УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Выборы в Грузии: конец эпохи Саакашвили

2,1 т.
Выборы в Грузии: конец эпохи Саакашвили

27 октября в Грузии прошли президентские выборы. Поскольку нижнего "порога" явки избирателей для голосования в законодательстве страны не предусмотрено, волеизъявление признано состоявшимся. Хотя, по данным Центризбиркома, к избирательным урнам явилось всего 46% граждан, имеющих право голоса.

В желающих стать главой государства недостатка не было – в бюллетене было записано целых 23 кандидата. Впрочем, фаворитами гонки изначально считались 3 человека. Это Георгий Маргвелашвили от правящей парламентской коалиции "Грузинская мечта", Давид Бакрадзе от "Единого национального движения" президента Саакашвили и экс-спикер парламента и такая же экс-соратница (а ныне – непримиримая противница) действующего главы государства Нино Бурджанадзе от партии "Демократическое движение – единая Грузия".

Хотя официальных итогов голосования еще нет, данные нескольких экзит-полов практически одинаковые. Участники вышеупомянутой "тройки" набрали, соответственно, 68, 17 и 10 процентов голосов избирателей. То есть, второй тур голосования, в случае, если бы ни один из кандидатов не набрал большинства, проводиться не будет. Впрочем, с этим согласны не все. Если Бакрадзе уже поздравил Маргелашвили с победой (тем самым, признав и свое поражение), то г-жа Бурджанадзе еще надеется на второй тур. Поскольку уверена, что два ее главных конкурента полюбовно договорились и совместными усилиями посредством избирательных махинаций лишили ее, любимую, заслуженной победы или хотя бы права за нее еще раз побороться.

Правда, большинство наблюдателей относится к такой версии достаточно скептически. То есть, можно, конечно, допустить, что действующий президент перед сдачей полномочий малость "подыграл" своему преемнику из стана политических противников. В конце концов, в мирном переходе власти в стране заинтересовано немало влиятельных сил и внутри Грузии, и за ее пределами, в первую очередь – в патронирующих Тбилиси США.

Но ведь махинации выборного процесса если и возможны, то только на этапе голосования и подсчета бюллетеней. Между тем, вышеприведенные цифры – это данные экзит-полов, опросов проголосовавших граждан на выходе из избирательных участков. Причем, опросы эти организованы не только местными, но и зарубежными СМИ и организациями. И в такой ситуации как-то сложно представить механизмы "отбирания" заветных процентов, да еще в таком гигантском размере, как утверждает Нино Бурджанадзе.

Так что, вероятнее всего, ни второго тура, ни масштабных акций протеста по итогам выборов в Грузии не будет. Тем более, что представить полноценную "цветную революцию" без поддержки (или хотя бы санкции) Вашингтона очень сложно. А американцы уже успели выразить удовлетворение демократичностью голосования в стране.

Грузинские выборы-2013 – первые в мирной обстановке

Прошедшие в Грузии выборы во многом являются уникальными. Во-первых, впервые в отечественной истории уходящий глава государства действительно уходит, а не его "выносят". Как это было в начале 90-х, когда первый президент Звиад Гамсахурдиа, был вначале изгнан из страны, а затем попытался вернуть власть силой. И выборы нового лидера, Эдуарда Шеварднадзе, фактически, проходили под аккомпанемент выстрелов продолжающейся гражданской войны.

Да и избрание президентом Саакашвили в 2004 году тоже мало походило на традиционную избирательную кампанию. Реально это больше напоминало санкционирование населением его уже свершившейся победы в ходе "революции роз", когда Шеварднадзе уже потерял не только всякую популярность, но и остатки реальной власти. Отдаленная аналогия этого события – "третий тур" голосования на президентских выборах в Украине в памятном декабре того же 2004 года, когда победа Ющенко уже была достигнута на Майдане.

И лишь спустя более двух десятилетий после обретения Грузией независимости там состоялись, наконец, президентские выборы на уровне общепринятых демократических стандартов. Когда представители власти спокойно уходят в оппозицию, не цепляясь за "кормило" "зубами и когтями" в надежде вновь вернутся назад на новых выборах. А оппозиция также спокойно, не рядясь в "комиссарские кожанки" с обещанием "репрессировать всех врагов народа", занимает властные коридоры. Кстати сказать, Нино Бурджанадзе как раз и сделала мотивы мести режиму Саакашвили одним из главных своих "коньков", но они, судя по итогам волеизъявления граждан, не нашли особого отклика в их сердцах.

Взлеты и падения эпохи Саакашвили

Но, разумеется, главное значение прошедших президентских выборов – конец "эпохи Саакашвили". Можно сразу сказать – для своей страны он сделал очень много хорошего, особенно – в сравнении с предшественниками. При Гамсахурдиа Грузия была, если называть вещи своими именами, погружена в хаос бандитизма и гражданской войны. Шеварднадзе навел кое-какой порядок, но все равно, при нем страной правили региональные "бароны" с уголовным и полууголовным прошлым, процветала коррупция, рушилась экономика, а "социалка" существовала, в основном, лишь на бумаге.

Лидер "революции роз" действовал жестко и радикально. "Воры в законе" не просто были отодвинуты от власти, но вынуждены были бежать из страны из-за уголовного преследования уже за сам их статус. ГАИ было разогнано полностью, радикальному реформированию подверглась и вся полиция в целом, что практически искоренило там прежнюю, процветавшую с незапамятных времен коррупцию, которая "зашкаливала" по меркам даже СССР. Закончилось всевластие бюрократии – большинство прежней "тягомотины" по оформлению бизнеса, других документов стало делаться "в одном окне" в течение дня.

К сожалению, ни предпринятые радикальные реформы, ни поддержка Запада в целом и США в частности, не смогли также радикально повысить уровень жизни большинства грузин. ВВП страны в 1,3 раза отстает от украинского (5900 долл на душу населения против 7600 по данным ЦРУ за 2012 год), и в три - от российского (17700 $). Правда, по статданным, средняя зарплата грузин в 2013 году составила 680 лари (3232 грн), но это, судя по всему, достигнуто всего лишь за счет существенной ликвидации "серых зарплат" или же их включения в общую сумму доходов.

Средняя пенсия в переводе на наши деньги – всего чуть больше 100 долларов. Ну а основа экономики, как и прежде – сельское хозяйство, добыча сырья и реэкспорт западной продукции, в частности - автомобилей.

Впрочем, отсутствие немедленных "молочных рек с кисельными берегами" грузинское население, наверное, еще могло бы простить своему лидеру, но вот его авторитарные замашки, судя по всему, стали "последней каплей". Достаточно вспомнить бывшего соратника, экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, за 10 дней интенсивных допросов в тюрьме признавшегося во всех смертных грехах, таинственную смерть премьер-министра Зураба Жвании (и нескольких политиков помельче) в 2005 году, не менее таинственную гибель 53-летнего миллиардера Бадри Патаркацишвили в Англии в 2008 года "от сердечного приступа", после того, как тот заявил о своей оппозиционности. А уж в сравнении с разгоном антипрезидентских демонстраций в Тбилиси в 2007 году, когда в больницы попало больше 3 тыс протестующих, даже самые жесткие меры путинской полиции на Манежной площади покажутся "верхом гуманизма".

Уже упомянутые массовые протесты в 2007 году показали, что прежняя популярность президента, получившего тремя годами ранее 94% голосов, стремительно идет на убыль. И хотя Михаил Николозович еще победил с небольшим отрывом на внеочередных выборах 2008 года, но это была победа уже не "харизмы", а избирательных технологий. Собственно, попытка возвратить под контроль Тбилиси Южную Осетию летом того же года – явно выглядит желанием повысить свою популярность лаврами "объединителя грузинских земель" за счет "маленькой победоносной войны". Увы, "победоносной" эта "маленькая война" стала для Путина.

Грузинская традиция: чем выше взлетишь – тем больнее падать

Кстати, разработки последнего явно стали образцом подражания и для грузинского лидера, когда он, не желая менять статью Конституцию, запрещавшую становиться президентом больше 2 раз, решил "сделать ход конем". Только Владимир Владимирович решил поменяться на время "портфелями" с Медведевым, а Михаил Николозович – поменять модель государственности. Сделав Грузию "парламентско-президентской" республикой – с центром властных полномочий у правящей парламентской коалиции с премьером во главе. Несложно догадаться, кто именно должен был стать этим премьером после октября 2013 года.

Однако избиратели решили по-другому. Год назад на парламентских выборах убедительную победу одержала оппозиционная коалиция "Грузинская мечта" во главе с миллионером Бидзиной Иванишвили, ставшим главой правительства. В принципе, у Саакашвили еще был шанс "переиграть" ситуацию – ведь за год симпатии граждан могут перемениться, особенно, если их кумиры не справляются с данными обещаниями.

Однако вчера выяснилось, что популярность "Грузинской мечты" не только не снизилась - но даже значительно выросла! Во многих западных демократиях после такой убедительной победы президенты, под формальным предлогом, порой даже объявляют досрочные парламентские выборы, чтобы получить на них еще большее преимущество для своей партии. А ведь новый глава Грузии получил доверие "конституционного большинства" избирателей.

Впрочем, оба теперь уже бывших соперника – и Михаил Саакашвили и Бидзина Иванишвили - уже пообещали уйти из большой политики, как минимум - на время. Возможно, это проявление новой политической традиции в стране в виде "плановой ротации", обновления команды как власти, так и оппозиции.

Но, как знать, быть может, упомянутыми "титанами политического Олимпа" движут и более рациональные соображения? Ведь едва ли не национальной грузинской особенностью является один любопытный момент – текущий победитель выборов обычно пользуется гигантской популярностью. Так, Гамсахурдиа набрал при избрании 86% голосов, Шеварднадзе – 72%, Саакашвили – целых 94. Вот только хватало этого "кредита доверия" не очень надолго...

Так что, как говорится, "чем выше взлетишь – тем больнее падать". Не лучше ли красиво уйти вовремя, чтобы потомки вспомнили тебя добрым словом? Кстати, одним из последних указов пока еще действующего президента стало посмертное награждение званием Героя Грузии того самого Звиада Гамсахурдиа. Видно, когда сам лишаешься власти, начинаешь с большим сочувствием относиться к таким же аутсайдерам. Так что, новому главе Грузии стоит хорошенько задуматься о судьбе своих предшественников, чтобы не повторить их путь, начавшийся с резкого взлета и закончившийся катастрофическим падением.