УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кого благодарить за спасение украинских моряков?

Кого благодарить за спасение украинских моряков?

Не успели бывшие пленники вернуться домой, как последовал ряд заявлений различных должностных лиц по данному инциденту, а некоторые представители украинского политического «бомонда» начали примерять награды и делить лавры «спасителей» наших граждан от пиратов. Просим уважаемых читателей не сильно обольщаться. Нас с вами вводят в заблуждение, а точнее - в очередной раз обманывают.

Читаем между строк

Результаты небольшого журналистского расследования позволяют автору набраться наглости и дать собственную хронологию недавних событий. Во-первых, первые две недели факт захвата украинских граждан являлся исключительно проблемой МИДа, прежде всего - Департамента консульской службы. Остальные государственные структуры только воспринимали информацию о случившимся, но совсем не горели желанием влезать в очередную проблему. Косвенно это подтверждают слова Дмитрия Васильева, представителя пресс-службы Секретариата президента, заявившего, что президенту докладывают, но дело находится на контроле у МИДа.

Молчание власти не затронуло все ее ветви. Иногда мы забываем, что средства массовой информации относят к «четвертой» власти. Тема захвата пиратами украинских моряков нашла достойное отражение на страницах СМИ самой различной направленности и принадлежности. Темой заинтересовались такие профессионалы от масс-медиа, как Артем Шевченко, Олесь Бузина и многие другие. Хотя недостаток информации, молчание властных структур приводило к появлению самых различных и одновременно фантастических прогнозов, советов, рецептов и т.п. Активность изданий и актуальность темы в медиа-пространстве страны достигла такого накала, что журналист из одного уважаемого СМИ начал подготовку к поездке в район событий.

Безусловно, некоторые публикации и рекомендации носили действительно «детский» характер. Можно объяснить недостаточный профессионализм некоторых материалов, ибо никакой выпускник журфака не заменит собой профессионала в сфере обеспечения национальной безопасности, особенно когда речь заходит о силовых аспектах ее обеспечения. Важно другое: «четвертая» власть из всех возможных «разновидностей» властей свою задачу выполнила первой, так как общество было ею проинформировано, тема была актуализирована, в результате чего был создан определенный резонанс, заставивший «шевелиться» другие властные структуры.

Но это заняло определенное время, и лишь 5 ноября, более чем через две недели после захвата украинских граждан, состоялось, наконец, заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, посвященное этой проблеме. Но одновременно существует версия, что наш Верховный главнокомандующий и одновременно глава СНБОУ Виктор Ющенко на данной встрече отсутствовал. Мероприятие прошло под руководством секретаря Совбеза Анатолия Кинаха. Не нужно быть большим знатоком «придворного» этикета, чтобы понять, что в отсутствие первого лица ни один «силовой» министр или руководитель спецслужбы не будет сам проявлять инициативу, способную позже повернуться против самого инициатора, заставить его потом единолично реализовывать свои же идеи и нести за них ответственность.

Президент сам не принял соответствующего политического решения, предполагавшего решительные действия, и при этом своим отсутствием четко дал понять другим предел допустимого. А раз так, то смешно ожидать «резких телодвижений» от всех остальных.

Последующие совещания и рабочие встречи, но уже на более низком уровне, лишь подтвердили, что основной путь решения проблемы – ведение переговоров через судовладельца с пиратами.

Этому способствовал важный фактор, о котором сейчас стыдно признаться нашему руководству и оно будет его отрицать на всех уровнях. В ответ на все наши обращения в штаб-квартиру НАТО, к военным и внешнеполитическим ведомствам США, Великобритании и т.п. последовало вежливое сочувствие и фактический отказ рисковать своими солдатами и сотрудниками спецслужб под горячим сомалийским солнцем. Чтобы у читателя не было особых иллюзий, повторимся, что американцы, ряд других стран, также же, как и НАТО, четко дали понять, что на их силовую поддержку нам рассчитывать не приходится. Хотя их соответствующие силы уже были развернуты в регионе или же в непосредственной близости от него.

Некоторые украинские «силовики» сами проявили инициативу и начали готовиться к действиям, в случае, если ситуация выйдет из-под контроля и потребуются силовые действия. Сотрудники «Альфы» начали отрабатывать варианты штурма захваченного судна, что, между прочим, позже было подтверждено на официальном уровне. Но нужно понимать предел возможностей «Альфы». Это подразделение имеет четко определенные задачи и соответствующий этому потенциал. Оно не имеет своих средств для доставки в отдаленные регионы мира. Подразделение готовится действовать преимущественно на территории Украины, и задача действовать на вражеской территории, в чужой стране – для них не является приоритетной. Также как оно не имеет больших возможностей самостоятельно развертываться и обеспечивать себя на территории, контролируемой «недружественными» силами, а также средств для поисково-спасательного обеспечения и эвакуации. Хотя, безусловно, сами ребята готовы выполнять любую команду. Но данная специфика все же намного ближе «спецназу» и другим структурам украинской армии. Но, повторимся, военные также не стремились проявлять активность.

К тому же властные структуры сделали все возможное, чтобы избежать активности СМИ по данной проблематике, начиная от ограничения представляемой ими официальной информации и заканчивая препятствованием в работе журналистов, проявивших наибольшую активность по данной теме.

В итоге был реализован сценарий, навязанный самими пиратами: переговоры через судовладельца, минимум информации по теме в информационном пространстве, и, наконец, получение долгожданного выкупа. А если сказать проще - пираты «поимели» Украину.

Неуклюжая риторика

Секретарь Совбеза Анатолий Кинах взял на себя роль главного комментатора происшедших событий, связанных с пребыванием в плену наших сограждан и их освобождении. Он и его окружение провели не одну встречу с журналистами, рассказывая, как они боролись за наших ребят, отрабатывали различные сценарии, готовили «спецназ», сотрудничали с союзниками и зарубежными партнерами.

При этом, позволим себе заметить, «спецназ» территорию нашей страны не покидал, вопросы его встречи, развертывания, поддержки и эвакуации в районе событий были отработаны только на словах, «союзники» от НАТО и иже с ними за нас «подписываться» не собирались, а собственные дипломатические, разведывательные и военные позиции Украины в регионе были близки к «нулю». Информационная поддержка от зарубежных партнеров не в счет, ибо нашим ребятам на "Панагии" от этого не стало намного легче.

Не верите? Тогда позвольте процитировать первого заместителя Секретаря Совбеза Василия Крутова: «…был проработан вариант отправки Ил-76. Куда, в какую точку ему предстояло лететь, оговаривалось бы позже, так как надлежало согласовать маршрут, воздушный коридор, основной, запасной аэродромы, утрясти прочие формальности. Включились бы МИД, Минобороны, Минтранс, другие ведомства. Это потребовало бы, конечно, определенного времени, но факт остается фактом — группу бы встречали и потом обеспечивали заброску к объекту в искомый район». Уж очень слабо верится, что все перечисленные формальности смогли бы утрясти за считанные часы, если на это не хватило пяти недель…

В победных реляциях не обошлось без определенных «ляпусов». Так, Анатолий Кинах заявил, что штурмовая группа была готова задействовать силовой вариант, были отработаны соответствующие мероприятия со спецслужбами США. Штурмовая группа была создана на базе спецподразделений СБУ и Службы внешней разведки Украины. По его словам, это подразделение в постоянной готовности находилось на территории Украины.

Но пока ничего не было известно о том, что в составе Службы внешней разведки Украины есть такие подразделения. Скорее всего, по нашим данным, пока нет. Поэтому позже был дан «задний ход» относительно участия сотрудников СВР в составе штурмовой группы и своего шефа быстро поправил Василий Крутов: «…Их роль заключалась в обеспечении координационного штаба необходимой информацией по своей линии — линии внешней разведки. …Только информационно-аналитическая работа, которая нам тоже очень помогла».

Также Анатолий Кинах умалчивает, почему, заседание СНБО Украины состоялось лишь 5 ноября, а не на следующий день после захвата украинских граждан. Или кто-то так долго сомневался, является ли свершившийся захват угрозой национальной безопасности страны? Или же ждали напоминания от средств массовой информации?

Заграница нам поможет...

28 ноября Министр обороны Украины Анатолий Гриценко направил письмо Министру обороны Франции Мишель Аллио-Мари со словами благодарности за работу правительства, Министерства обороны и Министерства иностранных дел, французских военных, дипломатов, сотрудников спецслужб, которые вместе с украинскими коллегами и представителями других стран работали для освобождения членов экипажа судна “Панагия". «Искренне благодарю за высокий профессионализм, организацию и обеспечение встречи и сопровождение освобожденного судна командующему оперативной морской группы вице-адмиралу Жану Мазару, командиру фрегату “Ла Файетт" капитану первого ранга Пазе и его экипажу", – отметил тогда Гриценко.

В отношении французов хочется сказать заслуженные ими слова благодарности, ибо действительно они являются одними из немногих, чья поддержка оказалась существенной.

Но при этом со стороны Анатолия Гриценко цинично говорить о том, чего не было на самом деле. Сам глава оборонного ведомства Украины также отметил, что события у берегов Африканского Рога еще раз подтвердили правильность современной стратегии НАТО, которая предусматривает обеспечение стабильности и безопасности не только в пределах Европы и Северной Америки, но и в тех регионах, где возникают глобальные угрозы. По его словам, лишь благодаря объединению усилий всех стран можно преодолеть международный терроризм, экстремизм, морской разбой и другие виды организованной преступности.

Вынуждены повториться, что США, Великобритания и НАТО отказалось привлекать свои силы для освобождения украинских граждан. Причем вся деятельность западных стран в Сомали за последние пятнадцать лет ограничивались провалившейся операцией американского спецназа в 1993 году и полузабытой угрозой США повторить вторжение три года назад. Неужели в украинских дипломатов были какие то иллюзии насчет этого?

Причины сдержанности, например, США, вполне объяснимы. Допустим, американцами принято решение привлечь свои корабли, «спецназ» и т.п. В случае успешного исхода событий, безусловно, это положительно могло отразиться на репутации этой страны в глазах мирового сообщества. Но не более того, ибо лишняя сотня нефтяных скважин им за это совсем «не светила».

Зато в Америке очень свежи воспоминания о неудачной попытке покорить именно эту страну на африканском континенте в 1993 году. Тогда весь мир видел на телеэкранах, как сомалийские повстанцы таскали по улицам своей столицы обезображенные трупы американских морских пехотинцев, а «непобедимая» американская армия покидала эту страну после неудачной «миротворческой» операции.

Существовал риск того, что если бы произошел сбой в действиях американцев против сомалийских пиратов, то негативные последствия для США превзошли бы все возможные дивиденды. Ведь в случае проигрыша это означало, что какая-то страна даже не «третьего мира», а намного хуже, ибо в ней нет реальной власти, правительства и прочих атрибутов государственности, уже дважды «сделала» бы Америку со всеми ее авианосцами, «спецназами» и прочими «идеалами» демократии.

Согласитесь, после такой «помощи» забавно слышать многообещающие обещания зарубежных послов и прочих высокопоставленных лиц на тему прав и свобод человека, демократических ценностей, необходимости нашей стране что-то менять и изменять в погоне в обмен на иллюзорное обещание атлантической и тому подобной интеграции. Эта реплика, конечно, не относится к заслуженно уважаемым силовым структурам и правительству Франции.

Отношения и специфический формат членства Франции в НАТО известны. Франция сохранила свое мнение и позицию, когда США и Великобритания начали агрессию против Ирака. Как шутят дипломаты, из всех стран-членов НАТО Франция является «наименьшим его членом». Но это не помешало стране оказать реальную помощь Украине, освободив ее граждан. В отличие от других…

Уроки на будущее

Обидно, но мы очень любим наступать на грабли. Вспомним телесюжеты трехлетней давности. Еще 8 сентября 2002 года автор и ведущий популярной телепрограммы Константин Стогний описал подобный случай, связанный с угрозой захвата украинских моряков и поставил вполне правильные вопросы: «Ответственным лицам никто не задал неприятный вопрос: а что было бы, окажись в плену украинские граждане? А стоило бы задать…

Возникает нехорошее чувство, когда задумываешься: какой могла быть реакция отечественных дипломатов. Есть основания подозревать, что, в лучшем случае, они по примеру россиян согласились бы на все условия сомалийских преступников. А в худшем - после грозных реплик о необходимости борьбы с терроризмом, ситуацию могли бы спустить "на тормозах". Вполне возможно, посетовали бы - мол, не имеем права воевать за соотечественников на чужой территории. Даже защищая от бандитов, которых, к примеру, в 19-м веке во всех уважающих себя странах вешали на реях, а в прошлом - просто расстреливали.

Весь этот героический эпос не о нас, хотя за последние 10 лет украинскому спецназу работы за рубежом было более чем достаточно. Да вот только задумывались об этом не все. А если опять захватят наших соотечественников, как спасать будем? Посредством грозных выступлений или сбора безвозмездной помощи голодающим террористам?

Может это и дешевле, чем содержать несколько развернутых, мощных подразделений. Да вот только есть вещи, которые ничем не компенсируешь. Например: самоуважение и жизнь наших сограждан».

Ответ прозвучал из уст первого заместителя секретаря СНБО Василия Крутова только через 3 года и лишь после очередного напоминания сомалийских пиратов о себе: «Параллельно с проведением этой операции мы отрабатывали механизмы разрешения подобных ЧП в будущем с точки зрения национальных интересов и основ международного права. Необходимо выработать четкий алгоритм противодействия такого рода захватам на основе уже созданного в Украине Антикризисного центра, которым руководит глава державы. Необходимо искать и находить взаимодействие с другими странами в борьбе с международным пиратством, рассматривая это явление как акты терроризма. Выступаем инициаторами создания коллективных сил быстрого реагирования в районах Южной и Центральной Америки, Западной и Восточной Африки, Азиатско-Тихоокеанского побережья, то есть наиболее криминогенных и опасных для судоплавания регионах».

Также для нас урок заключается в том, что, вспоминая одного классика большой политики, у страны не может быть вечных союзников, а могут быть вечные интересы. Если НАТО заняло выжидательную позицию и устранилось от разрешения кризисной ситуации, то стоит ли зацикливаться на этой уважаемой организации обеспечения коллективной безопасности и сходить с ума от проблемы, как нам быстро туда вступить.

Мы не говорим о повороте в противоположную сторону и реанимации СССР, Варшавского договора и прочем. Но были ли нами использованы потенциал Антитеррористического центра и другие механизмы безопасности в рамках СНГ? Или политические амбиции лидеров опять заслонили собою интересы граждан страны.

Анатолий Кинах также заявил, что Украина предлагает создать специальные международные силы оперативного реагирования на факты пиратства в наиболее опасных регионах мира. Также Кинах призвал отработать эффективную систему возможных силовых вариантов по решению ситуаций с пиратством на международном уровне. По его словам, Украина предложит соответствующий проект резолюции Совета безопасности ООН, чтобы получить необходимые основания в применении силовых методов.

Если не считать слова Кинаха о необходимости создания специальных международных сил оперативного реагирования на факты пиратства красивым лозунгом, то напрашивается другой вывод: соответствуют ли возможности украинских ВМС и планы их развития этой задаче? Готовы ли мы, принимая участие в международных силах реагирования, держать на постоянной или даже на временной основе боевые корабли и необходимые суда обеспечения в отдаленных регионах мира, где наиболее актуальна угроза пиратских нападений. Зная, что в составе украинского флота планируется иметь лишь около двух десятков кораблей и катеров различных классов, утвердительно ответить трудно.

Сегодня около тысячи украинских экипажей различных судов работают по всему миру. А всего за границей на заработках находится несколько миллионов наших соотечественников. Но хватит ли у нас ума в очередной раз извлечь уроки из случая захвата пиратами украинских граждан.