УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Парламентаризм в движении

Парламентаризм в движении

Корреспондентам БИЗНЕСа приснилось, что служебный автопарк депутатов ВР 4-го созыва насчитывает 190 автомобилей общей стоимостью более $3 млн.*

Вот где мы не ожидали наткнуться на завесу секретности, так это в оплоте украинской демократии — Верховной Раде, Поначалу ничто не предвещало пресловутой "секретности". Нардепы, с которыми довелось общаться на эту тему, охотно делились собственным мнением о том, какими должны быть служебные авто "слуг народа". Из их рассказов мы узнали, что заказать служебную машину может каждый народный избранник. Согласно пополнению к постановлению ВР "О смехе расходов на деятельность Верховной Рады Украины в 2004 г." (№151O-1V), которое действует и в этом году, депутат может пользоваться служебным автомобилем 20 часов в месяц. На практике так и выходит. Исключение составляет разве что руководство Верховной Рады: спикер и его замы пользуются государственным автотранспортом без ограничений по времени.

Минимальный лимит пользования автомобилем устраивает отнюдь не всех депутатов. 20 часов не хватит даже на одну поездку из Киева в регион. И уж тем более депутаты не могут себе позволить, чтобы служебный автомобиль ежедневно забирал их из дому и отвозил на работу и наоборот. По возможности, депутаты предпочитают пользоваться личным автотранспортом. И таких большинство. Единственный "бонус", который имеет простой нардеп, — «блатной» номер на личном автомобиле. Государство не оплачивает затраты ни на техобслуживание личной машины, ни на гараж, ни на водителя. Многие из избранников официально оформляют своих водителей как штатных помощников-консультантов, которые получают деньги в парламентской кассе. Помимо денежных в такой схеме есть и чисто житейские преимущества. Водитель "с корочкой" получает доступ во все помещения ВР. Удобно, когда "под рукой" есть сотрудник "принеси-подай". Да и от ГАИ, в случае чего, водитель может отбиться сам, не беспокоя шефа по мелочам.

Как правило, пока депутат разъезжает на личной машине, вместо него гостранспортом пользуются его помощники-консультанты. Так что депутатские машины не простаивают. На автобазе есть диспетчер, который ведет учет пользования автомобилями. Он же принимает заказы. Диспетчеру звонят, называют имя депутата, номер его регистрационной карточки или депутатского удостоверения, адрес подачи автомобиля и планируемое время занятости машины. Единственным условием для получения транспорта является неисчерпанный месячный лимит. Водителей, как правило, не закрепляют за конкретным депутатом.

Все, так сказать, просто и понятно. Кроме одного. Никто из опрошенных нами депутатов не смог назвать количество и марки автомобилей из депутатского парка. Пришлось обращаться на Автобазу Управления делами Верховной Рады Украины, по адресу: г.Киев, ул.Щорса, 24.

На территорию этого "режимного" объекта нас, как водится, не пустили. По телефону мы побеспокоили директора этого предприятия Ивана Кроля. Он отказался от встречи с нами, сославшись на дефицит времени. Поскольку мы настаивали, Иван Николаевич, наконец, сказал: "...Валентин Крють нам поможет. Это начальник эксплуатационного отдела парка, я дам ему указание... ".

Наш официальный запрос оказался на столе у Валентина Крютя. По крайней мере, об этом в телефонной беседе сказал сам Валентин Гнатович. А еще он сообщил, что на такие вопросы не может ответить. Не имеет права. Мол, письмо передано директору — Кролю. И тут началось: крутъ-верть. Звоним директору. Нам показалось, что у Ивана Николаевича амнезия. Он напрочь не помнил о наших договоренностях об интервью. Наконец, после долгих переговоров, память к Г-ну Кролю вернулась. Но это не помогло. Он стал совершенно категоричным. Говорил примерно следующее: "Какое интервью? Вы же видели — у нас закрытое предприятие. Даже вывески нет, как у людей...". Нам было рекомендовано обратиться "по команде" — к управляющему делами Верховной Рады. Хорошо хоть не к Президенту. Представьте себе: приходите вы к директору зверофермы и спрашиваете, сколько у него кроликов в хозяйстве? А он отвечает, что кроме министра аграрной политики ответа дать никто не может. У нас все знает только о-ч-ч-ень большое начальство.

И все же, после месяца ожидания, R редакцию таки пришел ответ от начальника эксплуатационного отдела Автобазы Управления делами ВР. Подписан ответ Валентином Крютем. Смысл письма прост: он как физическое лицо не может ответить на наши вопросы. Но мы интересовались не его персоной, а автохозяйством, в котором он числится официальным должностным лицом.

После всех мытарств с депутатским транспортом в ночь с 25 на 26 мая нам приснилось физическое лицо Валентина Крютя и количество автомобилей в автопарке ВР. При этом снился нам и киевский автопарк, и автопарк депутатского санатория "Дюльбер", что в Крыму. Ужас, до чего отчетливое сновидение! И марки привиделись, и модели машин, и годы их выпуска. Проснувшись, мы подсчитали рыночную стоимость автотранспорта по реальным прайс-листам официальных дилеров соответствующих производителей. Но это было разовое сновидение. А вот ночные кошмары с физическим лицом Крютя и должностным лицом Кроля мучают до сих пор...

*(Количество машин приснилось в ночь с 23.05.05 г. на 24.05.05 г. Поскольку утром удалось записать реальные марки, модели и годы выпуска приснившихся машин, их рыночная стоимость подсчитана по реальным прайс-листам официальных дилеров соответствующих автопроизводителей.)

«БИЗНЕС», №23 (646) 06.06.2005

http://www.business.ua/