Березовская: нужно больше амбиций в энергетике

Березовская: нужно больше амбиций в энергетике

Тема возобновляемой энергетики с принятием новой энергетической стратегии стала особенно популярной. Одни говорят, что у страны огромнейший потенциал в этом направлении, мнение же других ограничивается сегодняшним уровнем развития отрасли без намека на перспективы, мол, дайте освоить то, что есть. На мировом уровне об украинской возобновляемой энергетике, к сожалению, известно немного. И, видя положительный скачок в этом направлении в течение последних двух лет, украинские специалисты всячески стараются способствовать тому, чтобы заграничным инвесторам было интересно альтернативное энергетическое поприще нашей страны. В июне исполнительный директор Центра возобновляемой энергетики (IBCentre) Юлия Березовская приняла участие в мероприятии по вопросам возобновляемой энергетики и сланцевого газа в странах Восточной и Центральной Европы, который состоялся в Лондоне. О том, какое отношение к альтернативной энергетике Украины сложилось у европейских специалистов, а также о перспективах отрасли Юлия рассказала в эксклюзивном интервью "Обозревателю".

- Юлия, расскажите, что за мероприятие проходило в Лондоне. Каково отношение к Украине со стороны зарубежных коллег в сфере возобновляемой энергетики?

- Университетский колледж Лондона выступил организатором семинара, посвященного уходу от газовой зависимости стран Центральной и Восточной Европы. В качестве инструментов рассматривалось развитие проектов в сфере сланцевого газа и возобновляемой энергетики. Я представляла украинский рынок, и мой доклад был посвящен последним достижениям Украины в сфере возобновляемой энергетики.

Учитывая то, что лондонские коллеги владели ситуацией по состоянию на конец 2010-го года (данные Международного энергетического агентства и других европейских исследовательских организаций актуализируются не так быстро), и именно эти данные сегодня используют многие, Украина в их докладах и видении была в довольно-таки безнадежном положении, если говорить об устойчивой энергетике. Тем более приятно было видеть позитивную реакцию и воодушевление европейских экспертов в ответ на презентацию достижений отрасли за последние годы. Для многих стало откровением то, что Украина сегодня поставляет около 10% годового объема топливных пеллет, потребляемых Евросоюзом, и является отраслевым лидером по развитию всех секторов возобновляемой энергетики среди стран СНГ. Я рада тому, что на этом мероприятии удалось побороть скепсис относительно украинского потенциала в отрасли, и показать, что за последнее время произошел ряд положительных сдвигов. И если мы будем продолжать в таком ключе, то, вполне возможно, через год мы уже будем на приличном уровне, а через два-три – где-то в чем-то и обгоним страны Центральной Европы.

Впрочем, возможен и негативный сценарий развития возобновляемой энергетики в Украине, поскольку те законодательные инициативы, которые существуют сегодня, создают неопределенность для инвесторов. Кроме того, национальные планы по развитию возобновляемой энергетики занижены.

- А кто является непосредственным лидером в данной отрасли?

- На данный момент это Германия и Китай, больших успехов также достигли Испания и Италия, также в числе лидеров - США. Серьезные амбиции по развитию возобновляемой энергетики сегодня имеет Япония, которая после ядерной катастрофы 2011-го года поставила перед собой задачу в короткий срок стать "номером один" в сфере солнечной энергетики, например. Большие успехи у стран Северной Европы, которые ставят перед собой цели достигнуть полного энергообеспечения за счет возобновляемых источников энергии. К ним также недавно примкнула Германия, Национальный энергетический план которой – это 100% электроэнергии из возобновляемых источников к 2050-му году.

- В своем отчете вы говорите о том, что 2011 год стал значимым в истории развития альтернативной развитии энергетики. В чем это проявляется?

- В 2011 году в Украине были построены крупные солнечные электростанции, также началось строительство современных ветропарков. Помимо этого, ряд проектов перешел в практическую фазу, сегментом заинтересовались частные инвесторы.

Кроме того, произошли изменения в нормативной базе, которые, с одной стороны, были направлены на повышение привлекательности инвестирования в данный сегмент (госгарантии предоставления "зеленого тарифа", сокращение объема разрешительной документации и сроков прохождения процедур для строительства объектов и др.), с другой – более четко указали на условия развития проектов, такие как, "украинская составляющая" проектов, который с 1 января 2012 года стал необходимым условием получения "зеленого тарифа". Это значит, что, для того чтобы претендовать на продажу электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников, по повышенному тарифу, девелопер проекта должен обязательно использовать украинские товары, услуги и активы, которые должны составлять 15% для проектов, реализация которых началась в 2012 году, 30% -для проектов, реализация которых началась с 1 января 2013 года и 50% - соответственно с 1 января 2014 года. И если требование в 15% выполнимо, то как обеспечить 50% местной составляющей, пока что никто не знает.

Основной движущей силой по развитию возобновляемой энергетики является сегодня "зеленый тариф" - специальная повышенная цена на электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников. "Зеленый тариф" делает развитие проектов в сфере возобновляемой энергетики инвестиционно привлекательным, и он гарантирован законодательством Украины до 2030 года

- Каковы ваши прогнозы по развитию основных направлений зеленой энергетики? Чего ожидать от каждого сектора и какой из них наиболее перспективный?

- Развитость сегментов можно оценивать по-разному – играет роль количество игроков, объемы инсталлированных мощностей, доля в общем энергобалансе (с последним пока все плохо – около 1% составляет вся возобновляемая энергетика в общем энергобалансе).

В малой гидроэнергетике сегодня есть целый ряд небольших объектов, которые успешно работают. И в принципе, игроков в этом сегменте относительно много. Этот сектор достаточно открытый, в нем низкий порог входа для инвесторов. При этом, сегмент остается ненасыщенным и имеет хорошие перспективы развития.

В ветроэнергетике шла очень длительная подготовительная работа. Практический этап обозначился лишь во второй половине 2011-го года, когда в Украине был построен первый небольшой ветропарк и была собрана первая турбина. Развитие данного сегмента началось с того, что множество компаний занялись "упаковкой" проектов: "столбили" и оформляли землю, готовили проектную документацию землю а потом, в зависимости от ситуации, искали инветора или выставляли проект на продажу. Но их планы в большинстве своем провалились. На сегодняшний день основные игроки в этом сегменте уже обозначились – это ДТЭК и "Ветровые парки Украины". В то же время, примечательно, что на практическую стадию выходят небольшие игроки с проектами ветропарков на несколько десятков мегаватт. Также в этом сегменте ожидается волна поглощений и покупки разработанных проектов. Подводя итоги, скажу, что сегодня ветроэнергетика в Украине переживает этам активного развития, и имеет хорошие дальнейшие перспективы. Более того, если посмотреть статистические данные, касающиеся доли различных источников электроэнергии в общем энергобалансе, то видно, что ветроэнергетике отводится самая большая роль среди возобновляемых источников.

Солнечная энергетика Украины, имеющая самый высокий тариф, является на сегодняшний день "лампочкой", на свет которой летят многие инвесторы. В этой связи из позитивных моментов стоит отметить, что ряд частных инвесторов на сегодняшний день уже вкладывает деньги в создание небольших объектов на 5-10 МВт.

Этот именно тот путь развития рынка, который, как нам кажется, является оптимальным, поскольку он позволяет вовлечь в развитие рынка множество игроков и создать здоровое конкурентное поле.

По моему мнению, возобновляемая енергетика в Украине должна идти не по пути гигантомании, должен однозначно развиваться сегмент средних и малых объектов, как это призошло на развитых рынках. Так называемое "немецкое энергетическое чудо" позволило Германии сейчас принять обновленный энергетический план, согласно которому она суверенно движется к 100% возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе к 2050 году. На данный момент у них по стране уже более 20%, а в Баварии - 28%. Так что разговоры о том, что переход на альтернативную энергию невозможен – это мифы, которые возникают на почве нежелания, страха, и, безусловно, из-за недостатка знаний, опыта, и, конечно, нежелания инвестировать в инфраструктуру, в сети, которые и так нуждаються в глобальной реконструкции, модернизации.

Посмотрим на Германию. Германия – это как раз пример развития рынка за счет того, что все платежеспособное население, по сути, каждый человек принял для себя решение, что нужно вкладывать деньги в акции компаний, которые развивают сектор возобновляемой енергетики, либо же становиться инвестором самостоятельно и монтировать на свой дом солнечную электростанцию, а на разнице в тарифах – зеленом и обычном – зарабатывать.

- Расскажите немного подробнее о зеленом тарифе. Что он собой представляет, кому доступен и насколько распространен в Украине?

- Именно с принятием закона о зеленом тарифе в Украине начала развиваться отрасль возобновляемой энергетики. "Зеленый тариф" - это тариф с учетом специальных коэффициентов, на которые умножаются стоимость электроэнергии. В данном случае, согласно формуле, стоимость электроэнергии для второго класса потребителей умножается на коеффициент, который индивидуален для каждого из направлений возобновляемой энергетики и учитывает стоимость и сроки окупаемости проектов в этой сфере. Все это привязывается к соотношению евро-гривна. Тарифы по сути у нас зафиксированы в евро на 1 января 2009 года, но каждый месяц колеблются в зависимости от соотношения евро-гривна. То есть, в случае удешевления евро относительно гривны тариф не допускает удешевления тарифов из-за девальвационных процессов.

- Насколько доступно использование зеленой энергетики по зеленому тарифу для украинцев?

- Такие проекты у нас пока доступны лишь для юридических лиц. Физлицам реализовать такой проект в Украине пока невозможно. Для того, чтобы получить зеленый тариф для объекта генерации обязательно нужно стать участником оптового рынка электроэнергии и получить лицензию на генерацию. Для этого, согласно действующим нормативным актам, необходима регистрация в форме юрлица. В Украине законодательная отраслевая база такова, что компаниям необходимо собирать одинаковый пакет документов как для объекта на 25-30 Квт, так и на 250-300 МВт. В то же время, хочу подчеркнуть, что в Германии более 60% всех мощностей солнечных электростанций — это домашние электростанции.

- Новая энергостратегия, по мнению аналитиков рынка, не в полной мере отображает потенциал Украины в этой отрасли. При этом Минэнерго убеждено, что в документе все показатели относительно развития альтернативного энергосектора абсолютно адекватны. Как оцениваете новый документ Вы, ведь наибольшее количество споров происходит именно вокруг альтернативной энергетики?

- Министерство принимало участие в разработке этого документа. Там же подписывались документы по вхождению Украины в Энергетическое сообщество, где черным по белому написано: 12% к 2020 году. У нас теперь есть 10% в лучшем случае к 2030 году. Безусловно, Министерство энергетики и угольной промышленности в первую очередь защищает интересы традиционной энергетики и угольной промышленность. По сути, они делают то, что должны делать. Наверное, их сложно в чем-то упрекнуть. Ведь, к сожалению, в министерстве до сих пор нет департамента по возобновляемой энергетике. В Украине на министерском уровне нет ни одного органа, который бы защищал в Украине возобновляемую энергетику. Что, безусловно, лишает эту отрасль права голоса на правительственном уровне. Очевидно, такой дисбаланс и привел к тому, что интересы возобновляемой энергетики по большому счету защищать некому. У нас есть Госагентство по вопросам энергосбережения и энергоэффективности, но ему понизили статус. Это ведомство раньше могло хоть как-то претендовать на то, что оно превратится в полноценное министерство, по крайней мере они были напрямую подчинены Кабинету Министров, что означало возможность более свободного развития. Сейчас эта структура подчинена Министерству экономического развития и торговли, где возобновляемая энергетика – это один из сотен тысяч вопросов, которые стоят на повестке дня. Безусловно, это тоже не способствует развитию.

Что касается самой Энергетической стратегии, то нам нужно строить более амбициозные планы. Более того, техническая база для этого есть. Те цифры, которые указаны сегодня, по словам представителей Минэнерго, были заложены в документ, исходя из мощности подсоединения, возможной на данный момент - 6 ГВт. То есть, закладывая такие же цифры на 2030 год мы что, предполагаем, что за это время ничего не изменится в лучшую сторону? Может, и сети не будут отремонтированы? Более того, эти цифры занижены. Насколько мне известно, специалисты "Укрэнерго" дают более высокие цифры. Здесь, как оказалось, имел место человеческий фактор, когда кто-то кому-то не предоставил вовремя информацию, кто-то настолько далек от возобновляемой энергетики и настолько не знает этот сегмент, что, естественно, принял неправильное решение на уровне разработки и, соответственно, донес неправильную информацию руководству. Это отдаляет реализацию нашего стремления к евроинтеграции. У Украины за последний год появился шанс выбиться, пусть не в лидеры, но в рейтинг стран, о которых начинают говорить, как об инвестиционно привлекательных, в которые начинает течь капитал. Да, пока что многие приезжали и оценивали нас с точки зрения того, что будет. Они уже знают, что не может быть в этой стране все легко и просто, и, безусловно, через какое-то время ситуация может усугубиться. Мы, по сути, этой стратегией подтверждаем опасения инвесторов.