УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Председатель Центрисполкома НСНУ Николай Катеринчук "Тяжело работать в партии Майдана в эпоху разочарований"

Председатель Центрисполкома НСНУ Николай Катеринчук 'Тяжело работать в партии Майдана в эпоху разочарований'

Николай Катеринчук не захотел работать в исполнительной власти, отдав предпочтение депутатскому мандату. Однако ограничиваться парламентской деятельностью депутат не собирается. Так, Николай Дмитриевич недавно приступил к исполнению обязанностей председателя Центрисполкома партии "Народный Союз Наша Украина", сменив на этом посту премьер-министра Юрия Еханурова.

- Почему на пост главы Центрисполкома выбрали именно вас?

- Я много раз публично заявлял о том, что хочу видеть "Народный Союз" партией демократического типа. Подобных политических сил у нас в стране еще нет. Она должна отличаться от "партии одной звезды" и от провластной, диванной, карманной партии, "партии закрытого ЛТД"... И наши партийцы, зная мое видение, доверили мне возглавить Центральный исполнительный комитет "Нашей Украины" как раз для того, чтобы партия развивалась в демократическом направлении.

- Разработана ли уже стратегия партии, ее программа?

- Сегодня руководство "Нашей Украины" разделилось на две части в видении дальнейшего развития партии. Первое мнение - реформаторское (о чем я говорю), вторая точка зрения заключается в том, что сейчас следует заниматься уже не столько партией, сколько избирательным процессом. Я считаю, что второе мнение несколько устарело, так как пик развития партии, наращивания электоральных мускул, ее роста, политической активности, ее значимости в обществе приходится как раз на момент ее реального участия в выборах. Если партия не принимает участия в выборах, а ограничивается лишь созданием каких-то технологических штабов, то она закрывает для себя возможности дальнейшего участия в политической жизни страны. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы вдохнуть в "Нашу Украину" тот дух борьбы, который был на Майдане, сделать все для ее дальнейшего развития.

- Почему, на ваш взгляд, рейтинг партии падает?

- На этот вопрос должно ответить руководство партии. Я и с себя не снимаю ответственности за происходящее. Видимо, мы не были для народа достаточно убедительными, внимательными. Или, возможно, сработали какие-то старые принципы - то, что мы наблюдали последние девять месяцев, когда фактически группа людей принимала какие-то решения, которые никакого отношения к самой партии не имели. Партия и люди, принимавшие решения, оказались по разные стороны. Думаю, это и было самой главной ошибкой.

- Но ведь эти люди, принимавшие подобные решения, и по сей день остаются в партии и ее руководстве...

- Да. И они должны сами сделать выводы, критически оценить все происшедшее. Но их ни в коем случае не нужно отталкивать от партии, поскольку они сыграли существенную роль в нашей победе. Любая партия, будучи живым организмом, переживает спады и подъемы. Конечно, тяжело работать в партии Майдана в эпоху разочарований. Но история показывает, что после революций всегда наступает период разочарований...

- Главное, чтобы этот период не затянулся...

- Это уже зависит от партийцев и их понимания того, что время изменилось. И тот дух, те эмоции, та правда, которая была на Майдане, - истинная. И если ее придерживаться, то у нас все получится. Нельзя пытаться находить компромисс, например, через продажу мест в проходной части списка или еще что-нибудь в таком роде.

- А будут ли какие-то санкции в отношении решивших продать место в списке?

- Проконтролировать все нельзя. Но все тайное рано или поздно становится явным. И я бы рекомендовал не делать подобных вещей. Поскольку это не только наносит ущерб какой-то отдельной партийной организации, но и бьет по репутации и новой политике Президента. Наша политическая сила, как минимум, не должна создавать дополнительных проблем Президенту, а как максимум - должна стать его опорой.

- Кого сейчас можно назвать командой Ющенко?

- 154 тысячи членов "Нашей Украины". Если мы эту команду увидим как-то по-другому, то будем постоянно проигрывать. Нужно учиться на собственных ошибках.

- Кого на парламентских выборах вы считаете своими главными конкурентами?

- Главные конкуренты - это мы сами и наше желание, чтобы за нас все решали. Мы же и должны предложить конфигурацию на выборы. Партийцы должны сказать, какой они хотят видеть саму избирательную кампанию, кого считают нашими партнерами, а кого - оппонентами. Мы, в конце концов, должны решить, будем ли конкурировать с БЮТ. Хотя, как мы можем конкурировать с теми, с кем стояли на Майдане. Это работа на самоуничтожение. Поскольку конкуренция предполагает не только демонстрацию разного видения путей развития общества, но и критику своих оппонентов, а ее будет достаточно и без нас. Поэтому мне кажется, что альтернативы объединению всего "оранжевого" лагеря на сегодняшний момент нет.

- До выборов?

- Конечно. Избирательную кампанию мы должны провести в такой конфигурации, чтобы общество увидело команду, способную дать ответ на вопросы, во-первых, какой будет Украина через 5 лет. Во-вторых, кто будет воплощать эту стратегию в жизнь и есть ли доверие народа к этим людям. В-третьих, кто будет нести ответственность за сделанное или несделанное. И чтобы не допустить контрреволюции, мы должны объединиться. Любая другая конфигурация - это утрата ценностей Майдана, причем, возможно, что и навсегда. Я говорю о том, что если Янукович станет премьером, а Партия регионов попадет в правительство, это грозит Украине остановкой евроинтеграционных процессов, торможением демократических реформ, сворачиванием свободы слова, новым витком открытой коррупции и т. д. Мы ведь сделали очень много за эти 9 месяцев. Мы показали власть изнутри. При Кучме все было закрыто. Но проблема заключается в том, что многие старые кучмовские функционеры остались на своих местах и пользуются в своих корыстных целях свободой и демократией, которую пытается привнести в управление страной новая власть. Конечно, нельзя в один миг полностью изменить систему власти. Должно пройти определенное время. Для нас сейчас наступает своеобразный момент истины. Мы должны показать людям, как мы будем бороться и убирать весь тот негатив власти, который сейчас всплыл на поверхность. Я думаю, что люди поверят нам, если мы будем вместе. Для меня не важны персоналии. Лично для меня важен не столько факт продолжения демократических реформ, сколько их качество, глубина и скорость. К примеру, я не хочу вступать в Евросоюз через 25 лет. Я хочу там быть через 5 лет. И историческая миссия Президента Ющенко - привести нас в ЕС. "Регионы" никогда не позволят нам этого сделать. Перед ними стоят другие задачи, которые формируются не в Украине. Это нужно понимать. А после заявления Януковича о федерализме, ни БЮТ, ни "Наша Украина" не имеют морального права с ним блокироваться. Поэтому мы просто обречены быть вместе. И чем скорее мы это поймем, тем быстрее завоюем утративших доверие граждан.

- Можно ли это расценивать как протянутую Блоку Юлии Тимошенко руку?

- Я сейчас ничего не хотел бы говорить на этот счет. По этому вопросу должны будут высказаться делегаты съезда.

- Согласно недавним опросам общественного мнения, 58 процентов украинцев уверены в том, что фальсификаций на парламентских выборах не избежать. Каковы ваши прогнозы на этот счет?

- Думаю, что если бы не прозвучало заявлений об амнистии фальсификаторов, то такого процента людей не было бы. Во время президентской гонки мы боролись именно с фальсификациями. Поэтому думаю, что сейчас вопрос амнистии несколько несвоевременен. Мы должны всех наказать. Люди должны понимать, что это не игрушки и за это могут посадить.

- Считаете ли вы целесообразным отмечать годовщину революции? Если да, то как?

- Не имеет значения, что я считаю. Главное, что люди в любом случае ее будут отмечать, потому что в каждом доме осталась какая-то символика, которую люди будут показывать своим детям, внукам и правнукам. Это историческая дата. И думаю, было бы правильно, если б на Майдане появился и Президент, и все те, кто стояли там в прошлом году.

- Что можно сказать о настроениях ваших коллег, они готовы выйти на Майдан?

- Конечно. Они готовы. Мы готовы все вспомнить. Ведь это же сильнее нас. Люди, пережившие Майдан, настолько обогатили свою жизнь эмоционально, что это теперь будет с ними всю жизнь. Об этом можно говорить часами... Открою вам небольшой секрет. 3 декабря будет годовщина решения Верховного Суда. И мы решили провести в Киеве международный форум права и демократии в Украине, куда хотим пригласить судей ВС, принимавших участие в процессе, американских, европейских юристов. Конечно же, Виктора Ющенко, а также Александра Квасневского. Собираемся пригласить фигурантов со стороны Виктора Януковича, чтобы обсудить очень многие вопросы: и юридические, и политические, которые имели место во время слушаний в Верховном Суде. Также я подготовил к годовщине книгу под названием "Адвокаты Оранжевой революции", где рассказывается об эпизодах судебного процесса, происходивших за кадром телекамер. Надеюсь, читателю будет интересно.

- Что для вас было самым сложным в этом судебном процессе?

- Самое сложное было бы проиграть.

- Вы изначально были уверены в победе?

- У меня не было другого выхода.

- А был ли момент отчаяния, когда хотелось все бросить?

- Бросить не хотелось. Хотя было пару моментов. Первый, когда 24 ноября Януковича объявили победителем. Но это был короткий миг. Еще один - это первый день суда, когда я видел, что судьи не понимают, о чем мы говорим.

- Самое яркое воспоминание о тех событиях...

- Безусловно, победа. И выступление на сцене Майдана после решения Верховного Суда.

- Как вы думаете, стоит ли годовщину революции делать государственным праздником?

- Думаю, можно. И назвать его Днем демократии или Днем свободы.

Ирина Коробко, "Без Цензуры"