УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как "дело Тимошенко" развращает Европу… Скандал в Чехии

Как 'дело Тимошенко' развращает Европу… Скандал в Чехии

Экс-премьер Тимошенко по-прежнему отбывает свой "экономический" срок. Сострадательные аргументы, разумеется, приемлемы и возможно, нынешней команде, если оценивать понесенные репутационные риски, не следовало бы доводить ее "криминальную историю" до столь жесткого логического завершения. Тем более в незрелой стране, где украсть с рабочего места пока еще не считается позорным и крайне неприличным пороком. И где доминирует мерзкая аксиома – "своим все, а врагам - строгий закон". Возможно, что если бы наряду с Тимошенко на скамью подсудимых село несколько мощных и брендовых персонажей из противоположного лагеря, ситуация на внешних рынках выглядела бы несколько иначе. Впрочем, сейчас не об этом речь.

Если отложить в сторону легендарную PR-политическую составляющую "дела Тимошенко", то уже сейчас можно сделать несколько нетривиальных выводов, имеющих значение далеко не только для Украины. Во-первых, оказалось, что в наше время самого криминального факта даже доказанного и всем очевидного недостаточно, чтобы выиграть информационную кампанию. Прав только тот, кто эту самую кампанию выиграл. Остальное имеет значение только для криминалистов-теоретиков.

Во-вторых, несомненно, что "дело Тимошенко", изначально криминальное и абсолютно похожее на подобные коррупционные дела в той же Хорватии или Ирландии, превращается в PR-миф и все настойчивее влияет на… европейскую политику. Влияет крайне негативно и крайне разлагающе. Нынче любая криминальная история, связанная либо с превышением должностных полномочий чиновником высокого ранга, повлекших крупный ущерб для гос/бюджета, либо с получением крупной взятки тем же VIP-чиновником и по совместительству политиком незамедлительно подпадает под магию"синдрома невиновности/неподсудности Тимошенко".

Что это значит на практике? Грубо говоря, это означает запуск самого действенного на сегодня способа увязки банального криминала с большой политикой и последующим выводом результатов в соответствующую PR-программу. Последний пример, о котором речь чуть ниже, более чем красноречив. И что поразительно, этот случай (вернее, целых два случая) имел место в той самой Чехии, которая с одной стороны действительно славится демократическими традициями и потому по умолчанию предоставляет оптимальную защиту любому политическому беженцу. А с другой стороны, очень часто и весьма жестко критикует Украину именно за "дело Тимошенко".

Так вот, буквально на днях Палата делегатов чешского парламента проголосовала за снятие депутатской неприкосновенности с вице-спикера нижней палаты Паркановой (партия ТОР 09). Сразу после этого Парканова незамедлительно сложила с себя функции вице-спикера, но осталась депутатом. Следствие же по ее делу стремительно набирает обороты.

В чем суть претензий правоохранительных органов к экс-вице-спикеру парламента Чехии? Они очень даже показательны и точь в точь напоминают предысторию "дела Тимошенко" (разве что итоговые убытки разнятся в разы в пользу Юлии Владимировны). Чешская полиция открыла уголовное дело против Паркановой по факту, - теперь читаем по слогам, -"причинения ущерба государству вследствие приобретения четырех военно-транспортных самолетов CASA C-295M производства международной корпорации EADS по существенно… завышенной цене".

Гос/следователи обоснованно подозревают Парканову, которая, - опять же читаем по слогам, - в 2009 году занимала должность министра обороны, в том, что она умышлено, осознанно не обеспечила проведение независимой экспертной оценки стоимости самолетов. Чем в итоге грубо нарушила процедуру гос/закупки, умышленно ввела в заблуждение правительство Чехии, не предоставив ему сравнительной экспертной оценки. Как следствие всего этого новая чешская "героиня-политик" нанесла государству убытки в размере 40 млн долларов. Перипетии нашего родного "дела Тимошенко", если конечно, не попугайничать изначально о его политической подоплеке, тоже отлично известны и тоже упираются в категорические юридические постулаты.

Имело место умышленное подписание невыгодных стране контрактов (личная мотивация ЮВ – отдельная тема), а также преднамеренный отказ от экспертных сравнительных оценок, заведомое введение правительства в заблуждение, грубое принуждение этого правительства согласиться с заведомо невыгодными решениями и т.д.

Однако в скандальном "деле Паркановой" куда интереснее отследить последующие действия и слова ее защитников. По их априорному мнению (ровно по такому самому, как и мнение защитников в деле Тимошенко) преследование экс-министра обороны Паркановой выглядит не меньше, нежели… попытка определенных политических группировок руками чешских силовиков дискредитировать влиятельного политика и его партию. При этом абсолютно умалчивается сам факт потери бюджетом энной суммы денег. Возможно, Парканова и влиятельный чешский политик сегодня, но почему тогда вчера чешская казна должна была потерять эти самые 40 млн.? Ничего не напоминает?

Тогда еще одна цитата из публичных аргументов защитников: "Парканову преследуют за принятое ею политическое решение на основании мандата коллегиального органа, так как правительство ЧР на своем заседании одобрило приобретение самолетов CASA C-295M". Добавлю, кстати, что подобный аргумент сегодня считается базовым в делах подобного рода.Таковым он является и в "газовом деле Тимошенко" – правительство якобы дало ей добро на заключение явно кабального договора. Т.е. если чья-то вина и есть, то это вина коллегиальная, а не персональная.

Правда, защита забывает упомянуть, что Парканова заведомо не предоставила своему правительству исчерпывающую сравнительную информацию. Следовательно, проявила личную заинтересованность в подписании вполне конкретного (коррупционного) договора. Ровно то же самое не сделала Тимошенко, проявив куда как большую личную заинтересованность в подписании не менее коррупционного газового контракта.

Так или иначе, во время бурного обсуждения в стенах парламента инициативы полиции по снятию с Паркановой неприкосновенности, ее коллега и соратник по партии ТОР 09 Полчак, цинично так потребовал четко разделить политическую и криминальную ответственность, чтобы… Чехия не оказалась в роли Украины. Каково? Неплохой репутационный вызов для нас.

Человек покупает заведомо невыгодный товар, наносит ущерб, но если он политик, значит это не его зона ответственности. А политиков судить нельзя. Следуя этой вызывающей логике, ежегодные украинские потери в размере 6 млрд долларов на невыгодном российском "газовом контракте" – это не криминальная ответственность инициатора, но политическая целесообразность.

Вопрос: если человек делает, скажем так, крайне выгодное одолжение контрагенту за счет бюджета своей страны, разве он не получает соответствующее поощрение от контрагента и соответствующее наказание от силовиков пострадавшей страны? Разве это не есть единственно возможная справедливость – где присутствуют и кнут, и пряник?

Впрочем, Парканова, судя по всему, доберется до суда. И никто в Европе даже не подумает вмешиваться в столь очевидную криминальную историю. Если, конечно, чешским коллегам не удастся сделать из нее "чешскую Тимошенко". Но тогда это будет означать, что Чехия - страна уже не демократическая и требует показательной порки руками евробюрократии. Нелепо? Да. Но почему тогда абсолютно идентичные дела – Паркановой там и Тимошенко здесь – имеют совершено противоположные информационные интерпретации?

Но и это еще не весь парадокс "дела Тимошенко", который начинает темным пятном расползаться по политической карте Европы. В той же Чехии, еще в мае 2012 года, полиция арестовала известного чешского, - внимание, - оппозиционного лидера, депутата парламента от Чешской социал-демократической партии, главу Центрально-чешского края Рата. Этого не менее влиятельного, чем Парканова, политика и регионального чиновника обвинили… в банальном получении взятки (по нашему в этом случае – "отката") в размере 350 тысяч долларов за завышение стоимоститой самой пресловутой гос/закупки. Уже в июне Рат был лишен депутатской неприкосновенности (быстро с этим в Чехии). Но депутатом, как и Парканова, он все же остался, чтобы иметь добротную PR-трибуну. И чтобы вы думали? Несмотря на то, что этот "политический субъект политики" был задержан непосредственно в момент получения взятки, т.е. на месте преступления, он, не испытывая ни малейших угрызений совести, попытался представить вопиющую криминальную историю как… политическое преследование, как немилосердную попытку власти расправиться с наиболее ярким и наиболее острым оппозиционным политиком страны. Опять спрошу – ничего эта история не напоминает?

А если я добавлю, что на каком-то этапе своей большой PR-программы Рат на полном серьезе стал сравнивать себя с Тимошенко и апеллировать к ее "делу". Случайность? Или все-таки вполне конкретное следствие фундаментальной ошибки евробюрократии, которая сотворила из криминальной истории мифический политический прецедент? Между прочим, по версии самих чешских следователей, столь странные действия Рата однозначно опирались на последствия процесса над Тимошенко. Не имея возможности как-либо доказать собственную невиновность в юридических дебатах, чешский чиновник решил перевести дело в политическую плоскость, как изящно этот сделала в свое время Юлия Владимировна. Выиграла ли от этого Чехия? Риторический вопрос. Но опять же – Рат однозначно дойдет до суда, и в этом суде никто не будет принимать во внимание какие-то мифические политические составляющие. Криминал есть криминал. Везде. Кроме Украины (по версии евробюрократии).

Если хотите жестких оценок, то "дело Тимошенко" буквально на глазах разваливает (или, что справедливее, развращает) систему правосудия объединенной Европы. Отныне любое обоснованное преследование экс- или (тем более) действующего чиновника/политика тут же упирается в спекулятивный политико-информационный способ защиты. "Да, чин, возможно, что-то и украл, но ведь это выглядит как преследование мощного политического оппонента. Так что – нельзя!".

Дело Тимошенко, как это ни парадоксально, становится фантастически действенным прецедентом именно для неосознанного разрушения настоящих криминальных дел против любых европейских высоких чинов. Алгоритм же применения этого прецедента необыкновенно прост.

Первое: привязать явно коррупционные действия к большой политике.

Второе: обвинить власть в умышленном преследовании мощного оппонента, который только и способен составить конкуренцию этой самой власти.

Третье: обязательно сослаться на "дело Тимошенко". Как таковое, которое уже "доказало" – криминала, коррупции в действиях и помыслах крупных чиновников больше нет.

Четвертое: быстро развернуть дорогостоящую и объемную PR-кампанию. Хорошо бы привлечь родственников, способных рассказывать душераздирающие небылицы.

Четвертое: в итоге назвать себя… Юлией Тимошенко. С национальным оттенком. Все – защита полностью готова. И куда ж мы в итоге приплывем? Камо грядеши, Европа, камо…