УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

''Человек второго сорта'': как капитана "Динамо" гнобили в СССР

''Человек второго сорта'': как капитана 'Динамо' гнобили в СССР

"Обозреватель" вновь предлагает вашему вниманию фрагменты из ретро-интервью. Это ответы на вопросы, которые задавались известным в футбольном мире людям 25-30 лет назад. Уверен, этот материал будет вам интересен.

Виктор КАНЕВСКИЙ

Центрфорвард и капитан киевского "Динамо" образца 1961 года, первого чемпионского состава киевлян, в 1964-м стал обладателем Кубка Союза. После завершения карьеры успешно работал тренером в Харькове, Днепропетровске, Ташкенте, с юношеской сборной Украины. В 1980-х решил Виктор Израилевич отправиться с женой на ПМЖ в США. В конце концов, с большим трудом, через четыре года ему это удалось. Но сколько нервов было потрачено, сколько усилий…

Читайте: Экс-тренера "Динамо" Киев с позором изгнали с турнира в России

- Виктор, в свое время кто-то основательно приложил руку, делая все, чтобы после того, как ты решил уехать в Штаты, тебя поскорее забыли на родине: убрали из всех футбольных справочников в Украине, умудрились на фотографиях тех лет заретушировать тебя. Не пощадили и снимок в книге "Атакующая вершины", где запечатлена "золотая" команда. Все игроки на этом фото есть, кроме тебя – ее капитана, игрока сборной, участника ЧМ в Чили…

- Что и говорить – обидно, горько. Причем я стал персоной нон-грата еще задолго до отъезда в Америку. За что? Не преступник же я какой-то… В чем же моя вина? Да, я хотел уехать, но ведь все, и в первую очередь "компетентные органы", хорошо знали, что я не антисоветчик и даже не за длинным рублем отправляюсь за тридевять земель, а гонит меня туда личная обида. Невтерпеж стало выносить бесконечные унижения: мое отчество – Израилевич, и этого было достаточно, чтобы чувствовать себя человеком второго сорта. Пока еще играл, куда ни шло, а потом такое началось…

Эх, если бы не пятая графа! Впрочем, шло это не снизу – с игроками проблем не было, а от тех, кто присвоил себе право командовать всем и вся. Дошло, к примеру, до того, что мне порекомендовали сменить отчество Израилевич на Ильич. Но что это могло изменить? Словом, наступил момент, когда я после долгих и мучительных колебаний и сомнений решил уехать. Но не тут-то было – передо мной оказался непреодолимый шлагбаум! Четыре года натыкался я на стену…

- И какова была официальная аргументация отказа?

- Смешно. "Днепр", который я тренировал, числился за крупным номерным предприятием, работающим на оборонку. Чтобы решить с руководством вопросы, касающиеся команды, мне иногда приходилось бывать на территории "почтового ящика". Но мог ли я знать какие-то производственные секреты? Чушь собачья! Словом, попал в отказники на целых 10 лет.

- Да, срок тебе влепили приличный!

- Действительно, срок, хотя и был на свободе. Устроиться тренером с клеймом отказника невозможно. Если бы не Лобановский… Он сумел убедить цековских кураторов футбола, что "Динамо" очень нужна дочерняя команда, и по его настоянию меня назначили тренером ирпенского "Динамо". Какое это было счастье после четырех лет безработицы! Только Лобановский был рядом со мной в самое тяжелое время.

Читайте: Бразильский новичок "Динамо" назвал худшее, с чем он столкнулся в Украине

Оказавшись за океаном, Виктор Каневский продолжал жить футболом – в частности, тренировал команду, в которую записались дети украинских эмигрантов, и которая впоследствии стала призером чемпионата Нью-Йорка. Также помогал в организации на территории США турниров "Кубок Лобановского", в которых принимали участие и игроки "Динамо" разных поколений. Несколько раз Каневский приезжал в свой родной Киев, свое 75-летие отметил в дружной динамовской семье. Футбольное сердце капитана первой "золотой" команды "Динамо-1961" остановилось 25 ноября 2018 года в Бристоле на 83-м году жизни. Спасибо, Виктор, за все, что ты сделал для футбола…

Леонид БУРЯК

Один из самых титулованных украинских футболистов, заслуженный мастер спорта, пятикратный чемпион СССР, шестикратный обладатель Кубка страны, обладатель Кубка Кубков и Суперкубка УЕФА 1975 года, бронзовый призер ОИ-1976. После завершения карьеры Буряк работал тренером в "Черноморце", киевском "Динамо", сборной Украине. Заслуженный тренер Украины.

- К сожалению, ты покинул "Динамо" в 1984-м, будучи одним из лучших игроков команды. Вокруг твоего ухода было много кривотолков, а Валерий Васильевич твой уход объяснил так: ты, дескать, требовал от него гарантий, что будешь играть только в основном составе, а он не мог тебе их дать, потому что принцип "Динамо" – на поле выходит только тот, кто в данный момент в лучшей форме…

- Чепуха! Разве он тогда засомневался во мне как в футболисте? С чего разгорелся сыр-бор? Кто-то из "высокопоставленных" "нашептал" Лобановскому, будто мы с Блохиным сговорились убрать главного тренера и занять его место, якобы даже ходили в ЦК. Ничего абсурднее этого нельзя было придумать – даже должностью тренера сборной меня никто не прельстил бы на тот момент. Но Лобановский поверил в эту чушь. Естественно, мы сразу ощутили перемену в его отношении ко мне.

Был момент, когда он, казалось, поверил в абсурдность "заговора" и сказал мне: "Давай, Леня, все забудем, оставайся". Но я не почувствовал в этом искренности и ответил: "Нет, Васильич, нам надо расстаться, а время рассудит, кто прав, а кто виноват"… Позже он нанес мне еще один удар. Меня сосватали главным тренером "Черноморца", все уже было решено, как вдруг – отбой. И что же узнаю? Валерий Васильевич все свое влияние применил, чтобы моя кандидатура не прошла… Да, я много страдал из-за него, но если бы ему понадобилась моя помощь, если бы он оказался на краю пропасти, я бы, не колеблясь, не думаю о риске, протянул бы ему руку. И будь моя обида во сто крат сильнее, я бы никогда не предал его.

Когда Лобановский вернулся с Ближнего Востока, мы встретились. У нас был откровенный мужской разговор, по ходу которого расставили все точки над "і". Не будь Лобановского, никогда не было бы "Динамо", своей высокой репутацией "Динамо" обязано его одержимости. Великий тренер, он дал мне имя и возможность заниматься любимым делом в высококлассной команде.

Константин ВИХРОВ

В прошлом один из лучших отечественных арбитров, с тридцатилетним стажем, обслужил около 600 матчей чемпионата и Кубка СССР, отборочных матчей к чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм, был официальным делегатом УЕФА.

- Иногда доводится наблюдать, как игроки откровенно хватают друг друга за футболки, растягивая их, как резину. Особенно часто такое происходит перед подачами с угловых, но свисток арбитра при этом молчит. Йожеф Сабо однажды объяснил это так: "Если арбитр начнет фиксировать каждое нарушение, то ему придется удалить с поля практически всех игроков".

- Арбитраж – тонкая материя. Человек со свистком наделен поистине неограниченной властью. И прав Йожеф Йожефович – пользоваться ею нужно с дипломатической осторожностью. Если беспрерывно свистеть, просто задергаешь футболистов, и никакой игры не будет. Войдя в раж, можно предъявить игроку даже такую претензию: почему у него злое лицо или почему он улыбается?

Читайте: ФИФА заплатила "Динамо" и "Шахтеру" за ЧМ-2018 в России

- Нередко арбитр, ударившись в другую крайность, прощает футболистам не только нарушения в игре, но и хамское отношение к себе. Сколько раз мы видели, как игроки, недовольные решением судьи, окружают его, толкают в грудь, хватают за руки…

- Этого допускать нельзя. А если уж случилось, то арбитр обязан применить свою власть. Ведь иначе пострадает его репутация или, как теперь говорят, имидж. Я в свое время никогда не допускал, чтобы ко мне кто-то прикоснулся.

Друзья, любите футбол, играйте в футбол, а все о футболе читайте на OBOZREVATEL. Пусть везде и во всем вам сопутствует удача!