УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Краснов: экономическая стабильность будет сохранена

Краснов: экономическая стабильность будет сохранена

Говорят, что соединить в одном обличье прагматика и романтика невозможно. Но сегодняшний мой собеседник – яркое исключение из данного правила. Являясь основателем и генеральным директором крупного коммерческого банка, он довольно успешно соединяет прагматичные финансовые прогнозы с весьма активными занятиями музыкой. Будучи лауреатом премии "Человек года" в номинации "Финансист года", этот человек находит время для написания глубоких музыкальных композиций, которые не так давно были аккумулированы в музыкальный диск. Возможно, именно в музыке он черпает вдохновение для успешного развития банковского дела – яркий тому пример – финансовый результат управляемой им структуры за прошедший год. С Грегом Красновым, генеральным директором Platinum Bank, нам удалось поговорить о ближайших перспективах макроэкономических изменений и их влиянии на украинскую и мировую экономику.

- Сегодняшнее состояние Европы во многом является пугающим и непредсказуемым. Банковский сектор теряет доверие, курсовые колебания достигают апогея, политэкономические курсы глав европейских государств не сходятся. Все это заставляет задуматься над тем, что ждет еврозону в ближайшем будущем. Какие варианты развития событий видите вы?

- Наиболее вероятный вариант - Греция выходит из еврозоны. При этом валюта евро продолжает существовать. И здесь главный вопрос - какие меры предпримут оставшиеся игроки еврозоны, чтобы избежать таких ситуаций в будущем. Это был большой урок для всех. Я считаю, что в результате него оставшиеся страны должны держать курс на максимальную интеграцию не только на политическом, но и на экономическом, и даже финансовом уровнях.

Я думаю, что списывать Европу с весов международной экономики явно рано. Европейские страны обладают огромным технологическим и экономическим потенциалом. Их уровень доходов продолжает оставаться одним из самых высоких в мире. Соответственно и уровень капитала, сконцентрированного в этих странах, является решающим для мировой экономики. Конечно же, будут найдены новые механизмы взаимодействия в еврозоне с возможным меньшим количеством членов. Но в долгосрочной перспективе влияние Европы в мире не должно существенно измениться. Ведь Греция никогда не была одним из основных игроков. И без ее участия еврозона абсолютно спокойно может двигаться вперед.

Изменения в мировом экономическом балансе будут происходить по другим причинам. Эти причины связаны с большой разницей темпов роста экономик развитых стран и развивающихся. То есть, в ближайшие 10 лет Китай, учитывая его темпы роста, станет крупнейшей экономикой мира. Индия, Бразилия, Россия существенно продвинутся в рейтингах размеров экономики. Их влияние на глобальном экономическом пространстве также существенно возрастет. Конечно, от этого значительность экономики ЕС уменьшится. Но не потому что ЕС станет меньшим игроком, а потому что другие быстрее вырастут.

Исторически так сложилось, что последние 50-80 лет (а некоторые утверждают, что даже больше – несколько веков!) в мировой экономике лидирующую скрипку играли США и Европа. Я считаю, что сейчас мы движемся в направлении мультиполярного экономического глобального пространства. И это будет создавать новые политические реалии, ставить перед миром новые вызовы.

- Каковы ваши прогнозы ставок по европейским кредитам? Недавние перипетии между Меркель-Олландом, а также греческие события во многом заставляют задуматься о кредитных ставках…

- Ставки по европейским кредитам будут зависеть с одной стороны от спроса и предложения на кредитном рынке: если ликвидность банковского сектора будет превышать спрос, то ставки будут падать. Если нет, то нет. Главный вопрос: какова будет ликвидность банковского сектора в долгосрочной перспективе? Происходящее с Грецией, конечно же, негативно повлияет на ликвидность банковского сектора. Ведь банкротство крупных стран, облигации которых находятся на балансе банковского сектора, вызовет сокращение баланса в целом и сокращение возможностей банков по кредитованию. Поэтому это краткосрочно может вызвать рост кредитных ставок. Но очевидно, что политики активно решают эту задачу. К примеру, на днях Франция объявила, что они выбрали направление стимуляции экономики, а не меры по сокращению и экономии. Для меня это является хорошим сигналом.

- И тем не менее, насколько Украина зависима от курсовых колебаний? Чем для нашей страны чревато усугубление ситуации в Европе? Поддерживаете ли вы позицию многих аналитиков относительно того, что евро нужно срочно девальвировать? Каковы шансы на стабильность у гривны?

- Украина является страной с экспортно-ориентированной экономикой. В общей доле валового национального продукта доля экспортных товаров у нас очень велика, поэтому колебания курса национальной валюты по отношению к основным валютам мира имеет большое значение для нашей экономики. В то же время у нас в стране наблюдается парадоксальная ситуация - более 99% населения приравнивает стабильность курса национальной валюты к экономической стабильности. Это неграмотно, это неправильно. Валюта должна иметь плавающий курс, потому что именно колебания ее курса являются стабилизационным механизмом. Например, если спрос на сталь где-то падает, а мы, соответственно, не можем продавать достаточно стали при каком-то курсе гривны, то валюта должна девальвироваться! И тогда наша сталь станет более конкурентоспособна, и мы сможем продавать больше.

То есть плавающий курс является залогом экономической стабильности, а в восприятии населения это, к сожалению, в точности до наоборот. Поэтому я рад, что текущие высказывания наших финансовых и банковских властей указывают на то, что курс гривны будет отпущен либо в свободное, либо в какое-то контролируемое плавание. А МВФ настаивает на этом уже много-много лет. Я считаю, это правильно, ведь для нас при более варьированном курсе усугубление ситуации в Европе станет менее напряженным.

- Как вы оцениваете проведение в Украине еврочемпионата по футболу с экономической точки зрения? Может ли ЕВРО-2012 дать толчок для развития инвестиционных возможностей Украины?

- В рамках еврочемпионата нашу страну посетило много иностранцев, а это не может иметь негативные последствия. Ведь тот публичный имидж в Европе, который Украина заработала за последние 2 года, очень негативный. Чем больше людей к нам приедет и убедится, что не все так плохо, как говорят европейские СМИ, что Киев - прекрасный город, и, несмотря на политическую специфику, жизнь продолжается, тем лучше для страны.

Я считаю, что проведение еврочемпионата для имиджа Украины стало позитивным. С экономической точки зрения в долгосрочной перспективе это может дать дополнительный стимул к инвестициям. Но я не думаю, что после Евро-2012 эти инвестиции польются к нам рекой. Чтобы это произошло, для этого нужны гораздо более серьезные экономические и политические предпосылки. Должна быть предсказуемость, защита прав инвесторов, защита от постоянных изменений в регулятивном климате. Отсутствие всего этого напрягает инвесторов, и именно поэтому Украина не получает свою долю международных инвестиций.

- Каковы, по вашему мнению, наши шансы успешного сотрудничества с МВФ? Станет ли после Евро-2012 отношение мировых финансовых институций более лояльным?

- Евро-2012 и более лояльное отношение мировых финансовых институций - абсолютно не взаимосвязанные вещи. Одно на другое никоим образом не влияет.

МВФ определило четкие требования к Украине, после удовлетворения которых он вернется к обсуждению кредитования Украины. Эти требования включают в себя весьма непопулярные меры. Например, повышение внутренних тарифов на коммунальные услуги, приведение этих тарифов хотя бы в позицию безубыточности. То, что говорит МВФ – это экономически логично.

К сожалению, у нас в стране уровень политической культуры весьма низок. Раздача денег избирателям - один из наиболее эффективных механизмов получения голосов. К этому сводится весь конфликт - популизм против правильной макроэкономической политики. Пока у нас год выборов, мы видим, что желание политиков предпринимать непопулярные меры для усиления экономики страны, в том числе для получения дополнительных траншей от МВФ, являются больше пожеланием, чем реальностью. Но очень надеемся, что после выборов макроэкономическая логика возьмет вверх.

- Если МВФ так и не даст очередной транш, какие выходы есть у страны?

- Мне кажется, что сейчас власть неплохо латает дыры в бюджете. Очень сильно усилилось давление на бизнес, в том числе и со стороны налоговых органов. А значит, денег в казне становится больше. Я наблюдаю активные действия со стороны Минфина и НБУ по стимулированию вложений финсектором внутри страны денег в госбюджет, а именно - предоставление финансирования. Те инструменты, которые сейчас предлагает НБУ, например, по рефинансированию валютных облигаций Минфина, для банков очень привлекательны. Эти меры по поддержке бюджета экономически правильны.

Несмотря на политическое давление, полагаю, что текущая политика по бюджетному сбалансированию довольно грамотна. Я не считаю, что в течение следующих 12 месяцев у нас будут происходить какие-то катастрофические события: невыплаты или государственные суверенные дефолты и прочие нехорошие вещи. Стабильность будет сохранена.