УкраїнськаУКР
русскийРУС

Владимир Щербань: "Ахметов внес за меня залог"

Владимир Щербань: 'Ахметов внес за меня залог'

Вступление к интервью: «Владимир Щербань держит ответ на «Обозе» читайте тут

Видео дня

«Луценко просто побоялся меня встретить»

Ваше возвращение получилось спонтанным или вы его со своими «политическими друзьями»: Ахметовым, Януковичем, Тарутой, Гайдуком согласовывали?

Ни с кем я его не согласовывал! За все время нахождения в Штатах я ни одного звонка ни Януковичу, ни Ахметову, ни Таруте, ни Гайдуку, ни Кучме не сделал.

Кто-то из них с возвращением вас поздравил?

Не успели еще, координат не знают – у меня ж до вчерашнего дня даже телефона не было (смеется ).

Получается, «прикрытие» вам тут никто не обеспечивал?

Какое «прикрытие», о чем вы говорите?! Дату возвращения я не скрывал; в Америке, по крайней мере, она всем известна была. Для того чтобы отбыть на родину, необходимо было сперва завершить множественные юридические процедуры – официально подать документы в миграционный суд, где находилось прошение о предоставлении политического убежища... Там же были мои паспорта – внутренний и заграничный, два миллиона долларов залога…

Внесенные компанией СКМ?

Да, СКМ.

Вы Ахметова об этом просили или он сам предложил?

Это уж вы у него спросите.

Но вы ведь знаете, кто за вас вступился. Ахметов?

(молча кивает).

ИСД заплатить не захотело?

Если предположить, что в СКМ случился бы какой-то невероятный форс-мажор, то тогда, конечно, внес бы и ИСД.

Министр Луценко утверждает: вас депортировали. Более того, ваш реверс – подкоп под его кресло.

Если Щербань решает сегодня судьбу Луценко, то, значит, такова его, Луценко, цена. И я этим очень горд!

Что ж он вас встречать-то не приехал?

Побоялся! Слабость и трусость не позволили! Они все меня боятся, чтоб вы знали!

Зачем вам политическое убежище понадобилось?

Как вынужденная мера, временное пристанище на период, пока в моей стране за мной незаконно гоняются. Я, однако, понимал: пока не докажу свою невиновность на родине, пятно все равно останется. Задача была, прежде всего, отмыть свое честное имя. Сделать это в прошлом году мне, поверьте, не удалось бы. Я ведь не новичок в политике, умею анализировать, просчитывать наперед… Юрия Костенко я еще в 2002-м предупреждал: «Наступит время, вы пожалеете о том, что пытаетесь поменять режим. Почему? Да потому, что нарушите существующую стабильность!».

Разговор происходил, вероятно,после того, как вы в ВР по списку блока «НУ» избрались?

Да, в мае, кажется… Мне, кстати, есть, что рассказать об истории того избрания, но я пока, пожалуй, воздержусь.

Кое-кто полагает: в вашем нынешнем деле не обошлось без вмешательства некоторых высших лиц из «НУ», якобы мстивших вам таким образом за 2002-й год. Кивали, в частности, на Порошенко.

Действительно, за всем происходившем со мной в последний год стоят, как я понимаю, люди из окружения… Возможно, и Порошенко.

Окружения Президента?

Конечно! Я всех поименно знаю, придет время – назову… Примером, Луценко. У него лютая ненависть ко мне!

Вот сидит мой адвокат (Щербань общался с «Обозом» в присутствии своего адвоката Николая Евдокименко – С.К.), он четырежды ко мне в Америку прилетал. Когда познакомился с обвинениями, мы только начали понимать, о чем вообще речь идет. В тюрьме во Флориде от американских адвокатов-обвинителей я впервые услышал некоторые фамилии… Тогда-то стали догадываться, откуда «ноги растут»...

Президент считает: вы бросили вызов…

Еще раз: я горд тем, что сегодня мой политический вес в Украине равен политическому весу всей оранжевой команды. У меня нет здесь ни работы, ни должности, одни обвинения, но я, тем не менее, являюсь раздражителем на самом высоком уровне.

«Я не покупал визы за пять миллионов долларов»

Вряд ли бы вы стали возвращаться, не имея уверенности в собственной безопасности.

Что такое преследования, мне известно еще с 1996-го года, когда Кучма меня уволили с поста главы Донецкой обладминистрации. Вслух об этом, конечно, не говорилось, но одной из истинных причин было то, что я якобы организовывал покушение на Премьера Лазаренко, случившееся тут, в Киеве, на Рыбальском мосту. Нужно ли было оправдываться? Нет, время само все по местам расставило….

Так и сейчас. Ведь я-то знаю, что прав, так как не нарушал законодательства ни украинского, ни американского... разве что миграционное…

Глупо, конечно, попались с просроченной визой.

Это была обычная туристическая виза.

А как же инвестиционная, заблаговременно купленная за пять миллионов долларов?

Выдумки! Мои американские адвокаты все подробно расскажут.

Что у вас за адвокаты?

Компания «Гринберг и Тауэр», одна из крупнейших в стране. Центральный офис находится в Вашингтоне, плюс представительства еще в 25 штатах… Полторы тысячи специалистов, они ведут очень серьезные дела. Мой адвокат – профессор Московиц, выпускник Гарварда, специализируется на криминальном праве, принимает непосредственное участие в написании американских законов... Всего со мной работало около десяти человек адвокатов из разных компаний.

Вы сегодня полдня провели в Генпрокуратуре. Каков ваш нынешний процессуальный статус, что осталось из обвинений?

Идут допросы, решений пока никаких не выносится. Это нормально вообщем-то: прокуратура набрала материалов, но дело изначально комплектовалось со слов других людей. Опросили всех, кроме меня и свидетелей, которых я могу заявить.

Что за свидетели?

Масса! И прокурорские работники, и простые люди…

Кучма, Янукович?

Зачем их вовлекать?

Очные ставки проводятся?

Пока нет, но будут, конечно.

Каковы перспективы по срокам?

Я никаких сроков не вижу и прокуратура, по-моему, тоже.

Вам, кстати, откупиться изначально не предлагали?

Не предлагали.

К сожалению?

Ни цента бы им не дал!

Коллекции ваши изъятые собираетесь возвращать? А то может как с Колесниковым получиться: его самого выпустили, а часики-то дорогостоящие не вернули.

Самовары не изымал никто, они, вон на даче у нас на Осокорках стоят. Оружие забрали.

Не просто забрали, их рассказывают, некоторые высшие чины из МВД «закрысили».

Что, такие мелочные?

«Мелочные»? У вас разве дешевая коллекция?

Ну, скажете, «дешевая»! Коллекция отличная! Мне ружья дарил Александр Волков, Леонид и Андрей Деркачи, Виктор Янукович, Александр Кузьмук, Юрий Кравченко покойный…, эсдеки многие…

Жалко, небось, отдавать-то?

Вы меня ошарашили этим «закрысили»… Как это?! Нет, извольте, будем разбираться!

Кроме коллекций разнообразных у вас, говорят, земли еще немало. Вы ее, в частности, в Киевской области массово скупали, в поселке Вишенки, у речки…

Есть у нас с сыном дача на Осокорках, на берегу Днепра, а в Вишенках мы покупали дачные участки по шесть соток, рядом расположенные. Между прочим, выгодно для продавцов покупали.

Машины давали, кажется?

Нет, машины не давали, но люди остались довольны. И земли-то всего вместе на гектар получилось.

Чем вы намерены заниматься в дальнейшем?

Закрою уголовное дело свое – тогда определюсь.

«Нет у меня домика во Флориде»

Почему вы в Америку поехали, а не в Москву, допустим? Жили б там на Рублевке рядом с Бакаем и Билоконем, Боделан недалеко - в Питере.

Бакай и Боделан – мои друзья, у меня нет никаких сомнений в их невиновности.

В Америке же я с 1994-го года проводил все свои отпуска, ничего удивительного в том, что выехал менно туда, нет.

Вообще в Америку меня «втянул» Евгений Щербань, царство ему небесное! Там дух особый… Сын когда-то сказал: «Америка есть Америка». Что тут добавить – только согласиться.

В Штатах меня мало кто знает, и это мне нравится. Приезжаешь, шорты одеваешь, майку и пошел себе спокойно по базарам, пляжам, магазинам, барам. Губернатор ли ты, политик, никто на тебя не оглядывается… Хотя, знакомые, конечно, и там попадались.

Уж не Лазаренко ли?

Нет, он в западной части страны находится, мы с ним не пересекались…

Словом, американский образ жизни вам по душе.

Мне украинский образ жизни по душе. Да, гостем я там быть могу, но жить - только в Украине.

В прошлом году, в разгар истерии вокруг моей фамилии, уже после моего задержания, доставки в тюрьму, суда, на пресс-конференции в Киеве выступил министр иностранных дел и сказал: «мы предложили адвокатам Щербаня помощь, но они отказались». Неправда! Никто к моим адвокатам с подобными вещами не обращался! Однако здесь все представили так, будто Владимир Щербань отрекся от помощи, от Украины!

Никогда я от Украины не откажусь! Не відмовлюся від рідної неньки-Батьківщини! Тут мої діди-прадіди поховані! Не відмовлюся! Моє все тут! (стучит кулаком по столу).

А от домика своего во Флориде?

Нет у меня домика во Флориде, я там жил с съемном доме, а в Орландо – в съемных апартаментах.

Кстати, друзья ваши, Бакай с Боделаном вернутся, как думаете?

Не знаю, это их выбор.

Может, вы уехали еще и из-за опасений физической расправы? Анатолий Засуха, вот, недавно на это жаловался.

Да, опасался. В Украине со мной что угодно могло случиться.

Подумайте сами, почему взялись за Колесникова, Кушнарева, Ризака, Ефремова, Тихонова, Щербаня? Неугодные мы были, имели влияние в обществе! Им элементарно от конкурентов нужно было избавиться! Не зря ведь Луценко заявлял: уехали они за границу и хорошо, поделом им. Зачем же так прокалываться?

«Не было в 2004-м никаких фальсификаций!»

Эксперты расценивают ваш приезд как окончательное подтверждение бело-голубого реванша.

Не назвал бы это реваншем. Знаете, я ведь помню демократические преобразования еще начала 90-х. Преобразования – не значит, однако, круглосуточно на площади сидеть, напротив – работать, рукава засучив. Так, как мы тогда в Донецке работали: Звягильский, Вечорко, Рыбак, Азаров, я, многие другие…

Сейчас осуждают Януковича за то, что он оправдывает события двухлетней давности. Но ведь революция не против Кучмы была, чтоб вы понимали, не против власти, а против плохой жизни!

Против вас, как губернатора Сумской области, в том числе…

А власть всегда крайней оказывается, это нормально! Никогда она людьми любима не будет, разница в том, что одна власть делает столько (собирает пальцы в щепотку), другая – столько (широко разводит руками)…

В 2004-м показатели фальсификации на Сумщине были едва ли не грандиознее, чем на Донетчине. Нет ли у вас, тогдашнего губернатора этого края, ощущения, что вы, мягко говоря, несколько «перестарались» с поддержкой Януковича?

Кто сказал «фальсификации»? Кто? (повторяет несколько раз, постепенно повышая голос) Не было такого!

Не было? Что, и «каруселей» не было, и массовых «вбросов» бюллетеней, и провокаций на участках?

Сумщина – родина Ющенко, естественно, большинство населения его поддерживало, так же как Януковича на Донбассе. Комиссии формировались, напомню, с равным представительством от всех кандидатов, при этом 75% членов в каждой комиссии откровенно симпатизировали Ющенко. Можно ли было в таких условиях идти на риск, принуждать кого-то выборы фальсифицировать? Дорогие мои, да если б что-то подобное было сказано, в тот же момент, не только отечественные СМИ, но и «Свобода», «СиЭнЭн», «БиБиСи» на весь мир протрубили б о нарушителях.

Вам прекрасно известно, в каком тогда положении находились СМИ, особенно – областные. Если все так, то почему Ющенко на Майдане прямо говорил: «Щербань нищить мою рідну Сумщину»?

Начну издалека: 1999-й год, выборы Президента Кучмы. Ранее я пришел в область, которая по результатам парламентской кампании 1998-го, была самой «красной». Ездил по региону, рассказывал людям о кандидате Кучме. О том, что он – один из нас, родом из села, которое на границе Сумщины и Черниговщины. Что он мальчишкой босоногим бегал тут, в Десне купался… В итоге Сумщина избрала Кучму.

Принимая во внимание этот опыт, в 2004-м наши оппоненты, конечно, анализировали: если Щербань станет открыто высказывать свою точку зрения, это чревато определенными последствиями. Потому-то людям изначально, с мая еще, внушали: выборы будут сфальсифицированы, и виной тому губернатор.

Это вам «Наша Украина» 2002-й припоминала?

Это месть за 2002-ой!

Вас послушать, получается в 2004-м админресурс на Сумщине вовсе не работал.

(долго думает) Я свою точку зрения высказал, другое дело – как ее воспринимать. Знаете, в чем моя ошибка? Не надо было мне в ноябре 2002-го в область возвращаться.

В очень непростую ситуацию я тогда попал: с одной стороны – земляк-Янукович, с другой – земляк-Ющенко. Пикантная, я б сказал, ситуация! Я ж не мог разорваться между ними.

Давайте к конкретным примерам: еще задолго до первого тура Ющенко приехал в Сумы проводить форум «НУ», для чего зарезервировал центральную площадь города, ту что перед обладминистрацией. Странное дело: за ночь ее всю бульдозерами перекопали. Не ваше ли это было указание?

О чем вы говорите!? У нас раньше и не такое случалось: приезжают эсдеки в Сумы на форум, а тут, внезапно, свет выключают. Кто крайний? Я, конечно! Вот только кому у нас тогда Облэнерго принадлежал, не помните?

Суркису! Что ж он, сам себе рубильник выключал?

Как один мой покойный друг выражался: сами себе письма пишут.

Еще один момент зафиксирован на пленках Мельниченко перед парламентскими 2002-го года. Голос, похожий на ваш, говорит Кучме: «Мы, Леонид Данилович, если надо, по мажоритарному округу в парламент хоть орангутанга проведем».

Не слышал я такого. Приносите пленки – послушаем или хоть скажите, где в Интернете почитать.

Значит, о 2004-м вы не сожалеете?

Только о том, что был закрыт для СМИ.

Насильно вас, наверное, не закрывали, это только ваша вина.

Моя, признаю. Желания выступить, рассказать многое, у меня проявлялось, но…

Что сдерживало? Киев не разрешал, Леонид Данилович?

Нет, причем тут? Я от этого никогда не зависел…

«Порошенко может шнурки гладить»

Вспомните, пожалуйста, как вы страну покидали.

Когда 22 января 2005-го я стал безработным, мы с женою решили: поедем туда, куда ездим ежегодно, то есть в Штаты. В середине марта взяли билеты жене, невестке и внуку, второго апреля они улетели в США. Я же решил задержался, думал: если власть нормальная…

Она предложит вам пост?

Не надо ничего предлагать! Посоветовались бы хотя бы, по каким-то вопросам, по программам… Им ведь работать надо было, ориентироваться как-то в ситуации… Нет, куда там! Я все-таки ожидал, откровенно, что меня позовут.

Сменщик мой, губернатор, это ж я его вырастил, я его лелеял и пестовал! Он мне тосты произносил, говорил: «родной вы наш». Знаю я словам таким цену. Знал, конечно, что он Ющенко поддерживал… но, ведь чисто человеческие отношения у нас с ним нормальные были! И тут он начинает рассказывать: бизнес-империя…. Кто посчитал, сколько я мест рабочих в Сумах создал?

Давайте лучше про бизнес-империю. Насколько известно, прошлой весной, после вашего отъезда, ваш сын Артем ее чуть ли не оптом сбывал. Акции аффилированных с вами предприятий: банка «Владимирский», в частности, «Страх Капитал», «Сумыагросахар», «Сумырыбхоз», насосный завод, «Красный металлист»….

Ради Бога! О чем вы говорите? Пусть правоохранительные органы разбираются – к истине они придут.

А еще сын вам денежки снимал с разных счетов – 50 миллионов долларов за пару дней, затем – передавал через посредников, чтоб вам в Штатах было что кушать.

Да, в прошлом году, в апреле он действительно снимал деньги. В банке «Родовід», по-моему. Но это было еще до возбуждения уголовного дела и не в таких размерах, конечно. Пусть Луценко не преувеличивает! Хоть я не бедный человек, в политику из бизнеса пришел…

В одном из эфиров вы обмолвились, как «с некоторыми высокопоставленными БЮТовцами» общие бизнес-схемы нарабатывали…

Было дело. Но я не стану их называть…

В каких вы отношениях с Тимошенко?

Нормальных. Я с ней не ссорился никогда. Я вообще человек не конфликтный, но трогать меня никому не советую – съем вместе с ботинками.

То есть Петру Порошенко лучше поберечься?

Шнурки гладить (смеется)! Вообще у меня нет к нему претензий – ничего ведь не подтверждено.

…Мы с ним встречались когда-то давным-давно, по бизнесовым вопросам разным. Намекну: по покупке акций.

Артем Щербань отличается активностью, несвойственной, как правило, молодым депутатам. Он не только проявляет чудеса законотворческой продуктивности, но и добросовестно участвует в самых отчаянных парламенстких баталиях. На фото: отдых в перерыве между стычками в Днепропетровском облсовете , 2 июня 2006 года

Почему вы на этот раз в список ПР не вклинились? Артема-то устроили и сами б могли.

Я вам клянусь, что Артема в список не устраивал. Он вполне самостоятельный человек, строивший бизнес без помощи папы. Деньги еще в 1991-м году зарабатывал, будучи школьником – шины автомобильные ВАЗовские на рынке продавал.

60% нынешнего его бизнеса - сеть заправок «Гефест», сейчас СКМ контролирует.

Ну, и что? «Гефест» с чего начинался? С одной заправочной станции еще в 1993-м году шведами построенной в Донецке. «Гефест» был создан Евгением Щербанем, Владимиром Щербанем, Ринатом Ахметовым….

Более того, если о бизнес-империях говорить… Никто ж не спрашивает, какие еще бизнес-империи Щербань за свою жизнь создал.

Какие?

Я был причастен и к созданию ИСД. С Тарутой и с Гайдуком мы рабочие места создавали. Выводили экономику области на новые рельсы. Хотели, чтобы не сырье с Донетчины вывозили, а готовую продукцию. Помню, был я губернатором, и мы с Гайдуком у меня в кабинете схемы рассматривали – огромные такие полотнища, метра три на три, наверное. Расстилали их на полу и ползали на коленках, сверяли: куда уголь должен идти, куда кокс, куда металл, чтобы область развивалась…

Интересно, Гайдук, сидя сейчас в СП, вспоминает об этом?

Откровенно говоря, я с ним очень давно не общался. С Тарутой, между прочим, тоже.

Тем не менее, называете их своими друзьями!

Ну, я ж не ругался с ними! Виталий Анатольевич со мной в областной администрации работал! Я его приглашал к себе замом по промышленности… Андрей Клюев тоже мой бывший зам – забрал его еще 30-летним.

Пусть он теперь словечко за вас молвит перед другом своим, Луценко.

Не нуждаюсь я в том, чтобы за меня кто-то «словечко молвил». Сам за себя постою!

Соня КОШКИНА

фото Дима БОГДАНОВ, «Обоз»