УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Роман Бессмертный: «Я говорил президенту: первое, что нужно сделать, – разогнать эту Раду»

Роман Бессмертный: «Я говорил президенту: первое, что нужно сделать, – разогнать эту Раду»

В штабе «Нашей Украины», которым сейчас руководит Роман Бессмертный, людно. То партийцы из Фастова требуют немедленно Романа Петровича, чтобы разобраться с местным руководством. То девушки в вышиванках проносятся с кипами документов. И только в кабинете у Бессмертного, больше похожем на зимний сад, никакой нервозности. Впрочем, выражений бывший вице-премьер не выбирает и считает, что с Ехануровым в 2006-м поступили точно так же, как с Ющенко в 2001-м.

– Что будет с газовыми договоренностями после отставки правительства?

– Это шанс российской стороне. Неизвестно, какое украинское правительство придет и как оно поступит с этими договоренностями. Преемственность преемственностью, а внутренние интересы у всех свои.

– Кого вы имеете в виду?

– Не случайно в Москве так часто бывали Тимошенко, Янукович и Литвин. Они фактически родили эту проблему как инициаторы повышения цены на газ. Я в таких случаях всегда вспоминаю фильм «Чапаев», где Василий Иваныч говорит Фурманову: «Кто ты такой, чтобы решать проблемы? Вот я – Чапаев, я командир 25-й дивизии». Так кто должен решать проблему газа? Спикер и два партийных руководителя?

– Может, надо было прислушаться к их советам?

– Позицию Еханурова поддержал Европейский союз. А все эти господа получили статус предателей национальных интересов. Посмотрите, как Янукович лебезит: надо ж посмотреть, чем это грозит России... Да какая, к черту, разница, что будет иметь Россия – мне важно, чего ожидать украинцам. Тимошенко обещает дешевый газ, а я знаю, как она давила на Ющенко, чтобы он подписал в одностороннем порядке договор с Туркменбаши, и я помню, по какой цене! И еще вопрос: какая разница между «РосУкрэнерго» и «Итерой», которую лоббирует Тимошенко?

....Вся эта группа людей, которые проголосовали за отставку... Я их просто не могу назвать по-другому, кроме как говнюки. Почему? Они дети в политике. Они заигрались и не заметили, как обделались по самые уши – отсюда их поступок: исключительно эмоциональный. Их поведение дискредитировало те изменения Конституции, которые вступили в действие. Это может привести к тому, что реформы могут быть свернуты.

– Тут многое зависит от позиции Ющенко...

– Опасная вещь – бросать вызов президенту. Он проявил жесткость и отозвал свою подпись под меморандумом с Януковичем. Когда-то Бисмарк говорил: для того, чтобы объединить Германию, нужно объявить войну Франции... Ющенко ради Украины в свое время пошел на подписание меморандума. Янукович же и примкнувшая к нему Тимошенко не объединились даже перед угрозой экономической катастрофы.

– Насколько долговечно это совпадение интересов Тимошенко, Литвина и Януковича?

– Ох, я не знаю, сколько можно говорить о том, что Тимошенко – это авантюрная личность, для нее союз что с Ющенко, что с Януковичем – это одинаковый союз; союз что с Россией, что с Европой – это одинаковый союз... Ей свойственно объединяться против кого-то ради достижения личной цели. Личной! Она скажет Томенко: «Ты должен оставить свою партию, потому что ты нужен мне». Попользоваться Томенко и выбросить его, как она сделала со всеми остальными. Я хочу передать ему привет через «Газету...», чтобы он понимал, какая судьба его ждет. Список БЮТ – это список жертв, которые не понимают, куда их ведут.

– А есть ли доля вины «Нашей Украины» в том, что не была обеспечена поддержка правительства Еханурова?

– Наша вина в том, что мы не потребовали в прошлом году роспуска парламента. Хотя я говорил президенту: первое, что нужно сделать, – разогнать эту Раду. Толку от нее никакого не будет, а зубы показать могут. Также решением президента надо разогнать и этот Конституционный Суд. Понимаете, есть ситуации, в которых фраза «гарант Конституции» говорит сама за себя. Если существует 226 человек в ВР, которые не дают возможности работать Конституции, президент должен действовать: разогнать этот КС, сформировать следующий, который примет присягу перед украинским народом, потому что парламент – это еще не украинский народ, а 450 талантливых людей. Вы скажете: а как же Конституция? А я у вас спрошу: что же конституционного в решении об отставке правительства? Давать возможность этим людям гадить на голову 50-миллионной стране, да еще после революции... Мы сейчас промониторим в регионах – может быть, придется использовать и революционные способы годичной давности, чтобы привести в чувство депутатов...

– Так что, из-за Еханурова может быть новый Майдан?

– Не из-за Еханурова. За страну обидно. Вы обращали внимание на опросы «за кого вы стояли на Майдане»? Там более 40% было «за себя».

– Отставку правительства поддержали «народники» Литвина. Спикер вступил в открытое противостояние с президентом?

– Нет. Владимир Михайлович – не борец, который вступит в открытую борьбу. Парадокс: если проехать по городу, то больше рекламы, чем у Народной партии, нет ни у кого. А в результате – они как крокодилы: не летают, а ползают. Мне симпатичен Литвин, но Народная партия – это набор «вчерашних» и «позавчерашних». Внутренний конфликт («мы столько делаем, а ничего не получается») толкает партию на подобные действия.

– После «той» пресс-конференции Зинченко в партии была дискуссия, напоминающая войну с олигархами. Можно считать исчерпанным конфликт?

– Если посмотреть на решения судов, комиссий ВР, то юридически конфликт исчерпан. Но назови человека идиотом – и ему приходится оправдываться. Не хочу давать оценок лично Зинченко, но мы не понимаем значения слова «коррупция». Моя задача была и остается доказать дискутирующим, что на самом деле обвинения ничего не стоят, и опровергать их не нужно. Сложнее восстановить прежние отношения в команде и возвращать людей в политику.

– Червоненко назначили губернатором Запорожской области...

– Думаю, вернутся и остальные. Для этих людей скандал послужит хорошим уроком, с кем нужно дружить, а с кем не стоит.

– Можете объяснить, почему власть изменилась везде, кроме Киева?

– Не нужно недооценивать закон: киевская власть формируется путем прямого избрания. Мы будем ждать выборов и посмотрим, что скажут киевляне.

– Но «Наша Украина» опять выдвинула Омельченко. С одной стороны, мы никого не меняем до выборов, с другой – поддерживаем те же кадры?

– Можно оценивать Сан Саныча как человека, который родился в один год и один день с Кучмой. А можно – как обладателя самого высокого в столице рейтинга, которому киевляне доверяют. Можно критиковать его поведение 2–3 года назад, но все же год назад он все-таки занял позицию на стороне Ющенко. Но мы понимаем, что ситуацию в городе надо менять, – для этого и подписали договор между кандидатом Омельченко и парторганизацией, где четко выписано, что он должен будет делать как избранный мэр.

– Вы часто сейчас бываете в родном селе после той истории с админреформой? Изменилось к вам отношение?

– Две недели назад был или три. Отношение прежнее, нормальное, вот газ подключили недавно.

– ...а потом, кто будет против админреформы, тому отключат газ?

– Нет, газ – навсегда. Расскажу историю: когда премьером был уже Ехануров, я столкнулся в его приемной с Сивковичем. Он говорит: ты на меня не обижайся. Я ему: на таких людей, как ты, Володя, грех обижаться. Тогда мы уже знали, что этот «концерт» мне устроил он. Админреформой никого насильно не осчастливишь. А что касается там районного центр – Макарова – я и сегодня считаю, что Макаровский район не нужен, просто мы очень сильно насолили номенклатуре, которая проедает бюджетные деньги. Вот это надо объяснить Сивковичу. Или просто не надо его избирать в парламент.

– Скоро годовщина инаугурации Виктора Ющенко. Вы как командир Майдана как вообще оцениваете истекший год?

– Знаете, за год было все. Были какие-то успехи, какие-то достижения, и разочарования – личные, общественные...Часть власти (я так это формулирую) перестала брать взятки – это приятно.

– ...А часть берет еще больше?

– Юрий Витальевич ежедневно ловит тех, кто взятки берет. «Криворожсталь» продали – это тоже хорошо. Заварили кашу с Никопольским заводом ферросплавов – это плохо. Ликвидировали ГАИ – хорошо, гаишники на дорогах остались – это плохо. Гайдука назначили – хорошо, указ где-то затерялся – это плохо. Мы пока еще не волшебники, а только учимся.

– Литвин за позицию парламента во время оранжевой революции заслужил Звезду Героя. А вы что получили как комендант Майдана?

– Литвин получил награду за то, что был в системе и нашел в себе мужество уйти из нее. Это как Матросов ложился на дот, а Литвин уходил от Кучмы. В свое время за работу над Конституцией Леонид Данилович наградил меня орденом «За заслуги» 3-й степени, который у меня тут же попросили в музей истории. И тут принимается закон, в котором записано: если отдал в музей, – все, он к тебе не возвращается. Для меня Майдан – это способ существования. За это ордена не нужны.

– Личный вопрос. Бывает, что бороду отращивают на спор. Вы на свою тоже спорили, или для солидности завели?

– История бороды – без общественного подтекста. У меня был младший брат. Он умер от рака 4 августа 1990 года. Мы с ним виделись последний раз где-то в июле того же года, и он уже не мог сам бриться. Я посмотрел, как брат постоянно режется, и говорю: давай заведем бороды, чтобы мы были одинаковые. Вот с тех пор я ее и ношу...

Яна КАЗМИРЕНКО, http://www.pk.kiev.ua/