УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Куда исчезнет столичный БКК?

Куда исчезнет столичный БКК?

Киевский булочно-кондитерский комбинат, более известный под аббревиатурой БКК, уже давно стал синонимом качественного и вкусного хлеба. С 1930 года, когда был основан этот комбинат, ассортимент выпекаемых в нем тортов, различных видов хлеба, печенья и караваев увеличился до 240 наименований. Но уже совсем скоро киевляне могут не увидеть на полках магазинов продуктов, выпущенных под этой торговой маркой. Работники предприятия заявляют, что завод собираются закрыть. Останется ли Киев без очередного хлебокомбината, узнавал "Обозреватель".

Две причины одного закрытия

Наталья и Светлана – две сестры, отдавшие комбинату по 28 лет жизни. За время работы на заводе обе они стали ведущими кондитерами и получили звания заслуженных работников. Возможно, поэтому сложившуюся ситуацию они воспринимают еще болезненнее. Ведь сестер, как и остальных 700 работников БКК, фактически хотят выбросить на улицу.

О том, что уже совсем скоро они могут остаться без работы, работники БКК узнали в конце января.

Правда, услышать нерадостные вести из первых уст удалось не всем – ни дирекция БКК, ни руководство "Киевхлеба", дочерней структурой которого является комбинат, не удосужились даже объявить о проведении общего собрания. "24 января у нас было собрание. Правда, оно не было объявлено официально. Кто был на смене – тот и пришел. Прибыл генеральный директор "Киевхлеба" Череда Владимир Викторович и сообщил, что мы – убыточные, и у нас будет консервация завода. Нас закрывают", - рассказала "Обозревателю" Наталья.

Для работников комбината слово "консервация" прозвучало равно, как "ликвидация". Ведь эта процедура используется, когда предприятие нерентабельно, и владелец уже готов от него отказаться. Но если у него есть подозрения, что критический период может закончиться и встанет вопрос о возобновлении работы предприятия – владелец может "законсервировать" свой бизнес, чтобы не иметь потом головной боли с регистрацией с ноля.

В этом случае сотрудники комбината как бы попадают под сокращение – что позволяет им претендовать на денежную компенсацию от работодателя. Однако уже через четыре дня официальная причина, по которой люди останутся без работы, изменилась. "28 числа нам принесли другой приказ, который проработал наш юрист комбинатовский. Там было написано – реконструкция электросетей. Это совершенно другое. Это не консервация, нас в таком случае просто должны через некоторое время вернуть из-за этой реконструкции", - говорит Наталья.

Выгнаны "по собственному желанию"

Но в БКК, по словам сотрудников, и на вынужденном отпуске, и на выходном пособии решили сэкономить. У работников начали требовать написать заявления об увольнении. Обещая трудоустроить всех написавших заявления на другие заводы "Киевхлеба", которых в Киеве и области насчитывается 10.

"Нам говорили: будете писать заявления об увольнении по переводу. Но если увольнение – мы теряем все свои льготы. Мы консультировались с юристом, нанимали – и он сказал, что если мы увольняемся, мы теряем все льготы. И отпуск, и материальные компенсации. Из-за этого мы и начали говорить, что это совершенно разные вопросы "консервация" и "реконструкция". Мы заявления на увольнение отказываемся писать. Если уже идет консервация завода – значит на сокращение, пусть ставят на биржу и выплачивают те деньги, которые нам причитаются", - высказывает позицию коллег Наталья.

Некоторые сотрудники БКК уже ходили в разведку на те заводы, куда пообещали устроить коллектив завода. Оказалось, там от своих работников отбоя нет – и брать еще и оставшихся не у дел коллег просто некуда. "На 11-й и 10-й завод предлагают перейти булочным цехам, потому что кондитерских там нет. Кондитерский цех есть только на 12-м заводе, на Ромена Ролана. Но всех, такое количество людей, они не могут там принять. Еще никого не принимали. Нам юрист сказал, что оттуда должен быть запрос, что они нас принимают на такую-то должность. Никто нам ничего не пишет, никто ничего не сообщает. Говорят, что списки составлены, кто пойдет на этот комбинат, но никто нам ничего не показывал", - возмущается Наталья.

У сотрудников пытаются украсть по 7,5 тыс грн

Нанятый юрист посоветовал работникам БКК ни в коем случае не увольняться. Ведь в случае сокращения они имеют право на компенсацию в размере минимум одного оклада плюс выплату полной зарплаты в течение 2-3 месяцев при условии регистрации в Центре занятости. Увольнение по собственному желанию же не предусматривает никаких компенсаций от работодателя, а выплаты пособия по безработице, во-первых, начинаются через три месяца после регистрации, а во-вторых, не превышают 70% от оклада.

Утратив надежду разобраться в том, что же на самом деле происходит, собственными силами, коллектив БКК обратился за помощью к прокуратуре. Люди просят объяснить, на каком основании их увольняют и почему руководство не исполняет требования законодательства в отношении компенсации. "Мы вынуждены были обратиться в прокуратуру, чтобы они разобрались с этим делом. Написали обращение от работников комбината и 26 января отнесли его с просьбой разобраться, почему нас так увольняют и не хотят выплаты делать", - говорит Наталья.

Женщина признает: тон общения руководства с коллективом после обращения в прокуратуру немного изменился. "Раньше требовали написать заявления на увольнение. Но после того как из прокуратуры человек побывал, они теперь готовят другой приказ – но что в нем, мы не знаем. Никто нас не ознакомил", - говорит Наталья.

"Обозреватель" решил поинтересоваться, на каком этапе находится прокурорская проверка. Но пока ответа мы не получили – информацию о том, ведется ли такая проверка и каковы ее результаты в прокуратуре города Киева нам пообещали предоставить в ближайшее время.

Тем временем, сотрудники БКК уже ощутили на себе последствия своего обращения по поводу возобновления справедливости. "Нам сказали, что мы проблемные люди, что мы кашу эту заварили - это мы проблемные люди, оказывается! Потому что письма писали – это мы уже проблемные. Нам говорят – из-за того, что вы заварили такую кашу – все теперь под увольнение пойдете. Под сокращение", - возмущается сестра Натальи Светлана.

БКК - убыточный призер

В феврале состоялась уже вторая волна повышения цен на хлеб по инициативе "Киевхлеба". Причины - традиционные: повышение стоимости энергоносителей, сырья и зарплат сотрудников. Правда, например, сотрудники БКК понятия не имеют, о каком повышении идет речь. Средняя зарплата на предприятии, по их словам, составляет 2500-2700 грн, и не повышалась она уже несколько лет. Не идет речь также и о премиях или двойной оплате за работу в выходные и праздники или сверхнормы. "Уже много лет мы не видели ни повышения зарплат, ни премий. В администрации говорят – мы не можем. Нам хозяин не дает денег на это. Хотя мы знаем, что там, на комбинате, они между собой получают премии какие надо. Люди работают по 7 дней по 9 часов, на праздники… Никаких не было приказов на двойную оплату – и никто ничего не оплатил", - рассказывает Наталья.

В убыточность предприятия его сотрудники верить отказываются. Ведь продукция БКК многие годы подряд получает всевозможные награды, в том числе, международные. В 2012 году, к примеру, на конкурсе в Москве изделия БКК получили гран-при и шесть золотых медалей.

bkk.kiev.ua

Учитывая такую востребованность и признание, коллективу куда больше верится в то, что такой шаг по каким-то причинам выгоден владельцам предприятия. А к ним СМИ причисляли и бизнесмена-регионала Василия Хмельницкого, и находящегося в бегах родственника Леонида Черновецкого Вячеслава Супруненко. В прошлом году также появилась информация о выкупе 75% акций ОАО "Киевхлеб" 4 кипрскими и британскими компаниями, две из которых были созданы непосредственно перед сделкой.

Среди версий – повторение событий 2010 года. Тогда в СМИ появилась информация о "переселении" БКК – ведь продажа земли, на которой размещен комбинат, в ту пору могла принести владельцам прибыль в 4,5 млн долларов. По слухам, на месте хлебокомбината мог вырасти очередной ТРЦ.

А пока сотрудники завода наблюдают, как результат их многочасового труда просто уничтожают. Скорее всего, чтобы показать, что их продукция не пользуется спросом, и завод терпит убытки. "Они говорят - убыточные. Как они утилизацию сделали... Возвращают и сжигают торты. Наверное, им так выгодно. Может, деньги какие-то отмываются на этом. Нам говорят – это не ваше дело. Хозяин что хочет, то и делает", - говорит Наталья.

"Киевхлеб": без комментариев

"Обозреватель" попытался узнать о дальнейшей судьбе БКК у первоисточника – у ОАО "Киевхлеб". "Кто вам сказал такое?" - последовала реакция сотрудницы пресс-службы предприятия в ответ на вопрос о правдивости полученной нами информации. Потом нам предложили "подождать каких-либо событий" и лишь после этого добиваться комментариев. Тогда мы обратились непосредственно в БКК. Там подтвердили, что комбинат то ли закрывается, то ли переносится в другое место. И отослали за комментариями обратно в "Киевхлеб".

В то же время коллектив БКК отступать не намерен. И в случае несоблюдения работодателями в отношении работников всех требований КЗоТ они намерены отстаивать свою правоту в суде.