Олег Зарубинський: "Україні давно потрібен такий прем'єр, як Тимошенко!"
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Народный депутат, зампред Народной партии Олег Зарубинский известен как блестящий аналитик, всегда старающийся докопаться до сути явлений, в том числе и в политике. Ко всему, чем он занимается, Зарубинский подходит очень серьезно и ответственно. Став заместителем Владимира Литвина в Народной партии, Олег Александрович, похоже, нашел свою нишу, где ему очень пригодятся и его знания, и политический опыт и где его профессионализм не останется незамеченным.
- Олег Александрович, готовясь к нашему интервью, я искала в информагентствах сообщения о Народной партии. И была разочарована: информация более чем скудная по сравнению с тем же "Народным союзом". Какова причина?
- Ну, насчет массива информации о "Народном союзе" нечему удивляться: о нем невозможно не говорить. Достаточно посмотреть, как "демократично" проходили областные конференции, например, в Винницкой области. Чего стоит только один момент: масса людей, присутствовавших на учредительном съезде в Киеве, не смогли попасть на конференции в собственных областях. Впрочем, это типичные проблемы партии власти. Что касается нашей партии, то она многими политическими силами рассматривается как конкурент, причем достаточно сильный. Те, кто представляет властную команду, прекрасно понимают, что далеко не все украинские граждане, сделавшие выбор на президентских выборах, останутся на тех же позициях в 2006 году. Будем откровенными: власть уже успела нанести несколько ударов по избирателям - если не тотальных, то локальных. И повторяю: далеко не все те, кто голосовал в 2004 году за Президента Ющенко, проголосуют за его партию в 2006-м. Однако сложно предположить, что разочарованные избиратели развернутся в своих политических пристрастиях на 180 градусов. Поэтому логично, что они остановятся где-то посредине и будут выбирать из тех, кто занимает эту нишу. Тут претендентов много. Например, "Единая Украина" Губского. Честно говоря, сомневаюсь, что его серьезно воспринимают как лидера. Кроме того, название партии слишком провокационное: люди еще хорошо помнят судьбу блока "За Единую Украину!". Кто еще у нас в центре? Эсдеки? Вряд ли. Остаются какие-то маленькие партийки, которые не смогут набрать трех процентов. Естественно, их лидеры рассчитывают на блокирование с какими-то более крупными политическими силами. Получается, что единственной реальной силой в этой нише является партия Литвина. И как бы его сегодня ни пытались дискредитировать - причем как с одной, так и с другой стороны, - не признавать за ним силу невозможно. Так что ответ на ваш вопрос очевиден: поскольку многим Литвин и его партия неудобны, происходят всякие не очень деликатные вещи с освещением его деятельности.
- В таком случае, хочется услышать от вас как зампреда Народной партии: что с ней сейчас происходит?
- Идут сложные трансформационные процессы. Естественно, решение отказаться от слова "аграрная" в названии партии вызвало разные эмоции. Я не хочу говорить ничего плохого о бывшей Аграрной партии, но нужно признать, что она была создана под одну модель и не являлась массовой и популярной. Однако я не имею морального права критиковать ее, поэтому идем дальше.
12 февраля мы провели съезд Народной партии. Прошло лишь три месяца, и неудивительно, что происходят процессы обновления на всех уровнях. Почему они сложны? Потому что далеко не всем старым функционерам Аграрной партии по душе массовый приход новых людей. Они их воспринимают как конкурентов. Но я не считаю эту ситуацию драматичной, она мне даже нравится. Потому что здоровая конкуренция оживляет. Те, кто спал, наконец, проснутся и начнут работать.
- Если раньше было понятно, чьи интересы представляла Аграрная партия и кто был в ее рядах, то после отказа от этого названия возникло множество вопросов...
- Считаю, что именно сейчас у нас самое удачное и емкое название. Причем хочу подчеркнуть: мы называемся Народная партия, а не Народная партия Украины. Надеюсь, ни у кого не возникает сомнений, что мы украинская партия, а не, допустим, Республики Бангладеш? Мне кажется, это название точно отображает и наши цели, и нашу позицию. Мы универсальная, массовая и демократичная партия в самом широком смысле слова. Наша программа вполне современна, безо всяких штампов и создана на основе идеологии европейских народных партий. Что касается ее членов, то если раньше ими преимущественно были люди, так или иначе связанные с аграрным сектором, то теперь она пополняется за счет разных слоев населения. Уверяю вас: в начале июня партия станет совсем другой. Сейчас за нами ревниво следят: что сделает Литвин, с кем он войдет в коалицию и так далее. О нас пока мало пишут. Но очень скоро с нами начнут считаться. А мы в свою очередь сделаем все, чтобы не дать повода писать о нас плохо.
- Ваш оптимизм по поводу Народной партии наводит на мысль, что вы можете и будете идти на выборы самостоятельно. А как же тогда заявленная Президентом коалиция трех?
- Я на этот вопрос отвечаю так: очень лестно, что Президент, получивший поддержку больше половины украинского населения, назвал нашу партию в числе желаемых партнеров по коалиции. Другое дело, что это не было отдельно решение Юлии Тимошенко, Владимира Литвина и Виктора Ющенко. Возможно, это будет отдельное решение Ющенко и Тимошенко, но у нас-то партия - народная. В любом случае, решение о вхождении или невхождении Народной партии в коалицию будет результатом коллегиального, общепартийного обсуждения. Кроме того, мне кажется, что коалиция должна создаваться тогда, когда все ее потенциальные субъекты покажут свою силу. Понятно, что бедные, объединившись, богатыми не станут, как и слабые - сильными. Каждый участник коалиции должен проявить свое умение не только декларировать общеизвестные ценности в период избирательной активности, но и проходить определенные этапы и добиваться реальных социально-экономических и демократических результатов. И только после этого нужно принимать решение о создании коалиции. Это должна быть коалиция сильных. Я не хочу сказать, что Народная партия слаба, но ее силу следует проверить на практике. Как и партии "Народный союз "Наша Украина". Но необходимо все просчитать. Лично я позиционирую Владимира Михайловича как союзника и Виктора Ющенко, и Юлии Тимошенко, - было бы глупо полагать иначе. Но нужно тщательно проанализировать, в каком формате демократические партии выступят на парламентских выборах наиболее эффективно и результативно. Если учесть, что наша цель - мощное большинство в парламенте следующего созыва, то нужно определиться: либо мы изначально идем единым списком, либо объединяемся уже после выборов. Кстати, мне очень понравилось заявление Юлии Тимошенко, что говорить о коалиции нужно в октябре. Я, правда, считаю, что говорить и делать аналитические расчеты необходимо уже сейчас, однако окончательно определяться следует осенью.
- Есть провокационное мнение, что Владимира Литвина очень настойчиво попросят войти в коалицию трех и он не сможет отказаться. Дескать, его всегда можно припугнуть пленками Мельниченко...
- Мне даже не хочется говорить об этих пленках! Я был одним из первых, кто сказал: карты на стол! И вот когда все откроют свои козыри, то есть когда мы узнаем содержание всех записей, тогда и посмотрим: не является ли это дело чудовищной манипуляцией и политической игрой. Литвин и близко не стоит к этой проблеме: что там записано, какие голоса?! Знаете, нужно еще поискать такую светлую личность в украинской политике, как Владимир Литвин. Возможно, именно по этой причине его постоянно пытаются дискредитировать. Та же Мирослава Гонгадзе не отстает от остальных. Мне это особенно неприятно, но, по крайней мере, ее поведение можно объяснить: она не скрывает своего желания стать народным депутатом, и, возможно, ее некорректные, а иногда и хамские выпады против Литвина - начало ее избирательной кампании. А те, кто утверждает, что Литвина можно шантажировать пленками, плохо его знают. Они до сих пор считают, что он тихий и незаметный, хоть и влиятельный, чиновник в администрации Президента. Пусть получше присмотрятся к нему, тогда поймут, что он давно сильный и самостоятельный политик.
- Олег Александрович, в связи с последними событиями в экономике общество разделилось на две части: одни беспощадно критикуют правительство, другие - наоборот, считают, что все его шаги - правильные и единственно возможные. Каково ваше мнение?
- Я неоднозначно оцениваю деятельность правительства. Если говорить языком точных наук, то среднее арифметическое в шагах Кабмина будет позитивным. Но не могу утверждать, что все решения правительства радуют и обнадеживают. Недавно я встречался с представителями немецкого посольства, и они выразили обеспокоенность по поводу дальнейших перспектив немецких инвесторов в Украине, в частности, из-за поправок в бюджет относительно специальных экономических зон. И я их прекрасно понимаю. Ведь они приходили сюда на конкретных условиях, и получается, что их обманули. Будем справедливы: Юлии Тимошенко осталось сложное "наследство", и ей пришлось компенсировать социальные обещания, данные в свое время премьером Януковичем. Но правительству нельзя действовать наскоком, стричь всех под одну гребенку. Все-таки нужно дифференцировать подход во всем. Что касается обвала доллара, то я считаю, это был не лучший ход правительства. И ударил он в основном не по олигархам-экспортерам, а по тем простым людям, которые хранили свои сбережения в долларах, а не в гривнях. С другой стороны, мне нравится ряд мероприятий Кабмина, направленных на формирование более открытого рынка, стимулирование конкуренции и деловой активности. Так что повторяю: в деятельности правительства больше позитива, но здесь нужны предельная осторожность и последовательность. А вообще, Украине давно нужен был такой премьер, как Юлия Тимошенко. Нам нужен прорыв!
"Столичные новости"Вікторія Чирва