Жизнь белорусского карикатуриста в опасности. Он рисовал «бацьку»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
За нами с женой охотится белорусское КГБ, и мы вынуждены скрываться в Киеве. Дело в том, что в Беларуси против меня возбуждено уголовное дело по факту появления в Интернете мультфильмов "порочащих честь и достоинство президента Беларуси". Иными словами, я попал под действие статьи 367 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которая называется "Клевета в отношении Президента Республики Беларусь", она предусматривает до 5 лет лишения свободы.
Хотя любой здравомыслящий человек, который посетит веб-сайт www.multclub.org где лежат мои мультики, легко убедится, что они не являются ни клеветой на белорусского президента, ни извращением белорусской действительности, ни призывом к свержению государственного белорусского строя.
Следствие по нашему с женою делу (она как бы является в нем моим пособником, сообщником или чем-то в этом роде), которое началось с тщательнейшего обыска в нашей квартире, велось с такими грубейшими нарушениями законности, под таким неприкрытым давлением на мою семью, что мы просто вынуждены были при первой же возможности покинуть пределы Беларуси. Не стану описывать, как нам это с женой удалось – чтобы не подвести некоторых хороших людей. Не стану подробно останавливаться и на тех наших шагах, которые мы предприняли после того, как покинули Беларусь. Скажу лишь, что и в России, и в Украине в течение двух минувших месяцев я обращался в огромное количество правозащитных организаций. И все эти мои попытки оказались практически бесполезными.
Чаще всего в этих национальных представительствах международных правозащитных организаций я сталкивался с обычным бюрократизмом и равнодушием. Хотя все стены в офисах, где я побывал, были увешаны красивыми и правильными плакатами да лозунгами на тему защиты прав человека.
Да, все эти правозащитники-координаторы, с которыми случилось общаться, слышали про "дело о белорусских мультфильмах". Все об этом писали. Читали об этом в том же Интернете. Посещали по ссылкам сайт, где они лежат. Рассказывали, как им эти мультики понравились, как они смеялись от души. Сравнивали с украинскими "Веселыми яйцами". Но когда мы с женою задавали вопрос об оказании нам конкретной помощи, поскольку белорусские спецслужбы могут лишить нас главного человеческого права – права на жизнь, все эти правозащитники-координаторы менялись в лице. И далее следовал стандартный текст: дескать, надо подождать, мы будем советоваться, это нужно обдумать, перезвоните нам при случае – и т.д., и т.п.
К примеру, мы с женой обращались в представительство ООН в Российской Федерации. Там, следует отдать им должное, быстро собрали всю информацию о нас, создали эдакое досье. Все проверив и удостоверившись в правдивости нашего рассказа, российские ООНовцы объявили нам с женой, что мы нуждаемся в международной защите. Я поинтересовался: а что, мол, дальше, что конкретно? На что тамошний ООНовский начальник ответил: мол, никогда ранее не сталкивался с подобными случаями, а потому не знает, что следует делать. А потому, дескать, представительством ООН в Российской Федерации было принято решение написать о нашей ситуации в Женеву. Ответа ждем вот уже скоро как два месяца, но похоже, мы его не дождемся и за два года...
Мы обращались в России и в Amnesty International, где нам сказали, что личного приема граждан они не ведут, поэтому посоветовали писать им письма по электронной почте, а мы, мол, потом их рассмотрим. Написали. Ответа нет. А в Московской Хельсинскую группе мы очень мило пообщались с тамошней… секретаршей. Она также сообщила, что личного приема нет, выслушала нас и попросила оставить номер нашего телефона. Мы оставили. Никто нам не перезвонил по сегодняшний день.
Отмечу справедливости ради, что российская правозащитная организация "За права человека" попыталась нам помощь "в силу своих сил и возможностей", но, увы, как видно этих самых "сил и возможностей" у них оказалось не слишком много…
В Киеве мы обращались в представительство Еврокомиссии. Но там ответили, что они не занимаются подобными "индивидуальными случаями", и, следовательно, мы обращаемся не по адресу. Посоветовали связаться с центром информации Совета Европы. Мы связались. Там сделали "круглые глаза" и сказали, что такими вопросами они не занимаются.
Во Freedom House нас выслушали и тут же… перенаправили в Центр по миграции. В нем нам также ответили, что это – не их случай. Конкретную помощь оказывает нам только украинское представительство Международного союза карикатуристов, которое возглавляет художник Владимир Казаневский, неправительственная организация "Майдан Int." да еще – Украинская служба радио "Свобода". Но понятно, что их возможности также ограничены.
За все то время, которое мы с женою пребываем за пределами Беларуси, мы, к сожалению, так и не смогли встретиться с людьми, которые имеют реальные возможности и желание помощь нам в нашей непростой ситуации. Тем временем, когда читаешь постановления Европарламента, осуждающее диктаторский режим в Беларуси, о необходимости оказать помощь пострадавшим от этого режима, так и хочется крикнуть: "Европарламент, ау! Мы с женою боролись с этим самым режимом, мы пострадали от него! Мы не можем возвратиться к себе на родину, где оставили своих родителей и детей. Где же вы, многоуважаемые европарламентарии, борцы за соблюдение прав человека в Европе вообще и в Белоруссии в частности?! Помогите реальным людям в конкретной ситуации!"
На мой электронный адрес приходит множество писем от моих земляков с просьбой продолжить мой мультипликационный сериал. И я готов его продолжить. Но для этого я должен находиться в безопасной стране. Украину и тем более Россию я к таковым странами не причисляю. Они входят в СНГ и связаны всевозможными договорами и обязательствами с Беларусью. А письменное решение российского филиала ООН о том, что "мы нуждаемся в международной защите" (нам выдали такой документ!) вряд ли является весомым аргументом для белорусских спецслужб.
Так что пока мы ходим по Киеву, оглядываясь по сторонам. А выходя из дома, звоним своим киевским друзьям, предупреждая, что мы никуда не собираемся сегодня уезжать. И если вдруг исчезнем, то это означает, что лукашенковские спецслужбы нас захватили или просто убили.
Олег МИНИЧ