УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Когда украинский сыр попадет в русский рот?

Когда украинский сыр попадет в русский рот?

Ну, что ж, лед, наконец, тронулся с мертвой точки. На днях российская делегация, которую возглавил главный санитарный врач Геннадий Онищенко, проверила в Полтавской области продукцию предприятия «Гадячсыр». По итогам этой инспекции россияне резюмировали: производство сыра на предприятии «проводится с нарушениями технологического процесса на участках его созревания, упаковки, а также доставки компонентов для его производства».

После таких выводов глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко решил дать руководству «Гадячсыр» время для ликвидации упомянутых выше замечаний. И только тогда, когда продукция предприятия будет соответствовать российским стандартам и нормам производства продукции, может быть вновь пересмотрен вопрос возобновления ввоза сыра на территорию соседней страны.

«Были высказаны и выписаны протокольно требования замечаний для того, чтобы их устранить и чтобы дальше после устранения снова проинспектировать. И только потом будет принято решение о возможности поставки продукции на российский рынок», - пояснил журналистам министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк.

Как относиться к выше изложенной информации? Вроде можно выдохнуть в надежде: вскоре конфликт может быть исчерпан… Есть ли повод для оптимизма, разбирался «Обозреватель».

С чего все началось

Напомним, сырный конфликт России и Украины начался еще в январе. Тогда главный санврач России Геннадий Онищенко обвинил наших сыроделов в том, что их продукция, поставляемая на территорию Российской Федерации, не соответствует требованиям тамошнего законодательства. Мол, в последнее время качество украинского сыра стало заметно хуже и есть подозрение, что вместо натурального молока добавляют в него пальмовое масло.

На тот момент в черный список «Роспотребназдзора» попали порядка девяти предприятий, в том числе: ЗАО «Пирятинский сырзавод» (Сумская область, ТМ «Молочный шлях»), ОАО «Великобурлукский сыродельный завод» (Харьковская область, ТМ «Сыры Бурлука»), ОАО «Звенигородский сыродельный комбинат» (Черкасская область, ТМ «Звени Гора»), ОАО «Ахтырский сыркомбинат» (Сумская область, ТМ «Добряна»), ООО «Гадячсыр» (город Гадяч, Полтавская область, ТМ «Славянские сыры»), ООО «Техмолпром» (город Гадяч, Полтавская область), ООО «Производственное объединение «Молис» (Запорожская область, ТМ «Молис»), ЧАО «Хмельницкая маслосырбаза» (Хмельницкая область), ООО «Интер Фуд» (Винницкая область, ТМ «Тульчинка»).

И хотя украинские власти совместно с представителями некоторых компаний-сыроделов (к примеру, ОАО «Молочный Альянс») пытались спорить с российскими чиновниками, утверждая, что наши сыры – качественные. Надо сказать, это только подлило масло в огонь конфликта. Так, в начале февраля «Роспотребнадзор» начал изымать из оборота сыры наших предприятий-производителей, опять же на основании подозрений, мол, их продукция якобы содержит растительные жиры (пальмовое масло) вместо животных (молоко). В целом под запрет попала продукция таких заводов, как ЧП«Прометей», АО «Пирятинский сырзавод», ООО «Гадячсыр», Баштанский и Лозовский сырзаводы, «Бель Шостка Украина» и Хмельницкая маслосырбаза.

В чем суть проблемы

Согласно российскому техническому регламенту касательно молока и молочной продукции, если в такой продукции как сыр используется пальмовое масло, а не молоко, то такой продукт должен именовать не как «сыр», а как «сырная продукция» или «спрэд». Почему? Ответ прост: производство с использованием пальмового масла в разы дешевле, нежели с использованием натурального молока. К примеру, зимой тонна пальмового масла стоила 9500-10000 гривен, а тонна сухого обезжиренного молока 27000-30000 гривен. Итого: экономия при производстве сыра только на одном его компоненте, как говорится, налицо – в 2-3 раза.

Соответственно, полученный в итоге продукт, в производстве которого использовалось пальмовое масло, а не молоко, должен стоить дешевле. И определяться цена для потребителя должна, понятное дело, исходя и категории товара: категория «сыр» делает товар дороже, категория «сырная продукция» - дешевле.

А, согласно обвинениям россиян, украинские сыроделы осознанно производили «сырную продукцию» и продавали на территории соседней страны этот товар по цене «сыра». Надо сказать, в таком случае к качеству сыра и сырной продукции трудно «подкопаться». Дело в том, что продукт, который производится с использованием молока или с использованием пальмового масла, настолько похож по качеству, что определить разницу (то есть наличие или отсутствие в продукте растительных жиров) поможет только специальный химический анализ.

Что дальше

Как уже упоминалось выше, на этой неделе был проверено предприятие «Гадячсыр», продукция которого попала под запрет. В свете проведенной российской стороной инспекции любопытен следующий факт: да, россияне нашли на заводе какие-то несоответствия, в рамках стандартов соседней страны, однако наличия пальмового масла в продукции полтавских сыроделов обнаружено не было. Так стоил ли российско-украинский конфликт потраченных нервов – как одной, так и другой стороны? Вряд ли… Однако размышления в такой плоскости уже, скорее всего, относятся к проблемам внешнеполитическим.

Нас же интересует другой вопрос: как дальше будет развиваться российско-украинский сырный конфликт. Некоторая информация на эту тему была озвучена по итогам проверки на предприятии «Гадячсыр».

Так, украинская и российская стороны в лице главы «Роспотребнадзора» Геннадия Онищенко и министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка пришли к следующим выводам.

Во-первых, планируется завершить инспектирование «проблемных» заводов. Кстати, с этой целью на неделе с 9 по 15 апреля будет проведена проверка еще двух украинских сыродельных заводов – «Пирятинский сырзавод» и ООО «Прометей».

Во-вторых, технические стандарты Украины и России должны быть не только гармонизированы между двумя странами, но и в рамках требований международного законодательства, в частности таких организаций как Евросоюз и Всемирная торговая организация.

В-третьих, в ближайшее время будет создана двухсторонняя рабочая группа, которая будет заниматься всеми текущими вопросами, связанными с качеством продуктов.

В-четвертых, планируется наладить контроль за качеством продуктов по всей вертикали, начиная от производителя. Такой подход, считает Николай Присяжнюк, позволит приблизить производство нашей продукции в уровню международной стандартизации.

И наконец, в-пятых, в ближайшее время в Украине будут отобраны несколько лабораторий, имеющих соответствующие международные сертификаты. С какой целью? Все просто: эти лаборатории должны будут взять на себя ответственность за проверку качества той продукции, которая идет на российский рынок.

По мнению Николая Присяжнюка, данное решение поможет упростить систему двухстороннего контроля и сделать ее прозрачной: «Соответственно, это откроет нам российский рынок. И мы надеемся, что возврат наших сыров даст возможность российскому потребителю без опасения покупать и потреблять нашу продукцию».

Чем закончится «сырная» история…

Как считают российские и украинские чиновники, теперь, когда есть предварительные договоренности о решении «сырных» проблем, можно сказать, что рано или поздно вопрос допуска нашей продукции на российский рынок будет разморожен. Правда, когда именно произойдет столь знаменательное событие – прогнозировать пока никто не берется.

«В общем, работа идет. И если вы спросите меня: когда это кончится. Я отвечу: я не знаю. Все на стороне Украины. Все требования мы предъявили. Они с ними согласились. Технологии мы тоже согласовали. Поэтому чем быстрее будете поворачиваться, тем лучше. Раз украинский производитель присутствует на российском рынке, значит, в этом есть определенная потребность. Значит, он находит здесь сбыт. Соответственно, остается дело за малым: обеспечить качество российским национальным требованиям. Тогда по взаимному удовлетворению этот процесс будет продолжаться и далее», - говорит глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко.

Эксперты, в свою очередь, крайне скептично относятся к возможности разрешения «сырной войны».

Так, по мнению руководителя аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, вопрос запрета ввоза украинских сыров на территорию России начинался не столько с экономической точки зрения, сколько с политической (на фоне обострения хода переговоров о снижении цены на газ – прим. авт.), в связи с этим «сырная тема» может муссироваться российскими чиновниками еще долго.

«Я не вижу какой-то перспективы в этом направлении. Потому что когда не могут ничего найти, начинают придираться к форме или размеру. Фактически проверялось наличие растительных масел. Оно было найдено? Нет. Но тем не менее, теперь вопрос в том, что россиян что-то другое не устраивает. Это некорректно. Изначально, наверное, есть решение украинские сыры просто не пускать на российский рынок», - пояснила «Обозревателю» Мария Колесник.

В то же время эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что если в ближайшее время украинский сыр и допустят в Россию, то не факт, что на этом конфликт между Россией и Украиной будет окончательно разрешен. «Решение будет. Но учитывая тот факт, что это не первый конфликт в отношении экспорта украинских сыров на территорию Российской Федерации, не уверен, что этот вопрос будет решен окончательно. Я считаю, что поставки возобновятся, но в то же время утверждать, что никогда не будет заявлений российского «Потребнадзора» я бы не стал. Думаю, что если проверки на наших предприятиях пройдут нормально, возобновление сбыта продукции в Россию может произойти в ближайшее время», - отмечает Жолудь в комментарии «Обозревателю».

Есть ли альтернатива…

В данной публикации нельзя не затронуть тему перспектив украинских сыроделов на внешних рынках. Дело в том, что сыродельная отрасль – очень важный для нашей страны сегмент.

По данным консалтингового агентства «Инфагро», в 2011 году в Украине было произведено порядка 191 тыс. тонн сыра и сырного продукта. Причем на внутреннем рынке сыроделы реализовали около 70 тыс. тонн твердого сыра и 30-33 тыс. тонн сырного продукта.

Что касается российского рынка сбыта, то в прошлом году сюда было завезено около 68 тыс. тонн сыра и 500 тонн сырного продукта. В целом же в последние годы объем импорта сыров в другие страны составляет порядка 70-80 тыс. тонн сырной продукции. Думается, с учетом указанных выше цифр сразу становится понятно, насколько украинские предприятия зависят от российского потребителя. Кстати, наша страна нынче является вторым по величине импортером сыра в Россию (после Беларуси).

Вот и возникает вопрос: что делать нашим сыроделам, если российский рынок сбыта таки будет закрыт? По мнению Марии Колесник, над этой проблемой нужно было думать еще три года назад, когда у российских контролирующих органов начались периодические претензии к качеству украинской мясомолочной продукции.

«Нужно искать рынки сбыта гораздо дальше. К сожалению, в ЕС наша продукция пока неинтересна. Потому что с той же Европой есть определенная проблема и, в первую очередь, она связана не с качеством нашей продукции – сыров, йогуртов или еще чего-либо, а связана с определенными европейскими стандартами. Пока у нас производство сырого молока будет идти от населения, и это молоко потом будет приниматься для дальнейшего производства молочной продукции, эта молочная продукция не может поставляться конечному потребителю в страны Евросоюза. А все потому, что согласно нормам ЕС, руки человека не должны касаться во всем процессе производства сырья. Если идет ручное доение, то это молоко не должно попадать на переработку. Однако, кроме европейского рынка, есть и другие страны. Та же Северная Африка, те же арабские страны. Может быть, Дальний Восток. Нужно быть дальновиднее», - поясняет Колесник.

Что ж, вполне вероятно, это был бы неплохой сценарий развития событий. Как говорится, лучше иметь несколько покупателей на свой товар, нежели одного и очень капризного.