УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Генеральный продюсер «1+1» Ольга Герасимьюк: «Я никогда не считала себя слабой женщиной»

Генеральный продюсер «1+1» Ольга Герасимьюк: «Я никогда не считала себя слабой женщиной»

Ее телевизионный образ никто никогда не связывал с политикой, даже после того, как она начала вести программу «Иду на вы». Именно поэтому ее решение баллотироваться в депутаты по списку Блока «Наша Украина» для многих стало сюрпризом. В интервью «БЦ» Ольга Герасимьюк рассказывает, почему она решилась на такой шаг и как будет совмещать журналистику с политикой.

– Звучали очень разные оценки относительно появления известных журналистов в избирательных списках политических сил. Как вы решили для себя проблему этической грани между журналистикой и политикой?

– Моя деятельность в журналистике всегда была связана с общественной деятельностью. Ведь темы, звучавшие ранее в «Версиях», а теперь в «Без табу», не могут оставаться лишь на бумаге или на экране. И мы всегда, я и моя команда (ведь это коллективная работа), отстаивали права героев наших передач, ходили по кабинетам, по министрам. Хотя нас никто не обязывал. Поэтому для меня данный шаг является продолжением этой деятельности, возможно, уже на другом уровне, который даст мне больше возможностей. Что касается журналистики, то считаю, что имею полное право остаться в этой профессии. В моем случае политика и журналистика не противоречат друг другу. А программу «Иду на вы» я отказалась вести по этическим соображениям. Поскольку все, что я говорила раньше и буду говорить сейчас, могут трактовать по-разному. Таким образом я дала возможность реализоваться другому журналисту и хотела бы, чтобы он утвердился.

– Почему вы выбрали именно Эдуарда Лозового?

– Хотелось видеть на этом месте журналиста, которого уважают, сформированную личность. Кроме того, я выбирала среди своих. Сейчас мы вводим на канале следующий принцип: нужно давать дорогу своим, они должны идти вверх, а не сидеть годами на одном месте. Эдик работает в ТСН уже восемь лет. Он очень принципиальный, интересный и образованный человек, у него своя точка зрения, которая вызывает уважение. Пусть попробует. Никакой политики в этом выборе не было. Что касается моего возможного влияния на канале… Ну, во-первых, я и раньше ни на кого не оказывала давления. Во-вторых, наш эфир ярко свидетельствует о том, что мы стремимся к высоким демократическим стандартам в журналистике, а это означает, что разнообразие точек зрения и непредвзятость являются нашим правилом, выполнение которого я как продюсер гарантирую. В-третьих, мы сейчас завершаем работу над документом, который будет регулировать редакционную политику.

– Когда он будет обнародован?

– Уже скоро. На днях приезжал наш британский консультант Стюарт Первиз, который помогает в этом деле. Работают над документом Андрей Тычина, Олесь Терещенко, Анна Безулык, наши юристы и аналитики. Его подпишут все, кто трудится на канале. Документ будет регулировать наши внутренние отношения, он также формулирует принципы, которыми журналисты будут руководствоваться в своей работе.

– Некоторые аналитики связывают ваше появление в списках «Нашей Украины» с окончанием срока лицензии «1+1». Что бы вы могли на это ответить?

– Впервые слышу. Вообще, срок лицензии заканчивается осенью. До того момента могут произойти любые изменения. Прежде чем принять предложение баллотироваться в депутаты, я, как вы понимаете, хорошо подумала. Ведь я взяла на себя большое количество обязательств по реорганизации работы канала. Мы начали много проектов. И я считаю себя ответственной за них и команду, которую к ним привлекли. Оставить это лишь потому, что заканчивается лицензия?..

– Нет, говорят, потому что, мол, каналу легче будет решить вопрос лицензирования...

– Нет. Канал, по оценкам, – среди самых объективных, если речь идет о возможной заангажированности. И это видно на экране. Обо всех государственно-созидательных процессах мы говорим конструктивно и с большой надеждой на то, что новое государство Украина, о котором мечтает общество, состоится. У всех, кто говорит об использовании канала как информационного ресурса в предвыборный период, нет ни одного факта. А вопрос лицензирования будет решаться в законном порядке.

– Как после выборов вы собираетесь совмещать депутатство с должностью генерального продюсера?

– Совмещать журналистику и депутатскую деятельность я имею право. А что касается должности, то тут сложнее. Возможно, я буду в какой-то другой форме сотрудничать с каналом, об этом нужно подумать. В любом случае это будет четко определенный законом путь.

– В этом контексте также все говорят о приходе на «1+1» Влада Ряшина...

– Это сплетни. В мире существует такая практика: руководители конкурирующих каналов не имеют права переходить на руководящие должности к тем, с кем они конкурировали. Конечно, я не знаю, на каких условиях был уволен Влад. А сплетни были опровергнуты в тех же СМИ, где они появились. Хотя не буду лукавить и скажу, что журналистский подход к освещению данной темы показался мне некорректным. Сначала информация появилась на «Главреде» под рубрикой «Слухи». Эти слухи висели дней десять и обрастали комментариями. Причем никто не захотел позвонить кому-то и попросить подтвердить или опровергнуть данные сведения, как это всегда делается. Не знаю, обращались ли к Ряшину, но мне точно никто не звонил. Меня удивило, что это делали те журналисты, которые много говорят об объективности и демократических принципах.

– Вам как женщине тяжело делать карьеру? Ведь к слабому полу у нас все еще существует предвзятое отношение...

– В начале своего творческого пути я имела перед собой нуль перспектив именно из-за того, что я женщина. Поскольку даже если женщина напишет расписку, что она никогда не выйдет замуж и не родит детей, ей это не поможет. В то время я не имела права вступить в партию, которая открыла бы мне дорогу в какие-то высшие сферы. Но это меня никогда не огорчало, потому что я не считала себя слабой женщиной. А в нашей профессии не бывает женщин и мужчин, есть только профессионалы и бездари. Порой, правда, задумаешься: все, что скажет занимающий определенную должность мужчина, воспринимается нормально, а все, произнесенное женщиной, нужно говорить особенно убедительно. Но как бы ты ни говорила, все равно услышишь, что ты стерва... По-видимому, мы сами в начале творения мира позволили мужчинам создать его по своим правилам. Теперь с этим нужно считаться и вместо того, чтобы вести баталии за свои права, следует, зная правила мужского мира, добавлять к ним свои безусловные преимущества и умение – и ты победишь. Кого-то это обижает, потому что нужны дополнительные усилия, кого-то закаляет. Для меня это хорошая школа. Поэтому проблему женского неравенства я никогда не воспринимала болезненно. В нашем обществе все равно всем руководят женщины.

– Вы в основном работали над публицистическими программами. Как вы оцениваете украинскую телевизионную публицистику?

– Если бы вы подсказали, где она есть. Возможно, это признак времени. Потому что телевидение – это новости, кино и развлечения. И чем дальше, тем это будет очевиднее. Публицистические проекты – счастливое исключение. Особенно хорошие.

– Звучит очень пессимистично...

– Почему? Нужно жить своей жизнью, а к телевидению относиться, как к развлечению. Пока же ТВ все еще используют как пропагандистскую машину. И подход к нему сегодня в мире очень быстро меняется. Говорят, скоро вместо телевидения вообще возникнет что-то абсолютно новое.Но как бы там ни было, не телевидение воспитывает человека. Поэтому хорошая публицистическая программа или хороший интеллектуальный фильм, к сожалению, не для массового просмотра.

– В конце концов, это вечная дискуссия: одни говорят, что нужно опуститься до уровня массы, другие – создавать продукт, который будет повышать политическую, правовую культуру, в целом культурный уровень населения, хотя, очевидно, это плохо сочетается с бизнесом, рейтингами и так далее. Вы к чему склоняетесь?

– Но может быть и социально ответственный бизнес, когда деньги работают на благо страны. Я просто не очень верю в воспитательную роль масс-медиа. Ведь у людей сегодня большой выбор. Они не будут читать газету, которая пытается их воспитывать. Потому, может, стоит вести разговор о качестве продукта СМИ. В конце концов, своих детей мы воспитываем не тем, что воспитываем, а тем, какой они видят нашу жизнь. Я за то, чтобы масс-медиа повышали свой профессиональный уровень, а не занимались воспитанием. Что касается зависимости от рейтингов, то, не отрицая этого, я все же скажу, что в дни, особенно важные для страны, мы снимаем с эфира развлекательные программы и сериалы, приносящие каналу деньги, и ставим социально значимые проекты, которые не дают «цифры», но прибавляют достоинства.

"Без цензуры"