УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дорожная карта для Украины

777
Дорожная карта для Украины

«Обозреватель» старается не оставлять без внимания деятельность такого важного органа в системе обеспечения безопасности страны, как Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Мы внимательно отслеживали ситуацию с назначением Анатолия Кинаха по пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), последующие внутренние изменения в подчиненном ему ведомстве, а также внешние результаты работы.

После проведенных реорганизаций и кадровых чисток обновленной команде нашлась достойная работа. Недавно Президент Украины Виктор Ющенко подписал распоряжение, которым образовал рабочую группу по разработке проекта Стратегии национальной безопасности Украины.

Руководителем рабочей группы, которая в трехмесячный срок должна подготовить и представить проект Стратегии, назначен первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Василий Крутов. Этим же распоряжением утвержден персональный состав рабочей группы.

Напомним, что 9 февраля, выступая в парламенте с обращением в связи с Посланием Президента Украины в Верховную Раду "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году", Виктор Ющенко пообещал, что в этом году общественность и политикум увидят сразу две Стратегии - нацбезопасности и военной безопасности.

Безусловно, в стране должны быть четко прописаны основополагающие моменты, которые регламентируют основные направления обеспечения ее безопасности. В мире выработаны различные подходы к разработке основополагающих документов государства в сфере национальной безопасности, поэтому рабочей группе, по меньшей мере, уже не нужно будет изобретать велосипед.

Но если быть последовательным, то разработка Стратегии национальной безопасности Украины должна начинаться не на пустом месте, а плавно следовать за разработкой и принятием тех документов, которые составляют ее условный фундамент.

Прежде всего, должна быть сформулирована национальная идея, четко обозначены национальные интересы страны и пути их реализации. И только потом будет уместно говорить о стратегии обеспечения их безопасной реализации, т.е. Стратегии национальной безопасности страны. Сделано ли это сейчас в стране? Видимо, пока нет.

Кроме того, нельзя ставить знак тождества между Стратегий национальной безопасности Украины и Стратегий военной безопасности. Наоборот, стратегия военной безопасности должна по своей сути занимать подчиненное положение, будучи в какой-то мере составной частью общей стратегии национальной безопасности, дополняя ее.

Также играет роль правовой статус этого документа. Можно не сомневаться, что разработчики заложат в него положения, связанные с намерениями Украины быть членом НАТО. Но это автоматически даст вполне законное право любому депутату Верховной Рады поставить вопрос, например, перед Конституционным Судом, об отмене этой Стратегии как вступающей в противоречия с Основным Законом страны.

Особого интереса заслуживает состав рабочей группы по разработке проекта Стратегии. Большую ее часть составили руководители силовых структур и правоохранительных органов. Это позволит им привлечь к работе над проектом интеллектуальный потенциал своих ведомств, прежде всего - научно-исследовательских структур.

Немаловажно и то, что личные взгляды членов рабочей группы во многом соответствуют курсу, избранному нынешней президентской командой. Это позволит избежать конфликтов по ключевым вопросам Стратегии особенно в части деятельности силовых структур, оборонно-промышленного комплекса, а также евроатлантической интеграции.

Хотя все равно нельзя исключать, что некоторые структуры попытаются лоббировать свои интересы через «своих» экспертов. Но по этой же причине от рабочей группы не приходится ждать «революционных» идей и кардинальных практических шагов в сфере обеспечения национальной безопасности.

В рабочую группу вошли люди, близкие к ее руководителю – первому заместителю секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Василию Крутову. Многие из них представляют СБУ, но их компетентность в вопросах национальной безопасности среди специалистов вызывает улыбку. Почтенный возраст, советская подготовка и непрошибаемые стереотипы – не лучшее подспорье для создания действительно современной стратегии.

Достаточно взглянуть на материалы, опубликованные на сайтах и в изданиях, связанных с СНБОУ. Настораживает также, что среди членов рабочей группы не замечены специалисты в сфере информационной, энергетической, экономической безопасности и других жизненно важных сфер.

Да что там говорить – чего стоит заявление Юрия Енахурова, который во время своего прошлогоднего визита в США заявил, что при разработке проекта Стратегии экономического развития Украина обратится за помощью к международным организациям.

Впрочем, уже сейчас можно прогнозировать общие черты стратегии. С почти стопроцентной уверенностью можно говорить, что минимальным будет доля тех экспертов, которые могут говорить о развитии, в частности, украинской армии в духе тех положительных Вооруженных Сил СССР. Не больший вес будут иметь те, кто осмелится предлагать собственный национальный путь обеспечения безопасности страны.

К тому же надо учесть, что в Украине вообще отсутствует эффективная, и, главное, открытая система подготовки национальной политической, государственной, военной и правоохранительной элиты.

А ведь Украина исторически была и есть «ключом» не только к единству славянских народов, но играет роль ключевого звена в разнообразных союзах, причем, не важно каких – политических или экономических (СССР, СНГ, ЕЭП и т.п.). Не стоит забывать, что на Западе не заинтересованы в появлении на карте мира еще одного центра влияния. А России не выгодна наша полная интеграция в европейские системы безопасности.

Представьте, что Украина вдруг изменит свои приоритеты в плане интеграции в НАТО или ЕС и повернется к расширению связей с Россией, Республикой Беларусь и к какой-либо форме объединения с ними. Или наоборот - возьмет на себя миссию урегулирования конфликтов на Балканах, других регионах и, соответственно, сможет распространить свое влияния на эти регионы. Очевидно, это прибавит головной боли не одному высшему должностному лицу в Америке, России или любой стране Запада. Чтобы этого не произошло, нашим «партнерам» необходимо исключить саму возможность появления таких идей и планов, ибо проблему легче упредить и не допустить, чем потом ее «разгребать».

Все наши благие намерения будут натыкаться на агрессивное желание Запада видеть своими партнерами только тех, кто полностью соответствует его стандартам, признает его идеологический приоритет в формировании основ нового мирового порядка, а также «трансформируется» в соответствии с предложенными «оттуда» сценариями.

Все это приводит к одному выводу: для обеспечения национальной безопасности страны нужны не скороспелые подтверждения силы, а продуманный алгоритм выхода на новые рубежи. Следует все время помнить старую китайскую притчу о дерущихся тиграх и мудрой обезьяне, наблюдавшей за ними с дерева.

Перед выборами в стране было озвучено множество концепций и стратегий, по существу, каждая партия предлагала подобные документы (или псевдодокументы). Но от них никто ничего не ждет. И так же логично, что они в своем большинстве будут «похоронены» на следующий день после выборов. Не хотелось бы, чтобы аналогичная судьба ожидала проект Стратегии национальной безопасности страны.Наша бизнес-политическая элита из всех составляющих национальной безопасности реально озабочена лишь одним ее компонентом – безопасностью своей власти и бизнеса. Ожидать от нее активности в других направлениях пока не приходится. Но все же говорить об этой проблеме нужно, ибо ни одна власть в мире не бывает вечной, а вот интересы страны и нации всегда были, есть и будут.