УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Большие деньги ФИФА. Чемпионат мира по футболу как инструмент для зарабатывания денег

Большие деньги ФИФА. Чемпионат мира по футболу как инструмент для зарабатывания денег

С большим нетерпением начала "футбольной фиесты-2006" ожидали президент ФИФА Зепп Блаттер и футбольные функционеры этой международной структуры. Последние считают, что организация Кубков мира по футболу раз в 4 года – это прерогатива только ФИФА, а значит, что основная часть доходов от его проведения должна осесть на счетах организации, а меньшая – на счетах организаторов.

На кону – большие деньги

ФИФА, как и МОК, пошли по пути коммерциализации футбольных соревнований, превратив их в прибыльный источник деятельности. И основной инструмент извлечения дохода – это активная маркетинговая деятельность ФИФА. Как известно, в 2000 году Ливия предлагала ФИФА "футбольный проект" в 10-15 млрд. дол. за проведение у себя ЧМ-2006, но Блаттер отказался от такой идеи, поскольку США были против "подключения" режима Каддафи к мировым процессам того времени. Однако недавно Вашингтон вычеркнул Ливию из списка "врагов Америки и Запада", поэтому в 2018 или 2026 году, согласно правилу ротации континентов, Ливия может заполучить ЧМ по футболу и вложить обещанные деньги. Причем ФИФА способна "отхватить" от его организации значительную часть доходов.

Немецкий "Adidas" назначает президента ФИФА

Зепп Блаттер постепенно шел к "Олимпу" в мировом футболе. При президенте Авеланже он был генеральным секретарем ФИФА, что позволяло последнему иметь непосредственное отношение к кассе международной структуры. Швейцарец пытался несколько раз сделать "революцию" в ФИФА и сместить престарелого бразильца с "футбольного престола", но это ему сделать не удалось, поскольку функционерам мирового футбола было легче проворачивать свои "темные делишки" при старом Авеланже. Бразилец же в последние 5-7 лет своего президентства перед уходом на пенсию отошел от активного руководства организацией по состоянию здоровья, передав часть функций амбициозному и "шустрому" Блаттеру. Говорят, что Авеланж думал также о смещении швейцарца, однако финансовые и корпоративные интересы футбольной бюрократии и тесно связанных с ней спортивных и околоспортивных компаний оказались важнее личных чувств бразильца.

Оказывается, "серым кардиналом", вершившим дела в ФИФА, был никто другой, как немецкий концерн "Adidas". Благодаря его усилиям, удалось убрать в 1974 году тогда уже престарелого англичанина Стенли Роуза и поставить на это место моложавого Авеланжа (ему было в момент восхождения на "футбольный Олимп" 58 лет). Он руководил организацией 24 года, до 1998-го. О такой помощи бразилец вряд ли мог забыть. Стоит подчеркнуть, что Блаттер мнил себя "человеком Хорста Дасслера, президента "Adidas", хотя в момент продвижения швейцарца на пост президента "великого немца" уже не было в живых (он умер в 1987 году), но старые связи Блаттера и немецкого концерна сохранились надолго. Не случайно при выборе спортивной формы для участников ЧМ-2006 в Германии именно Блаттер отдал предпочтение "Аdisas", а не "Nike", например, или другим производителям одежды. Уходя на пенсию, Авеланж сделал правильную ставку, а именно, на Блаттера – человека, который не будет ворошить старые финансовые дела федерации и устраивать тотальную проверку финансовой деятельности организации.

Зепп Блаттер – "футбольный Самаранч"

Бразилец, просидевший в кресле президента ФИФА 24 года, особенно не уделял внимания вопросам "зарабатывания денег" на большой мировой популярности игры. Он не увлекался, как его бывший подчиненный, финансовой содержательной футбола. При Авеланже, как правило, распределением билетов на матчи Кубка Мира и полученными доходами распоряжались организаторы турнира: они-то несли основное бремя расходов на организацию ЧМ, поэтому дебит с кредитом сводил именно оргкомитет, зато приличную часть полученной прибыли от проданных билетов обязательно получала ФИФА. Поэтому международная организация жила в достатке, но без размаха в деятельности и без возможности прилично поощрять финансово сотрудников ФИФА и одновременно оказывать материальную помощь национальным футбольным организациям в значительных размерах. Во многом с этим и связано то обстоятельство, что в последнее время не слышится критика высшего руководства ФИФА со стороны государств, входящих в эту структуру. Никто не протестует против дальнейшей коммерциализации мирового футбола и использования Кубка Мира как инструмента извлечения больших доходов. В настоящее время Блаттер действует, как бывший президент МОК Антонио Самаранч. Как известно, испанец быстро коммерциализировал "пять колец", и МОК получил за олимпийскую телекартинку несколько миллиардов долларов на протяжении нескольких лет до открытия очередных Игр. То же сделал и Блаттер. Но если Самаранч был аккуратным чиновником международного класса и все финансовые документы у него были в порядке, то в финансовой отчетности Блаттера было обнаружено много несоответствий. Но как ни старались различные суды отправить на "тюремный отдых" швейцарца, так и не смогли этого сделать. Блаттер, как и бывший премьер-министр Италии Берлускони, выходил всегда сухим из воды.

Став президентом ФИФА, Блаттер начертил себе цель – выбить почву из-под ног главы УЕФА Л. Юхансона и лишить эту структуру права проводить ЧЕ по футболу и Лигу Чемпионов (на этих событиях УЕФА зарабатывает миллионы евро). Блаттер предложил ФИФА перейти на 2-х годичный порядок проведения первенства мира по футболу. А это означало, что УЕФА должно было ликвидировать не менее престижный и прибыльный турнир – первенство Европы с участием 16-ти лучших команд Старого Света (в нем, по мнению специалистов, нет проходных игр) и свести на нет значение ЛЧ, поскольку организация отборочного турнира и самой финальной части ЧМ поставила бы крест на организации других крупных турниров под эгидой УЕФА. Команде Юхансона удалось отстоять свое право на организацию континентального первенства, а также доходной и популярной в Европе ЛЧ. По данным специалистов, доходы УЕФА только от маркетинга Лиги вдвое превышают весь бюджет ФИФА. Кстати, швейцарец не оставляет надежды все-таки "протащить" решение о 2-х годичном цикле в Кубке Мира. Самое интересное то, что недавно Блаттеру подыграла одна голландская консалтинговая компания, подсчитавшая, что переход на 2-х годичный цикл проведения Кубка мира с 2012 года придаст большой импульс экономикам стран, ставшим организаторами этого популярного соревнования и обогатит существенно ФИФА, национальные футбольные федерации и отрасли, которые обслуживают первенство мира по футболу. Заметим, что изменение формата проведения Кубка мира может принести существенные дивиденды и Украине. Наша страна окажется в числе тех, кто способен удовлетворить жесткие рамки ФИФА по отбору кандидатов на организацию ЧМ по футболу, если в течение 10-15 лет инвестирует в футбольное и околофутбольное хозяйство несколько миллиардов долларов. Только на проведении одного ЧМ по футболу и Летней Олимпиады Украина способна отбить капиталовложения, сделанные раньше. Германия инвестировала в проведение ЧМ-2006 несколько миллиардов евро и доход от него составит (уже подсчитали немцы) 3 млрд. евро. Кроме этого, страна получила новые и реконструированные старые стадионы.

Коррупционная деятельность

Сегодня девиз "Для блага футбола" звучит, как насмешка. Крупнейшее в мире спортивное объединение включает 204 национальные федерации и насчитывает более 300 млн. активных игроков обоего пола. Внешне ФИФА смотрится респектабельно, но сам Зепп Блаттер и его команда подозреваются в растратах и коррупции. Кроме того, швейцарцу вменяют в вину финансовые нарушения и нанесение материального и морального ущерба ФИФА. Швейцарский уголовный кодекс предусматривает за эти деяния наказание до 5-ти лет тюремного заключения.

Весной 2001 года над головой Блаттера собрались "грозовые тучи": о своей неплатежеспособности объявила крупнейшая маркетинговая группа "ISL/ISMM", и в мае 2001 года суд кантона Цуг признал ее банкротом. Между тем именно этой группе руководство ФИФА уступило спонсорские права и часть прав на телетрансляцию ЧМ-2002 и 2006 гг. Руководители УЕФА во главе с Юхансоном и генеральным секретарем Герхардом Айгнером немедленно потребовали отставки Блаттера. Дело в том, что группа "ISL" была учреждена в начале 80-х годов Ади Дасслером, хозяином компании "Adidas". А Дасслер, как известно, стоял за спиной Блаттера на протяжении всей его карьеры в ФИФА.

Крах "ISL" всего за год до ЧМ-2002 поставил ФИФА в труднейшее положение, ибо рухнули все маркетинговые планы. И тем не менее, Блаттер тогда сумел выкрутиться, создав другую компанию "FIFA Marketing AG", которой попросту были переданы все права, принадлежавшие "ISL". Противники Блаттера все же провели финансовую проверку ФИФА, но обнаружить перерасходы не удалось. Тем более, в подготовленном докладе констатировалось хорошее состояние финансов, а потери от краха "ISL" оценивались всего в 53 млн. франков. Однако, по расчетам экспертов УЕФА, проведших собственное расследование, речь шла о другой величине – более чем 300 млн. франков.

Как заработать на футболе?

Только в период подготовки к ЧМ-2002 в Азии специалисты предприняли попытку подсчитать влияние футбола на экономику стран, принимающих ЧМ. По расчетам аналитиков, проведение ЧМ-2002 должно было стать одним из основополагающих факторов устойчивого развития экономик обеих стран. К такому позитивному прогнозу пришли известные экономисты-аналитики обеих стран – еще до начала ЧМ-2002. Так, The Dentsu Institute of Japan прогнозировал, что Япония, истратившая 11 млрд. дол. на организацию ЧМ-2002, должна получить в обозримом будущем долгосрочный рост ВВП Японии в 26 млрд. дол. А согласно прогнозам The Korea Development Institute, сделанным в 2001 году, проведение ЧМ-2002 должно было обойтись Корее в 6,18 млрд. дол., а рост экономики увеличится на 8,8 млрд. дол., что составит 2,2% ВВП Кореи.

Кстати, Аргентина заработала на мировом турнире -1978 по футболу около 40 млн. дол. Через 20 лет прибыль от проведения Кубка мира во Франции увеличилась почти в 9 раз – до 350 млн. дол. Мировые аналитики считают, что ЧМ дает сильный толчок всей экономике, способствуя развитию строительной отрасли, сферы услуг, туризма. Так, ведомство по делам туризма ФРГ прогнозирует, что от проведения ЧМ-2006 по футболу в Германии, немецкая индустрия туризма получит примерно 800 млн. дол. дохода.

Вовремя остановиться

Однако стремление выжать как можно больше денег из первенств мира не для всех прошло даром. Беспрецедентная борьба за трансляцию матчей завершилась банкротством двух ведущих участников – компаний "ISL" и "Kirch". Непосредственной причиной финансовых трудностей стало то, что они изрядно переплатили за получение прав на телетрансляцию. Предыдущий пакет телевизионных прав на показ игр трех чемпионатов мира с 1990-го по 1998 г. FIFA продала в 1987 г. за смешные по нынешним временам деньги – 227 млн. дол., т.е. в среднем 76 млн. дол. за чемпионат. С тех пор цены на рынке значительно выросли: турнир 2002 г. был продан за фантастическую сумму – 900 млн. дол. "Причина стремительного роста цен прав на телевещание связана с тем, что в прошлом на телевизионном рынке не было конкуренции, - считает Кристина Нопфлер из "Kirch Gruppe". - Тогда переговоры о правах вели лишь государственные телевизионные компании, и у них была своеобразная монополия. В Европе, например, такой монополией являлся European Broadcasting Union, или Евровидение. Сейчас телерынок радикально изменился: в Европе более двух тысяч каналов. Каждые четыре года телеаудитория чемпионатов мира все растет. По данным FIFA, за турниром во Франции в 1998 г. наблюдало 33,4 млрд. телезрителей, что в 2,5 раза больше по сравнению с турниром 1986 г в Мексике. А вот телеаудитория турнира в Японии и Корее составила рекордные 40 млрд. человек".

"ЧАС.UA"