашивается вывод? Только один – «джинсовой» революции в Беларуси, скорее всего, не будет. Во-первых, среди всех постсоветских стран Беларусь имеет не самые плохие экономические показатели (уровень ВВП на душу населения, ситуации с инфляцией и безработицей лучше, чем у соседей по СНГ), в стране действуют многие социальные программы, исправно платятся зарплаты и пенсии, что, естественно поддерживает высокий рейтинг Лукашенко. Во-вторых, благодаря государственному контролю над средствами производства, ценами, курсом валют и фактически отсутствию в стране сколько-нибудь серьезного частного бизнеса и крупных предпринимателей минимален разрыв между богатыми и бедными.

И в Украине, и в Грузии, и в Киргизии ситуация была абсолютно иная: неравенство положения и возможностей трудового народа, живущего на одну зарплату, и богачей, большинство из которых заработали свои капиталы незаконным путем, тотальное притеснение мелкого предпринимателя ощущалось очень серьезно. И, в-третьих, авторитаризм режима Лукашенко и его бескомпромиссность по отношению к инакомыслящим не дают подняться в полный рост демократическим свободам.