Блог | В Украине ситуация с банками улучшилась
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Очень много раз действующему руководству НБУ советовали прекратить слушать бессмысленные и неправильные советы МВФ и сделать в Украине нормальный, контролируемый, относительно фиксированный курс гривни, который бы был ориентирован на ревальвацию гривни, а не девальвацию, как это было до Майдана при прежнем руководстве НБУ. Они долго спорили, и долго рассказывали о таргетировании и гибком курсе гривни, но, в конце концов, когда они полностью потеряли контроль над валютным рынком Украины и курс доллара взлетел до отметки выше 40 грн за доллар, наконец, прислушались к умным советам отдельных украинских специалистов. Фактически с конца февраля 2015 года НБУ регулярно начал уменьшать количество гривни в банковской системе (это Валерии Гонтаревой советовали сделать еще в 2014 году, когда курс был на уровне 11 грн), и хотя и ручным методом, но начали ограничивать продажу валюты импортерами (этот совет тоже Валерии Гонтаревой многократно давали еще в прошлом году). В результате за период с февраля по май 2015 года произошла ревальвация гривни на 15%, а в последние полтора месяца курс гривни фактически колеблется в диапазоне 21-23 грн, что в целом можно назвать относительно фиксируемым курсом, ибо колебания в пределах 5% для Украины, это норма. Было бы хорошо, чтобы глава НБУ Валерия Гонтарева прислушалась к советам и сделала фиксированный курс гривни еще в 2014 году. Но пусть лучше поздно, чем никогда. В любом случае, стабильный курс гривни и ревальвация гривни еще раз доказали и показали, что действительно нужно валютному рынку Украины, и насколько это положительно влияет на банковскую систему и экономику страны в целом.
Читайте: Смертельный трюк правительства Яценюка
Согласно официальным данным НБУ за 2014 год украинцы забрали из банков депозитов в гривне на сумму 32 млрд. грн, и 9 млрд. долл. валютных депозитов. Всего было изъято из банковской системы депозитов в гривне на 23% за весь 2014 год, а в валюте почти на 40%. И это при том, что многие банки не отдавали в срок депозиты или отдавали с большими ограничениями, даже более жесткими, чем установил НБУ. В конечном итоге, все это стало следствием ошибок, допущенных НБУ времен Кубива-Гонтаревой, которые воспользовались абсурдными советами МВФ и обвалили гривну. Как результат, вместо экономического чуда, которое обещали советники МВФ, в Украине началась паника, которая фактически привела к краху украинскую банковскую систему. Вот так одна ошибка может привести к колоссальным потерям.
В начале 2015 года руководство НБУ продолжало проводить пагубную политику девальвации гривни, навеянную МВФ. Как результат, за январь 2015 года из банковской системы забрали гривневых депозитов на сумму 4,5 млрд. грн и валютных на сумму коло 0,5 млрд. долл. В феврале 2015 года эта негативная тенденция продолжилась, и даже усилилась, так как валютная паника тогда достигла своего апогея. Итого, только за февраль 2015 года украинцы забрали из банков гривневых депозитов на сумму 7,5 млрд. грн, а валютных депозитов на сумму 0,67 млрд. долл. В марте 2015 года также продолжался массовый отток депозитов, и в валюте, и в гривне. Ибо украинцы еще только начинали привыкать к стабильному курсу гривни, и еще были не готовы доверять НБУ и курсу. Это понятно. Напугать людей легко, вот восстановить доверие тяжело и сложно.
Читайте: Почему ЕС не хочет давать Украине безвизовый режим
Но уже в апреле 2015 года можно праздновать небольшую, но победу. За апрель месяц украинцы дополнительно разместили в банках гривневых депозитов на сумму 4,3 млрд. грн. Это первый случай после Майдана, когда депозиты физических лиц начали расти, а не уменьшаться. Украинцы еще очень робко и очень осторожно начали возвращать деньги в банки. Во многом благодаря стабильному курсу, доверие возвращается. Может, не так быстро, как хочется, но это уже первый успех, и его нужно закрепить и удержать. Очень важно для руководства НБУ удержать стабильный курс гривни до конца текущего года. Даже если МВФ будет советовать очередные глупости с гибким курсом, просто не нужно обращать внимания на их советы, а жестко держать курс, можно даже сказать "вцепившись зубами". Можно допустить гибкую и плавную девальвацию гривни до уровня 25 грн до конца года. Но этот рубеж должен быть жесткий и непреодолимый. А вообще лучше бы сделать в этом году неофициальный валютный коридор до 20 до 25 грн за доллар и удерживать его в течение этого года. Хотя это и получится большой валютный коридор, но после 300% девальвации гривни такой валютный коридор будет нормальным, и даже восприниматься населением с пониманием.
Если руководство НБУ выполнит указания, то можно с большой уверенностью сказать, что украинцы в этом году начнут возвращать деньги в банки. Понятно, что за 2015 год сумма депозитов, которую забрали в 2014 году, в банки не вернется. Скорее всего, при сохранении контролируемого курса гривни и выполнения всех рекомендаций украинских специалистов, можно ожидать возврата в украинскую банковскую систему депозитов в гривне на сумму 15-20 млрд. грн. Что касается валютных депозитов, тут сложнее. Пока еще украинцы забирают валютные депозиты из банков, хотя и меньше. В апреле 2015 года украинцы забрали валютных депозитов 0,22 млрд. долл., в то время как в марте 2015 года забрали в два раза больше. Так что положительная тенденция налицо. Чтобы украинцы понесли валюту в банки на депозит нужно отменить все ограничения по валютным депозитам, насытить обменники банков валютой, и тогда украинцы будут не забирать, а размещать валюту на депозитах. Это вторая важная задача НБУ, которую он обязан решить за летний период.
Как видите, если делать правильные шаги и не слушать советы МВФ, то действительно можно начать возрождение банковской системы Украины. А при желании можно вернуть и деньги в банковскую систему, и возродить кредитование экономики. Так как экономика Украины будет постоянно падать, если не возродить кредитования бизнеса. Без кредитов бизнес существовать не может. Это закон не только банковской системы, но и всей нашей экономики.