УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Цензурный delete от Фейсбука

Цензурный delete от Фейсбука

На минувшей неделе Фейсбук (доминирующая социальная сеть) заблокировал аккаунты нескольких украинских журналистов. Кратковременно. Всего на несколько часов. Можно было бы и не обращать внимания на столь проходной эпизод. Тем более, что почти сразу ключевой причиной нелепого инцидента названы классические в подобных случаях «технические неполадки». Возможно, все действительно так. Я лично никогда не доверяю разухабистым «теориям заговоров», объясняющим все на свете. Непревзойденная в своем интеллектуальном изяществе «бритва Оккама» учит банальному – чаще всего правдивым объяснением чего-либо является самый простой ответ. Перегорел чип и точка.

Хотя иногда некий тайный смысл все-таки присутствует. Как намек. Или в качестве непрямого предупреждения. Или же в виде невысказанной прямо просьбы - «обратить внимание». Или даже как легкое (техническое) цензурирование. Почему я допускаю подобное? А потому, что Украина все сильнее раздражает мир, который играет по фундаментальным правилам человеческой цивилизации. Раздражает, прежде всего, тем, что все умудряется довести до абсурда. Абсурд, если кто не понимает, это когда свобода понимается не как обязательство, в том числе отвечать за собственные слова, сказанные/написанные прилюдно, но как оскорбительная вседозволенность с полным пренебрежением «журналисткой классики». Вернемся к прописным истинам, которые в нашем случае уже давно истлели. Так вот, журналист в классическом понимании – это человек, который, во-первых, скрупулезно проверяет, что он пишет. А во-вторых, - обязательно отвечает за собственные слова. Так как, прекрасно понимает цену своих слов и роль, которую они (слова) должны сыграть в созревании или в развращении общества. Все это изначально заложено в смысл нашей профессии и попутно (в связи с периодическими технологическими революциями) определяет сердцевинный фундамент того же Фейсбука, если отбросить в сторону пишущих там детей, кои и не претендуют на истинность суждений. И даже в том случае, если журналист знает, что он прав, но документально не может доказать собственной правоты – несет полную ответственность. Опубликовал нечто – доказал. Не смог – отвечай. Так принято. Везде. Кроме стран с незрелой журналисткой моралью, но перезрелыми журналистскими понтами. Украина – именно такая страна. У нас вполне можно слух, подобранный в кабаке, выдать за сенсационное расследование. А после игнорировать судебные разбирательства, упрекая систему в попытках ввести цензуру. Судебная система у нас, конечно, еще та штучка – достаточно оценивать интеллектуальный уровень, общую эрудицию и словарный запас подавляющего большинства судей. Но речь ведь о том, что журналист, который врет, а после стремглав убегает от ответственности – тоже чрезвычайно разлагающе влияет на систему. Если ты аморален, то почему ты должен иметь право кого-либо судить? Даже самого порочного оппонента? Слух, который выдаешь за факт. Личное обидчивое мнение, которое преподносится в виде истины. И как естественный эволюционный финал - использование социальной сети для массового заброса любой грязной информации. Разве ж плохая технология? Журналист пишет профессиональный текст и размещает его в профессиональном медиа, которое должно отвечать за написанное (по крайней мере у них). Журналист-блоггер (вот уж оксюморон новой информационной эпохи!) пишет некий идиотский пост, где факты роли не играют, но упоительно вкусны изощренные оскорбления. Никакой ответственности. Это же всего лишь страничка в Фейсбуке. Но вот вопрос – хочет ли Фейсбук (как бренд и как корпоративная организация), чтобы его превращали в свалку оскорбительного бреда?

У нас (в Украине) иной журналист, достигнув определенного уровня медийной узнаваемости, осознанно ли неосознанно отказывается от профессиональной составляющей и быстро перерастает в пропагандиста. И не просто в пропагандиста некоего набора условных ценностей (со знаком плюс или со знаком минус), но даже в карикатурное подобие чревовещательного мессии. Мессия, который пенно вещает – «этот плохой, этот украл, а этот вообще никто». Почему? А потому, что я журналист, хотя фактов у меня нет вообще. Есть только слухи. Но журналист ли ты на самом деле? Или все-таки всезнающий «гений», которому не нужны доказательства, но нужны только интерпретации с обязательными попутными личностными оскорблениями?

Увы, эстетика нашей сегодняшней журналистики опирается на два странных краеугольных камня. Сначала наговорить гадости. В любом количестве и качестве. А потом – если окажется, что львиная доля в этом «расследовании/статье/заметке» чистейшая неправда – просто и скромно так сказать «извини». Или вообще промолчать. Или еще добавить сверху другой неправдивой гадости, как бы намека, получай удовольствие уже от того, что мало лжи распространили. Можем ведь и больше. Никакой ответственности. На самом деле Украина (как слабое государство – не в смысле низкой коррумпогенности бюрократии и/или еще желания все контролировать с выгодой для себя, но только в смысле гаранта скрупулезного соблюдения всеми правил общежития) чрезвычайно либерально относится к нам. Нас не преследуют на самом деле за ложь. Нам не выдвигают огромные финансовые претензии (мерзкие частные истцы не в счет). Нам не грозят уголовным преследованием за распространение секретных сведений. И т.д. Все это происходит, в том числе, и потому, что… нам позволяют самим набить себе шишек, а также научится уважать собственное слово. Научится ценить собственную профессию. Но зачем нам все это? Зачем нам уважение, если можно прямо со страниц Фейсбука какого-нибудь министра прямо назвать придурком? Зачем нам настоящий журналистский вес, если проще быть Моськой, облаявшей Слона, а после все это вывесить в виде сладкой медали на собственной странице в социальной сети – «разве ж я, такой-то чел, не крут?»

И вдруг оказалось, что Фейсбук – это не украинская журналистская стилистика и эстетика. Скорее, евроатлантическая, северо-американская. С правилами. И ценностями. Понятно, что модераторы/редактора/техники/менеджеры Фейсбука вряд ли активно анализируют русскоязычную и тем более украиноязычную контентную среду. На предмет выявления неадекватов, спрятавшихся в шкурах информационных агнцев. Сеть наверняка тщательно сеет англоязычную среду и пытается там – в собственной среде – играть по правилам. У не хотят они заморачиваться миром славян с нашим удивительным умением самих себя измазывать дерьмом и гордиться этим. Однако, как мне кажется, на этот раз кое-кто пошло по иному сценарию. Некто, все-таки мониторящий украинский политико-публицистический сектор (запрос нынче имеется и в связи с политической остротой ситуации, и в связи с началом Евро-2012) подготовил подборку – с переводом на «англо» – доминирующих текстов. Наших текстов. И тогда во всей рельефности вылезли главные особенности украинской свободной журналистики – вседозволенность и бездоказательность. Их это удивили. Их вообще все удивляет в нас. Грубо говоря, ключевой вопрос в их интерпретации звучит так: «как можно написать, что человек Х. убийца, а потом – когда окажется, что это не так - на полном серьезе сказать, что ну и х…р с ним, что не убийца, он ведь на заседания парламента не ходит. Чем не одно другого стоящее преступление? Не убийца, но прогульщик!» Их это удивляет. Нас только забавляет. Однако на тот раз ребята, судя по всему, решили превентивно так, непрямо сказать – может, хватит? Может, пора вырастать из своих инфантильных представлений о мире? Может, пора научиться брать на себя ответственность за сказанное/написанное? Может пора перестать самих себя окунать в лоханку с нечистотами?.. Может и перестанем. Но не сегодня. Это точно. Не созрели еще.