УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дорогой газ как цена за миллиарды МВФ

Дорогой газ как цена за миллиарды МВФ

Фонд не понимает, почему богатые должны платить за газ меньше

27 марта в Киев прибыла миссия МВФ. На повестке дня – традиционный вопрос о возобновлении сотрудничества с Украиной и, соответственно, предоставления новой порции миллиардов. Говорят, миссия носит сугубо технический характер, и ожидать каких-то громких заявлений от нее не следует.

Тем не менее, именно в эти дни фактически решается вопрос, получит ли Украина финансовую помощь уже в текущем году, если да, каких жертв со стороны правительства это потребует, если нет, сможет ли справиться с пиком выплат по долговым обязательствам, выпадающим на текущий год.

Своими размышлениями на эту тему с читателями "Обозревателя" поделились: финансовый эксперт Виктор Суслов и генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий Валерий Гладкий.

Условия МВФ: за что Фонду нужно сказать спасибо

Виктор Суслов: Есть четыре крупные проблемы, которые обсуждаются миссией.

Первая проблема – корректировка макроэкономических показателей и показателей бюджета, основываясь на предварительных итогах работы украинской экономики в первом квартале. Прогноз роста ВВП 3,4% на 2013 год, который положен в основу показателей бюджета, является нереальным, что подтверждается статистическими данными. Ожидается, что темп роста ВВП будет ниже примерно в два раза, а значит, бюджет должен быть пересмотрен.

Одной из основных тем переговоров становится вопрос повышения цен на газ для населения и коммунальных тарифов – то, что правительство обязалось сделать еще в 2010 году.

На переговорах также ставятся вопросы затруднений с возвратом НДС, потому что страдают инвесторы. Все эти авансовые платежи налога на прибыль и другие вопросы.

Следующая тема, которая обсуждается – это вопрос перехода к гибкому курсу гривни. Этот пункт был и в предыдущей программе. Перед новым годом появились публикации о том, что, по оценкам экспертов МВФ, для ликвидации дефицита платежного баланса нужно провести девальвацию примерно до 9,3 гривни за доллар. Сейчас прозвучало заявление Прасолова о том, что Нацбанк готов к переходу к гибкому ценообразованию, при этом курс останется под контролем НБУ. Вероятно, в этом Нацбанк и правительство готовы пойти навстречу Фонду. Нельзя сказать, до какого уровня, но здесь, я думаю, будет прогресс.

Правительство уже пошло на ряд уступок, но по ключевым вопросам пока согласия нет, и я не жду, что оно появится по итогам работы этой миссии. Может быть, позже – именно потому, что многие вопросы переносятся в сферу политики.

Еще один вопрос, который волнует МВФ, кажется, больше, чем Украину – это предупреждение возможного долгового кризиса Украины в будущем, недопущение того, что случилось с тем же Кипром и другими странами. У нас огромные темпы роста наращивания внешних государственных долгов, и это нужно как-то останавливать. Никаких эффективных мероприятий по сбалансированию экономики не проведено. Еще можно занимать, но через год, когда все рухнет, скажут: кто в этом виноват? Эксперты МВФ, которые на чем-то не настояли?

То, что эксперты МВФ предвидят, как ситуация будет меняться, и настаивают на сбалансировании бюджета и наших расходов и остановке роста внешних долгов – это абсолютно правильно, и за это нужно только спасибо сказать.

Валерий Гладкий: Миссия неспроста будет работать в Украине до 10 апреля. Оценивать надо всё и вся: что происходит с экономикой, насколько реалистичен макропрогноз, который был заложен в расчетах бюджета. Если он не реалистичен, как с реалистическим прогнозом будут сочетаться доходы и расходы, за счет чего "дырка" в бюджете будет закрываться, что будет делаться для решения структурных проблем.

Основные требования – это системные изменения в экономике, установление более справедливой системы социального обеспечения, стимулирующей бюджетно-налоговой политике.

Эти переговоры пока достаточно трудны и не сильно результативны, как мне кажется, потому, что те ценности и те подходы, которые предлагает МВФ и другие инвесторы, отличаются сегодня от тех краткосрочных мер правительства, направленных на удержание ситуации под контролем без перспективного видения, какой будет экономика через 3-5-10 лет.

МВФ идет на уступки, когда понимает их значение

Валерий Гладкий: МВФ может согласиться на смягчение требований по сокращению бюджетного дефицита. Во всем мире инфляция не является основным мерилом стабильности. Главное – поддержание экономического роста. 2-3% бюджетного дефицита в сегодняшних условиях, когда во всей экономике идет накачка деньгами, когда государству необходимо стимулировать рост большим вбросом денег в экономику и большими капитальными расходами бюджета на инвестиции – в этой части МВФ может пойти на уступки. Но он хочет видеть системные изменения.

Не стоит ожидать значительного смягчения по отношению к Украине. Украина не является ключевым и принципиальным заемщиком для Фонда. А учитывая, что европейские банки уже успели вывести финансирование, которое предоставлялось своим украинским "дочкам", украинская экономика может остаться один на один со своими проблемами, если не будет найдено взаимопонимание по ключевым вопросам.

Виктор Суслов: МВФ очень часто идет на уступки, когда понимает их значение. Особенно на большие уступки он шел в период кризиса 2008-2009 годов, когда правительству Тимошенко был предоставлен кредит в объеме 15,5 миллиардов долларов. Особенность беспрецедентной уступки МВФ была в том, что значительная часть этого кредита была направлена на финансирование дефицита бюджета, чего МВФ никогда до того не делал.

Повышение тарифов на газ: камень преткновения

Валерий Гладкий: Требования МВФ остаются неизменными. Они сводятся к тому, что правительство должно показать реалистический план сокращения бюджетного дефицита – только в этом случае МВФ будет рассматривать возможности возобновления финансирования. А методы сокращения дефицита бюджета, по мнению Фонда, состоят в том, что необходимо сокращать дефицит НАК "Нафтогаз", а сокращать его можно за счет повышения тарифов для населения и предприятий теплокоммунэнерго.

Другие поддерживающие меры рассматриваются и обсуждаются, они сводятся к налоговым инициативам по наполнению доходной части Госбюджета, но пока что этих планов со стороны правительства не было заявлено. Обсуждаются ли они с МВФ? Наверное. По косвенным признакам, речь может идти о том, что пока что Фонд не уверен в реалистичности предлагаемых правительством мер, поэтому по-прежнему остается актуальным вопрос повышения тарифов на газ.

На разности тарифов на газ для населения и промышленников в Украине всегда зарабатывались большие деньги. Схема простая до безобразия: записывается, что газ поставляется населению, а на самом деле – промышленникам. Разрушить этот порочный круг можно только в случае, если тарифы для всех будут рыночными, а для малоимущих будут предоставляться целевые субсидии из Государственного бюджета.

Виктор Суслов: До сих пор решение о повышении тарифов для населения откладывалось, потому что правительство заявляло, что мы вот-вот решим вопрос с Россией о снижении цены на газ. Теперь все аргументы, которые выдвигались раньше, исчерпаны. Остается повышать.

Но сошлюсь на недавнее публичное заявление президента Украины, который заявил, что цены на газ и коммунальные услуги повышаться не будут. Это уже предвыборное заявление, после этого очень сложно что-то повысить, поэтому вообще ситуация попала в клинч, потому так тяжело будут идти переговоры.

Украина ждет от МВФ политических уступок, чтобы он снял свое требование по повышению тарифов. Но я очень сильно сомневаюсь, что такое политическое решение будет принято. По крайне мере, оно не будет принято в МВФ – МВФ не принимает политических решений.

МВФ, безусловно, может пойти на уступки по многим техническим вопросам – перенос сроков или смягчение требований. Но вопрос по ценам на газ абсолютно принципиален. Вовсе не потому, что этот вопрос затрагивает интересы населения. Фонд был инициатором создания новой системы, которой предполагается выплата субсидий тем малообеспеченным гражданам, кто пострадает от повышения цен на газ и коммунальных тарифов. Потому что элементарные подсчеты показывают, что бюджет очень много сэкономит – у нас значительная часть этих скидок присваивается самыми богатыми.

МВФ не может понять, почему Украина настаивает на том, что богатые люди должны получать бюджетные субсидии, в том числе за счет внешнего финансирования.

Без миллиардов МВФ можно, но это будет стоить дороже

Валерий Гладкий: Деньги Фонда нужны сегодня для того, чтобы вернуть ранее накопленные долги, с тем, чтобы удержать золотовалютные резервы на достаточном уровне безопасности – по моим оценкам, это не менее 20 миллиардов долларов.

На сегодняшний день ситуация такова, что внешние кредиторы готовы и дальше финансировать Украину, но при условии, что до конца года все-таки будет найдено взаимопонимание между Украиной и МВФ. В противном случае в среде инвесторов рассматривается вариант выхода из рынка Украины.

В этом году Украина еще может обойтись без денег МВФ, но развязка неминуема. Можно всякий раз откладывать решение проблем на потом, но эти проблемы, к сожалению, не рассасываются сами по себе. Еще можно заимствовать на внешних рынках, профинансировать бюджетный дефицит за счет приватизации, занять денег у Китая под товарные кредиты.

Но останется проблема тарифов, останется проблема несбалансированности бюджета, останется проблема неэффективности системы социальной защиты населения, в которой все и вся получают льготы, не имея на то морального права.

Сегодня эти проблемы можно решить с помощью денег МВФ. С чьей помощью они будут решаться завтра, я не знаю. Но очень не хотелось бы, чтобы все бремя кризиса несли на себе рядовые граждане.

Виктор Суслов: В этом году подлежит выплате сумма в 5,7 миллиардов долларов – это то, что нужно выплатить Международному валютному фонду. В этом году Украина уж выплатила 1,4 миллиардов долларов. Следовательно, осталось 4,3 миллиарда, а заявка на кредит МВФ подана на 15 миллиардов.

Украина продолжает заимствовать в больших суммах деньги на внешних рынках. 26 марта Минфин провел рекордное заимствование – 1,4 миллиарда гривен и 656,4 миллиона долларов по продаже облигаций государственного займа. При этом по-прежнему достаточно высокие проценты заимствований – максимум составил 8,25%. Эти деньги тоже идут на то, чтобы рефинансировать долги перед МВФ, но только кредиты МВФ можно получить под низкие проценты, а эти – под высокие.

В этом году Украина может прожить без денег МВФ при условии дальнейших массированных заимствований на коммерческих финансовых рынках под 8-9% или больше процентов годовых в валюте – так, как она заимствует и сейчас. Но это ведет в тупик.

Но главное – не деньги, главное – реформы. МВФ настаивает на проведении определенных реформ – не показных, а реальных. В этом самая большая ценность работы с МВФ. По сути, Фонд - наш главный реформатор.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

МВФ может смягчить требования к Украине – эксперт

Эксперт: вопрос повышения тарифов для МВФ – принципиальный

Госбюджет придется пересматривать – эксперт

Эксперт объяснил, как Украине выжить без денег МВФ

Без МВФ Украина проживет, но это будет стоить дороже – эксперт

Деньги МВФ всегда использовали неэффективно – экономист

Решение МВФ по Украине будет жестким – эксперт

Нацбанк готов сделать гривню "гибкой" – эксперт

Смотрите видеосюжеты:

Проблемы экономики сами собой не рассасываются

НБУ готов к переходу на гибкий курс гривни

Тактика МВФ: сначала решения, потом - деньги

Зачем Украине деньги МВФ

Смотрите полную версию видеозаписи пресс-конференции