УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Куда мы скачем на палочке верхом?

Куда мы скачем на палочке верхом?

12 июня 1999 года

У Президента заканчивается срок «указного» права в экономической сфере. УСПП, забыв, как настрадался от президентских указов, просит ВР продлить президентские указные полномочия. И Кучма теперь заявляет, лягая парламент своей страны прямо при иностранном госте — коллеге из Болгарии: «Наш уважаемый парламент, как всегда, проигнорировал, пренебрег мыслью съезда Союза промышленников и предпринимателей всей Украины. Что касается Президента — то я бы не хотел сегодня вести речь о каких-то мерах, но они ж у меня есть и через нашу Конституцию. И я этого не исключаю».

«Этого» — чего? Обращения к народу? Давно не звучало слово референдум? Но если рискнуть, то уж не мелочиться — и двухпалатный парламент туда, и депутатскую неприкосновенность (народ про это любит), и все иное, чем Основной Закон не устраивает Президента...

Но это не самоцель. Реальная задача может исходить из того, что, несмотря на звон телелитавр, демонстрацию всенародной любви к Президенту и единение вокруг него многочисленных партий — на выборы идти страшно: то ли ему самому, то ли тем, у кого нет иного выхода...

И единственный правильный вывод, который мог бы сделать Президент после киевских выборов — это тот, что вокруг него такие авторитеты, на которых нельзя положиться с гарантией. И нет среди этих авторитетов единства. Поэтому «шапкозакидательские» настроения типа «победа в первом туре» сравнимы с возбужденным «ты меня уважаешь?» А наутро — голова болит и неприятные ощущения...

Нет, мы, конечно, круче Занзибара. То, что после боев из окопов вылезают герои — это давно известно. Но уж как Президент радовался выбору киевлян, ну, будто личной победе. А уж как ему был благодарен мэр Омельченко! Будто с кем полемизируя, заверил: то, что, мол, вы видите на наших лицах, то и есть в наших душах. Глаза, вроде того, зеркало души. Ну, это, пожалуй, лишнее. А в остальном — писк и блеск. Мы-де, для дорогого Леонида Даниловича все сделаем, и те высоты, которые он занимает в Киеве и у киевлян, сохраним.

Как сказал бы Пушкин: «Ай да Саша, ай да сукин сын!» Ну и мудрец наш мэр, ну и хитрец! Глупый бы божился: «Отец родной, папа, из штанов выпрыгнем, а подымем тебе все, что возможно!» А мэр простодушный — сохраним-де, высокий рейтинг нашего Президента в Киеве... А реальное положение дел в его вотчине описано в докладной записке Президенту Украины, в которой г-н Соскин, советник Леонида Кучмы, информирует его о результатах социологических исследований своего Института трансформации общества, проведенных в Киеве 5—14 апреля 1999 года «Президентские выборы-99: взгляд киевлян». Так вот, г- н Соскин в бумаге, которая случайно попала к корр. «Дня» из коридоров АП, в очередной раз обращает внимание Леонида Кучмы на «тревожные тенденции»: «перманентно продолжается падение Вашего базового рейтинга — сегодня (в апреле. — Т.К. ) в Киеве он составляет 12,6% против 20,6 в июне 1997 г.». Далее отмечается, в частности, что НДП и СДПУ(о) «имеют очень слабые позиции среди киевлян», а у Руха — хорошо, и потому Удовенко нужно «подтянуть» — предложив ему, например, пост вице-премьера по гуманитарным вопросам. И тогда альянс Кучма — Удовенко — Ющенко может помочь Президенту победить на выборах. Выход же во второй тур «с Витренко, Морозом или Марчуком» несет Кучме вероятный проигрыш, сообщает озабоченный г-н Соскин. Далее идут предложения, среди которых и формирование коалиции демократических сил с выдвижением единого кандидата. Интересно, состоявшееся днями подписание чего-то разными партиями во главе с премьером Пустовойтенко — это и есть реализация этой идеи? Среди 12 подписантов г-н Соскин тоже был. Надо ли считать, что подписание уже подняло рейтинг, который, по крайней мере, в Киеве ведет себя в соответствии с «тревожными тенденциями»? И что именно все-таки обещает сохранить на «том же уровне» Александр Омельченко?

Его можно понять, даже если он сказал и некую двусмысленность. Волновался, поди. И не напрасно: Суркис- таки в суд пошел. Теперь интересное выяснится: с одной стороны, есть ли у нас независимая судебная власть, с другой, кто сильнее — Суркис или Президент? Правда, Леонид Данилович до сих пор подозревается некоторыми в двойной игре, а его «узаконивание» Омельченко рассматривается как подготовка алиби. Но, видимо, напрасно. В конце концов, Кабмин «ударил» по прикарманиванию энергорынка (т.е. рикошетом по лидерам СДПУ(о)?) как раз в пик предвыборной кампании в Киеве явно не без ведома Президента. И сам Кучма очень «вовремя» неведомо кого спрашивал: «Кому мы отдали рубильник?» — что явно не укрепляло позиции кандидата Суркиса.

Так что по хлопотам г-на Суркиса с г-ном Медведчуком относительно отмены результатов киевских выборов Президент скорее всего руки умыл. И заявление партии СДПУ(о), которая приглашает всех оппозиционеров, поддержавших Александра Омельченко, последовать его примеру и пристроиться в кильватерную колонну за Президентом, поддержав его кандидатуру, это какие-то детские шалости, игры в «бузину в огороде и дядьку в Киеве». Хотя и основанные на личном подозрении объединенных эсдеков с желанием сделать его достоянием общественности и Кучмы — не тот, дескать, человек Омельченко, не президентский... Ну, тут спорить не очень хочется, пусть сами разбираются. Но обращение в суд после официального признания Президентом результатов выборов и «нового» мэра — это круто. Как это у мудрых: «Человек, кусающий руку, которая его кормит, обычно лижет сапог, который его пинает».

Что же получается? СДПУ(о) поддержала Кучму, даже социал-демократом обещала сделать, а он «свою» партию и ее выдвиженца не поддержал. И какой вывод напрашивается? Что они в перспективе нужны друг другу только во спасение. И это ненадежная платформа. Потому что когда прозвучит «Полундра! Спасайся, кто может!» — кто может, тот и будет спасаться. Как там у г-на Соскина в докладной Президенту — дескать, проигрыш на выборах «будет иметь ужасные последствия для Вас лично, вашего ближайшего окружения и семьи». И потому к этому моменту нужно всего ничего: перестать быть «ближайшим окружением». Так просто. Так просто. Так просто...

Но разговор не о том. На кого вообще предполагает опереться наш Президент? На какие такие политические силы? Нет, речь не о вертикали, построенной на базе исполнительной для выполнения специфической задачи по «работе с бюллетенями». Речь о работе «над электоратом». Ее НДП обеспечит? СДПУ(о)? Понятно. Тогда кто? А остальные «апостолы» кто такие? И сколько там еще зреет «поцелуев Иуды»?

И тут у нас как бы поворот темы. Как говорит депутат Головатый — «двойное дно ситуации с Пустовойтенко»: «Когда Президент говорит, что убрать правительство — это провокация, то, я думаю, на самом деле он хочет этой провокации. И тогда он скажет: смотрите, что у нас творится, а эти идиоты не думают о стране, они сводят политические счеты». Ну да, и тот же рефрен: «Такой парламент Украине не нужен!» А тут еще Совет Европы приостановит полномочия украинской парламентской делегации — Президент уже заранее оповестил, что это проблема парламента, чем грубо погрешил против истины. Но и второй козырь может оказаться в его руках, и снова: «Зачем нам такой парламент?» «Он все равно движется к роспуску, — убежден пан Головатый (и не он один). — Он опять упоминает о референдуме. Это как лампочка Павлова у него — постоянно зажигается...»

Таким образом, очередная угроза Президента в адрес парламента не исключает старой песни на новый лад. Если бы у Кучмы хватило решимости (а вокруг него, говорят, бегают периодически людишки с криками: «Танки ввести — и абзац!»), то «сделав» голосование по отставке правительства (а она невозможна без команды «за» пропрезиденстким фракциям), предложив ВР пару заведомо непроходных кандидатур на нового премьера, Кучма обращается к народу, берет управление Кабмином и исполнительной вертикалью на себя, в условиях чрезвычайных обстоятельств заручается всенародным волеизъявлением по изменению Конституции, выборы Президента отменяются, парламентские назначаются на весну... Тут много конституционных неувязок, так ведь страна в опасности! Некоторые в подобных случаях вообще бомбят по своим парламентам прямой наводкой в прямом смысле, а тут всего-навсего Конституция пострадает — так ведь во имя спасения демократических преобразований, гуманности, цивилизации и что там еще говорит самая демократическая страна США, бомбя Югославию?..

Есть, однако, надежда, что Кучма не до конца знаком с реальным положением дел в стране, жизнью и настроениями электората, и потому все-таки периодически верит, что выиграет выборы. Тогда ни нам, ни Конституции, ни парламенту пока ничего не грозит. А как нашего Президента стерегут от столкновений с действительностью — народ на улицах рассказывает. В дни Киева Президент по Андреевскому спуску пошел — в народ то есть. А там же художники всякие выпендриваются, чем и зарабатывают. Ну, один известный мастер успешно торговал сувениром, статуэточкой шаржевой: на красной лошадке-палочке верхом скачет кто-то плюгавенький, машет булавой, галстук в сине- желтую полосочку, на кого-то сильно похож, но не орел, нет — не орел. Так церберы президентские на время прогуливания Кучмы мимо этого непотребства попросили убедительно убрать его с глаз долой. Ну, вроде, если Президент не видит, то этого как бы и не существует в природе...

И весь фокус теперь в том, чтобы, наконец, понять: догадывается ли Леонид Кучма о своем существовании в параллельном мире и реальных шансах? Если да, то проигрывать на выборы он не пойдет. И тогда сами выборы — вопрос действительно проблематичный. Поэтому очередной «кулак» в сторону парламента — это симптом. Впрочем, есть варианты — чего именно...

12 июня 1999 года

Материалы из архива Татьяны КОРОБОВОЙ.

«Обоз» продолжает публиковать лучшие материалы из архива Татьяны Коробовой. Предыдущие статьи из рубрики «Татьяна Коробова. Любимое, лучшее, только для вас!» читайте здесь:

Про священную корову и воробышка

Эпицентр чайного блюдца как уровень свободы слова