УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Шоковая терапия для Европы

Шоковая терапия для Европы

Ну, что ж – настал момент истины. Воскресенье, 17 июня, дата парламентских выборов в Греции. Этот день должен дать ответ на вопрос: какой политический и экономический курс изберут для себя Афины и, соответственно, хочешь – не хочешь, но весь Евросоюз. О рисках выходы Эллады из состава Еврозоны уже столько говорено-переговорено, что и лишний раз об этом бы и вспоминать не хотелось бы. Однако именно сегодня ситуация, связанная с выбором греков в отношении того, будут ли они принимать помощь Тройки кредиторов – ЕЦБ, МВФ, ЕС, - уже не становится поводом для размышлений. Это, как говорится, может стать абсолютной реальностью в ближайшее время.

Надо заметить, особую тревогу в этом свете также вызывает обострение долгового кризиса в проблемных странах ЕС. Речь идет, конечно же, об Испании и Италии. Ведь как уже не раз писал "Обозреватель", если Греция решит выйти из состава ЕС, то не исключено, что проблемные экономики зоны евро ожидает дефолт по принципу домино. С учетом того, с экономической точки зрения Испания и Италия переживают действительно не лучшие времена, такой сценарий развития событий также исключать нельзя.

Именно такие мысли пришли автору этих строк, когда пришлось анализировать огромный поток статистической информации ЕС, громких заявлений европолитиков, выводов экспертов. О том, какие риски сегодня реально существуют в Греции, Италии, Испании, а также какой вариант вывода ЕС из кризиса нынче наиболее оптимален, - разбирался "Обозреватель".

Налево или направо?

Провал майских парламентских выборов, когда правые в лице "Новой демократии" (1 место на выборах) и левые в лице СИРИЗЫ (2 место на выборах) не смогли договориться о едином политическом и экономическом курсе Греции – вновь привлек внимание мировой общественности к проблемам этой маленькой страны. Темой обсуждения на этот раз оказались предвыборные программы упомянутых выше политических партий, ведь их смысл напрямую может повлиять не только будущее Греции, но и на будущее ЕС.

Напомним, основным камнем преткновения в вопросе взаимопонимания левых и правых оказалась тема финансовой помощи со стороны Тройки кредиторов, а также меры жесткой экономии, которые привели к увеличению налоговой нагрузки, массовым увольнениям, росту недовольства среди греческого населения. И если "Новая демократия" готова продолжать выполнять антикризисные меры, разработанные ЕЦБ, ЕС и МВФ, то СИРИЗА – наоборот – предпочитает отказаться от внешней финансовой помощи и самостоятельно искать пути выхода из кризиса.

Именно по этой причине новые парламентские выборы в Афинах были назначены на 17 июня. И в этой ситуации крайне важным является ответ на вопрос: помогут ли результаты голосования стабилизировать тупиковую политическую и экономическую ситуацию в стране? В принципе, если у власти окажутся левые – понятно, что обстановка в Греции только усугубится. В то же время если на выборах твердую и уверенную победу получат правые – не исключено, что политические разногласия, наконец-то, будут ликвидированы. А вот что касается обуздания экономической регрессии, здесь оптимизма в разы меньше.

Меры жесткой экономии. Когда аукнется эффект?

Основной причиной для пессимизма - как самих греков, так и отдельных бизнесменов, а также частных инвесторов, - является отсутствие заметной положительной динамики как результата проведения жестких антикризисных реформ по рецепту МВФ, ЕС и ЕЦБ. Иными словами, сегодня многие из европейцев задаются вопросом: зачем нужно было идти на жесткие меры в виде урезания зарплат и пенсий, сокращения госаппарата, увеличения налоговой нагрузки – если все это не дает ожидаемого эффекта?

Напомним, еще в начале года Афины утвердили жесткий план финансовой экономии на ближайшие годы. Так, минимальная зарплата должна была снизиться с 751 евро до 600 евро или на 22%, пенсии - урезаны, в среднем, на 7-15%. Под болезненный удар попала и бюджетная сфера: в 2012-м планируется сократить примерно 15 тыс. рабочих мест чиновников (а в 2015 году эта цифра может составить уже 150 тыс.). В частности, под план сокращений попали здравоохранение (100 млн евро), снижения базовой пенсии (45 млн), урезание накопительного пенсионного страхования (20-30 млн), сокращение суммы пособий многодетным семьям (40 млн), сокращение уровня зарплат врачам и военным (90 млн).

И если зимой Тройка кредиторов была уверена, что такие меры помогут грекам к 2020 году сократить отношение госдолга к 120% ВВП (по итогам 2011-го – 165,3%), то весной аналитики, в частности, эксперты кредитного агентства Standard & Poor"s, серьезно засомневались в подобном развитии событий. В частности, такого мнения стали придерживаться и греческие экономисты. Так, еще в апреле эксперты центробанка Афин ухудшили прогноз по динамике ВВП страны в 2012 году. Если говорить по позициям, то спад экономики вместо ранее предполагавшихся 4,5% ожидается на уровне 5% (в 2011-году – падение ВВП было примерно на отметке 7%). Кроме того, по оценкам главного банка страны, ожидается, что в 2012 году уровень безработицы окажется на отметке 19% (в 2011-м – 17,7%), дефицит текущего баланса будет на уровне 7,5% ВВП (в 2011-м – 9,8% ВВП), инфляция удержится на позиции 1,2% (в 2011-м – 2,2%).

На тот момент резюме Центробанка оказалось следующим: если власти Греции не будут действовать жестко и молниеносно в рамках антикризисных мер, то экономическая обстановка в стране только будет усугубляться. Ведь одной из основных задач нового парламента станет принятие решения о дополнительных сокращениях расходов в среднесрочной перспективе, которое должно позволить стабилизировать бюджетный дефицит.Ограничение государственных затрат пока не дало ожидаемых результатов: в 2011 году дефицит бюджета Греции сократился лишь на 1,2% - до 9,1% ВВП.

Конечно, вполне возможен вариант, когда новый парламент не захочет совершить новые шаги по пути затягивания пояса экономии, но тогда придется: или искать новые пути финансирования своих внешних долгов, или испытать на себе очередной всплеск гнева со стороны Тройки кредиторов. А к чему привели политические разногласия ЕС и Греции в декабре 2011-го, думается, напоминать не стоит.

Ждем еще один дефолт. Уже в июле?

Надо заметить, времени у греков на размышления над тем, как дальше выводить страну из кризиса не так уж и много – по мнению экспертов, около месяца. Как пишут иностранные СМИ, угроза заключается в следующем: если, по итогам парламентских выборов в Греции, Тройка кредиторов решит приостановить финансирование, то уже в середине-конце июля в казне Афин попросту не будет средств на текущие расходы. По предварительным оценкам, бюджетная брешь может составить аж 1,7 млрд. евро.

Финансовые проблемы Греции уже сегодня имеют конкретные очертания. Остановимся на наиболее серьезных примерах.

Первое. Серьезно страдает сектор энергетики. По состоянию на начало июня, кризис неплатежей в данном сегменте экономики привел к образованию задолженности в 200 млн. евро, которые государство взяло на себя в виде гарантий компаниям-поставщикам услуг.

Второе. Имеются проблемы с медицинскими препаратами. Речь идет об обеспечении аптек социально важными группами лекарств. Дело в том, что власти имеют задолженность перед фармацевтической отраслью в размере 762 млн. евро. В связи с этим, возникают перебои с поставками лекарств в аптеки, а также с бесплатным обслуживанием льготных категорий населения.

Третье. Беспрецедентный рост безработицы. Так, по итогам марта 2012-го, уровень безработицы в Греции показал самые высокие темпы роста, что стало очередным сигналом надвигающегося коллапса в стране. В частности, согласно отчету Elstat, в стране насчитывается 1 млн. 75 тыс. безработных или 21,9% населения Эллады (в феврале 2012-го – 21,4%). Греческие экономисты отмечают, что наиболее пугающим фактором является рекордное число безработных среди молодежи – в возрасте от 15 до 24 лет – 52,8% (год назад 42%).

Четвертое. Массовые задержки зарплат. По данным греческих чиновников, сегодня на частных предприятиях страны работают порядка 2 млн. человек, из них порядка 400-500 тыс. сотрудников не получают зарплату уже более 3-х месяцев. По мнению местных работодателей, особенно этот тренд усугубили разговоры о возможности выхода Греции из зоны евро. "Особенно в последний месяц-два. Никто не хочет платить никому: ни налоги, ни зарплату, ни за поставки. Греки считают евро очень надежной валютой и берегут его в банках, в домах, в карманах. Они не хотят тратить и платить за что-либо", - поясняет председатель Греческой конфедерации профессионалов, ремесленников и торговцев Димитрис Асимакопулос.

Пятое. Задержки по выплате зарплат и урезание пенсий и других госплатежей привело греков к массовому изъятию депозитных средств из банков. В частности, в июне ежедневно жители страны снимают в среднем до 800 млн евро. Как отмечают сами греки, эти деньги, как правило, тратятся на покупку продуктов длительного хранения, например, крупы, макароны.

Шестое. Накануне парламентских выборов в Греции особую нервозность проявили и представители крупного международного бизнеса. К примеру, иностранные страховые компании чаще стали отказываться страховать сделки с греческими импортерами. Беспокойство демонстрируют и представители торговли. Так, крупнейшая сеть розничной торговли в Европе Carrefour недавно продала свой греческий бизнес местному партнеру за… 1 евро(!), понятное дело, получив при этом серьезный убыток. Данный тренд коснулся и банкиров. В частности, французская банковская группа Credit Agricole приняла решение перевести на свой баланс подразделения греческой "дочки" Emporiki Bank в ряде стран. Таким образом, французы пытаются снизить отток депозитов.

Седьмое. Накануне парламентских выборов в Греции ряд стран - Япония, США и Европа (последняя – неофициально) – решили разработать экстренный план реагирования на результаты голосования в Элладе и возможность принятия новыми властями решения о выходе из зоны евро.

Как видим, экономика страны сегодня находится не просто в стадии стагнации, а на этапе жесткого обострения. И только от действий нового парламента Греции зависит, удастся ли взять ситуацию под контроль.

Если Греция решится…

Возвращаясь к теме июньских выборов в парламент Эллады, нельзя не затронуть тему возможного выхода Греции из зоны евро с точки зрения финансовых затрат и прочих расходов. Грубо говоря, что дешевле – оставить Грецию в составе ЕС или отправить греков в свободное плавание?

Хотя большинство экспертов отмечают, что возможность прекращения всех взаимоотношений Афин с Еврозоной (несмотря на горячее желание левых греков) невелико – например, агентство Standard & Poor"s определяет вероятность такого развития событий как 1 к 3 – отдельные аналитики не поленились посчитать: во сколько же может обойтись Евросоюзу такая выходка греков. Сумма получилась приличная – 400 млрд. евро. Таковы выводы компании JP Morgan.

По мнению аналитиков компании, эти потери ЕС понесет сразу же. "400 млрд евро – это деньги, выданные Греции ЕЦБ+МВФ, в сумме с потерями европейских банков, которые кредитовали частный и государственный сектора Греции", - говорится в заключении экспертов.

Надо сказать, особое внимание экономисты компании обращают на потери, которые может понести банковский сектор. Речь идет о возможности массового вывода депозитов в итальянских и испанских банках, если Греция решит выйти из зоны евро. По оценкам JP Morgan, банкиры могут потерять внушительные финансовые возможности, ведь сегодня объемы вкладов в Италии составляют порядка 1,4 трлн евро, а в Испании – 1,6 трлн евро.

И все же интересно, 400 млрд евро - много это или мало? С точки зрения цифры, которая рассматривается сама по себе, безусловно, много. Но… мало, если говорить в целом об объемах долгов, например, проблемных экономик ЕС.

А если еще и задуматься над тем, сколько еще потребуется финансирования со стороны Тройки кредиторов – МВФ, ЕЦБ и ЕС – для того, чтобы эти самые проблемные экономики могли бы обслуживать свои внешние долги. Объемы таких финансовых вливаний, которые могут осуществиться в будущем, сегодня трудно оценить. Однако в целом – для понимания глубины кризисной проблемы ЕС – можно вспомнить хотя бы пару фактов.

Во-первых, недавно ЕС согласился выделить Испании 100 млрд. евро (125 млрд. долларов) для рефинансирования банковского сектора. Дело в том, что сегодня банки страны отягощены токсичными активами на сумму 180 млрд евро (оценка Центробанка Испании), связанными с проблемными кредитами, которые в свое время выдавались на покупку недвижимости. А с учетом того, что испанская недвижимость не только упала в цене, но и снизились доходы населения, то в итоге многие клиенты банков оказались либо не в состоянии погашать кредиты, либо посчитали этот шаг невыгодным для себя.

Все это привело к тому, что МВФ решил провести стресс-тесты для испанских банков. Выводы аналитиков фонда оказались следующими: банковские учреждения нуждаются в рекапитализации на сумму 37 млрд евро, но эту цифру можно увеличить до 80 млрд евро. В итоге лидеры ЕС - на основании доклада МВФ, а также в ходе переговоров с испанскими властями – решили предоставить южанам кредитную линию. Кстати, есть мнение, что такой шаг был сделан неспроста: на фоне угрожающей ситуации в Греции еврочиновники постарались минимизировать риски обвала Еврозоны по принципу домино, если Афины таки примут решение о выходе из состава ЕС.

Во-вторых, если кризис в Евросоюзе все же не будет обуздан, не исключено, что сегодня или завтра кредитные средства запросит и Италия. Еще полгода назад возможные объемы финансовой помощи для спасения экономики страны оценивались в 400-600 млрд евро. Причем львиную долю этой суммы могло бы составить рефинансирование внешних долгов 2012 года. Речь идет о 300 млрд евро.

Вот теперь и считайте, во сколько в целом может обойтись спасение ЕС из долговых объятий – с прицелом только на ближайшие месяцы.