УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Заместитель министра МВД Украины Сергей Коломиец: "Чтобы реформировать ГАИ, придется изменить даже... закон о пчеловодстве"

1,6 т.
Заместитель министра МВД Украины Сергей Коломиец: 'Чтобы реформировать ГАИ, придется изменить даже... закон о пчеловодстве'

Полмесяца прошло после указа президента о ликвидации ГАИ. Вопреки опасениям, тотального хаоса на дорогах это не вызвало. Разве что выросла аварийность, да и то не везде.

Департамент ГАИ, его региональные структурные подразделения предполагается реорганизовать в Государственную службу безопасности дорожного движения (ГСБДД или, проще говоря, дорожную милицию) и патрульную службу (ПС) МВД Украины. Мы встретились с заместителем министра внутренних дел Владимиром Рудиком и начальником Департамента ГАИ Сергеем Коломийцем, дабы узнать, чем все-таки был продиктован указ и что делается для его выполнения.

ПОДОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЖДАЛИ

— Хотелось бы услышать о побудительных мотивах президентского решения. Они лежат в сфере назревших внутри Госавтоинспекции проблем, потребности коренных изменений в ее работе, разъевшей систему снизу доверху коррупции, неспособности к самоочищению, необходимости управления в ручном режиме или предрасположенности к сугубо репрессивным функциям?

— На мой взгляд, главным побудительным мотивом стало то, что за счет ослабления законной деятельности сотрудников ГАИ расширялся спектр незаконных отношений с населением — поборы и вымогательство, — признает Владимир Рудик. — Служба давно нуждалась в реформировании, реорганизации, и мы эти процессы, в общем-то, начали. Ввели в порядке эксперимента совместное патрулирование, стали сокращать управленческий аппарат, укреплять низовые звенья. Но шли процессы не так эффективно, как требовалось. Глава государства разорвал порочный круг. Для нас его решение не стало чересчур неожиданным. Оно было ожидаемым, возможно, не в данный момент, но в целом мы его предвидели.

— Рано говорить о конкретике, но что делается по выполнению указа?

— В документе определено, что до создания ГСБДД и ПС выполнение обязанностей ГАИ возложено на наше министерство. Правительству поручено в трехмесячный срок осуществить меры, связанные с ликвидацией Госавтоинспекции. Подготовлены изменения в 10 ранее принятых законов, 45 постановлений Кабмина, ряд ведомственных документов, и МВД в этом плане также активно работает.

И ПЧЕЛЫ ТРЕБУЮТ СОПРОВОЖДЕНИЯ

— Предстоит внести коррективы в такие важные для всех акты, как законы о милиции, дорожном движении, ряд других, — вступает в беседу Сергей Коломиец. — Не обойтись без изменений, представьте себе, даже в закон о... пчеловодстве, отдельная строка которого предусматривает гаишное сопровождение при перевозке пасек. И правила транспортировки опасных грузов нуждаются в корректировках, другие нормативные акты.

— А что принципиально изменилось в работе как бы виртуально существующей ГАИ?

— Принципиально изменяются, в первую очередь, наши задачи и подход к организации работы, — отмечает Сергей Коломиец. — Происходит перенацеливание с карательных функций на профилактические — организацию дорожного движения, оказание практической помощи его участникам. В свете реорганизации мы передаем почти половину личного состава, то есть около 10 тысяч сотрудников, вновь создаваемой патрульной службе. Это не ДПС и не ППС, существовавшие ранее, а совершенно новое формирование на их основе, отвечающее за поддержание общественного правопорядка, соблюдение правил дорожного движения на закрепленной за этой структурой территории.

— Как это будет осуществляться на практике?

— Рассмотрим, как это происходит сейчас. Кто-то нарушил ПДД или, допустим, хулиганит. Его задерживают и препровождают в райотдел. Мы предлагаем, чтобы сотрудники патрульной службы прямо на месте составляли протокол, оформляли материалы по ДТП, занимались розыском скрывшихся с места происшествия водителей, угнанного транспорта и так далее. Вот эти функции передаются новой службе.

А У ПАТРУЛЬНЫХ БУДУТ ДИСКИ

— Что же тогда останется за ГСБДД?

— Надзор за дорожным движением, контроль за тем, чтобы не образовывались заторы, водители не парковались в непредусмотренных местах, создавая проблемы другим, регулирование движения. В этих целях планируется постепенный переход на видеонаблюдение, использование других технических средств контроля. Ну и сопровождение организованных групп детей, охраняемых лиц. Количество сотрудников станет значительно меньше, за исключением мест, где постоянно возникают какие-то проблемы. В основном же будут нести службу в дежурном режиме, но при возникновении острой ситуации выезжать для ее разрешения.

— Не получится ли, что в случае ДТП там вообще никого не окажется?

— Оформлять происшествие надлежит патрульной службе, а ГСБДД будет обеспечивать организацию дорожного движения. Проверять и штрафовать — такие задачи перед дорожной милицией не ставятся. Откажемся и от отчетности по составлению протоколов. Предлагаются следующие критерии — состояние проездов и режима движения на закрепленном участке, безопасность, учет общественного мнения...

— Говорят, будут введены новые жезлы?

— У сотрудников дорожной милиции останутся те, которыми они пользовались и раньше, а патрульных для остановки транспорта обеспечат круглыми дисками красного цвета.

— А в чьей же компетенции регистрация, экзамены, техосмотры, согласование проектов, контроль за строительством и эксплуатацией дорог, профилактическая, аналитическая работа?

— Это — прерогатива дорожной милиции.

— В какую копеечку выльется реформирование ГАИ, вернее, ее разделение на две самостоятельные структуры?

— Пока трудно назвать порядок цифр, все — на этапе обсуждения. Но могу заверить, что о каких-то фантастических суммах речи нет. До конца бюджетного года планируется заложенные средства перераспределять через МВД и продолжать финансировать предусмотренную ранее численность. А на 2006-й расходы заложат с учетом реформирования.

— Министр обещал, что теперь сотрудники перестанут прятаться за кустами, выбирая в транспортном потоке жертву и цепляясь к любой мелочи.

— Да, мы к этому стремимся, и хотим, чтобы на закрепленном за ними участке в полном объеме обеспечивался бы общественный порядок и соблюдалась дисциплина дорогах. Конечно, придется учить и переучивать людей, чтобы привыкали работать по-новому.

ШТРАФЫ МОГУТ ВОЗРАСТИ

— Еще приходилось слышать, что водители сейчас могут и не подчиниться требованию остановиться.

— В соответствии с Законом о милиции и ПДД водителя вправе остановить понятным для него жестом любой сотрудник органов внутренних дел. Не только для проверки документов, но и для оказания помощи другим участникам дорожного движения, доставки в лечебное учреждение пострадавшего, в других неотложных случаях. Так что правило остается, но меняются приоритеты. Мы, повторяю, уберем с дороги тех, кто стоял там, лишь бы тормозить водителя и к чему-нибудь придираться. Допустил нарушение — придется остановить, за пять-семь минут составить протокол и — до свидания, так делается во всей Европе. Естественно, там полицейские на дорогах постоянно не маячат, появляются тогда, когда требуется. К этому и мы хотим прийти.

— Рейды будете проводить?

— Будем. Опять-таки хотим переориентироваться на опыт западных коллег. Например, в Финляндии выявляют нетрезвых водителей — перекрываются все магистрали и каждого проверяют. Это бывает нечасто, допустим, раз в месяц-два. Каждый день никто никого не отлавливает. Но человек должен быть готов к тому, что его, как контролеры пассажира в трамвае, проверят. И он, если не прав, ответит сполна.

— И у нас так будет?

— Почему нет? На основе анализа, с разрешения руководящих органов, а не так, что мне захотелось сегодня — вышел на дорогу, кого-то поймал, деньги получил, виновного отпустил и хоть трава не расти.

— У полицейских техника совсем на другом уровне...

— Мы тоже намерены серьезно перевооружаться. Заказали радары, фиксирующие полностью все замеры, которые потом можно будет сбросить на компьютер и просмотреть, контролируя и обстановку на дорогах, и действия сотрудника службы в конкретной ситуации. Приступили к созданию крупной автоматизированной интегрированной системы, начали регистрировать через нее весь автотранспорт. В большинстве городов благодаря этому осуществляется выдача водительских удостоверений. Система в перспективе будет интегрироваться и с таможенниками, пограничниками.

— Поговорим о штрафах. Еще до указа Департамент ГАИ внес в Верховную Раду предложения, направленные на их увеличение и одновременное сокращение количества состава тех правонарушений, за какие штрафы налагаются. Что имелось в виду?

— Мы предлагаем сократить состав правонарушений, за которые сейчас следуют штрафы, процентов на 70. Но вместе с тем настаиваем на усилении ответственности за серьезные правонарушения, увеличив штрафы соответственно в пять, семь, десять раз. Например, за превышение скорости до 20 км вообще не наказывать, а если после 20 — поднять сумму штрафа в пять раз (сегодня 17 гривен), ну и так далее. Надеемся, изменения не отложат в долгий ящик, и законодатели примут их быстро. Тем более, в эти изменения закладываются и административные факторы.

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ С ЧИТАТЕЛЯМИ

— А о чем вообще говорит статистика? Особенно если учесть, что штрафовать ГАИ не имела права, да и через суд многие дела не доходили до логического завершения...

— После 1995 года, когда был принят еще тот, старый кодекс, разрешили задерживать права, снимать номера, что принесло свой эффект — количество погибших на дорогах уменьшилось с 7 до 5 тыс. А за следующие пять лет, после принятия в 2001-м нового кодекса, вновь вернулось на ту же отметку. Чтобы приблизиться к европейским нормам, необходимо снизить число жертв на дорогах вдвое, до 3,5 тыс.

— Пока не уменьшим, в Европу не войдем?

— Есть специальный план, предусматривающий выполнение ряда условий, без которых путь в ЕС Украине закрыт. Там заложены и другие критерии, но что касается безопасности на дорогах и количества погибших, заложена именно такая норма, ориентированная на европейские стандарты.

— Говорят, и форма у сотрудников дорожной милиции будет новая?

— Мы сейчас рассматриваем различные предложения. А давайте, ваша газета тоже примет участие в обсуждении? И совместный конкурс объявим на лучший образец формы для наших сотрудников. Глядишь, кто-то откликнется, и будет польза. Мы хотим, чтобы это была принципиально новая, отличная от прежней форма. Принимается?

— Не вопрос!.. Ну, и о взятках. Удастся победить поборы на дорогах?

— Чтобы не брали, не надо давать. Не нужно провоцировать сотрудников. Я вообще не понимаю, зачем искушать людей взятками. Даже если милиционер составит протокол, и он попадет в суд, то и тогда не факт, что водитель заплатит. Исполнительная служба из-за 17 гривен ни к кому домой не придет. И министр призывал, и я призываю взяток не предлагать. Кто в этом случае преступник? Милиционер, который за 600 или 800 гривен стоит на дороге, а ему без конца суют десятки-двадцатки? Или тот, кто сует? Ну, ладно когда-то права забирали, машину ставили на штрафплощадку — люди действительно боялись. А теперь-то чего опасаться? Нечего.

Александр ИЛЬЧЕНКО, "Сегодня"