УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Приключение «злого газа» в Украине

792
Приключение «злого газа» в Украине

Жил-был газ. Он никого не трогал, тихо перемещался себе по трубам и генерировал тепло. Однажды он встретился с политикой. После этого он преобразился в злодея и стал постоянно угрожать безопасности и спокойствию целой страны. За метаморфозами, которые случились с вполне безобидной субстанцией в Украине, стоят политики, еще недавно стоявшие у руля государства. Среди прочих - это и Юлия Владимировна Тимошенко, некогда известная как «газовая принцесса».

Сегодня оппозиционные политики с новой силой эксплуатируют созданный ими миф о грядущем «газоморе» от власти в связи с августовским повышением тарифов на газ. Реальность очень далека от этого мифа – рост ежемесячных трат среднестатистической семьи не превысит нескольких десятков гривен в месяц, при этом для малообеспеченных граждан предусмотрен механизм социальных дотаций. Есть еще один неудобный факт, который оппозиционные политики боятся признать и пытаются «спрятать» критикой власти: именно они являлись настоящими авторами повышения.

Как известно, августовское повышение цены – выполнение требований Международного валютного фонда, которые содержатся в меморандуме, подписанным между правительством Азарова и финансовой организацией, летом 2010. Однако мало кто знает, что пункт о повышении в договорной базе между Украиной и МВФ появился отнюдь не благодаря стараниям нынешней власти. 26 октября 2008 года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко подписала Меморандум с Международным валютным фондом (МВФ), в пункте 16 которого значится:

«Для того, щоб забезпечити тривалу базу для продовження здорового фінансування, а також впорядкувати фінансові стосунки НАК «Нафтогаз» з бюджетом, до кінця 2011 року ми (правительство Тимошенко) зрівняємо ціни на газ внутрішнього видобутку (тариф для населения) та ціни на імпортований газ (дорогой газ для промышленности). Поступова реалізація такого процесу буде розпочата з 1 грудня 2008 року».

Далее сие требование неизменно включается в каждый последующий документ с уважаемой финансовой институцией как согласованное обязательство, в том числе и в последний документ, подписанный с правительством.

При этом не нужно воспринимать МВФ как некого злого гения для Украины, так и норовящего поднять цены на что-либо, дабы насолить власти (и тем самым как бы помочь оппозиции). Отнюдь не в брюссельских кабинетах этой международной организации была рождена на свет идея увеличения цен на газ. Она возникла вследствие огромного несоответствия между ценой реализации природного газа населению и ценой импорта по причине стремительного роста последней. Импортные же цены - прямой результат неумелых и бездарных действий чиновников из вполне конкретных украинских кабинетов власти.

19 января 2009 году между Украиной и Россией было заключено газовое соглашение, которое и поставило точку в украино-российской газовой войне. Его подписывала лично премьер-министр Украины Юлия Владимировна Тимошенко. Она же и представила сей двусторонний акт как «уникальную победу Украины». Детали этой «уникальной победы» были следующие: Украина обязывалась покупать российский газ по 330 долларов вместо 195 в 2008. Правительство продавало его, заигрывая с населением перед выборами, по 50 долларов. Разница покрывалась из бюджета, который, в то время, как известно, в виду огромного дефицита активно «накачивался» деньгами из кредитов МВФ. Официально политика займов у МВФ называлась «стабилизацией финансовой системы Украины», на самом деле это была дорогостоящая предвыборная кампания тогдашнего кандидата от власти – Юлии Тимошенко. Все, что мог сделать МВФ в этой ситуации – заморозить выдачу последующих кредитов, дабы уберечь их в превращение в эквивалент «предвыборной гречки» для украинских избирателей. А то, что было пущено на предвыборную кампанию, сейчас продолжает существовать в виде государственного долга, который с 2008-го по февраль 2010-го вырос более чем в три раза и достиг 316 млрд. грн. В пересчете на одного украинца – 7 тыс. грн.

Правительство Азарова, приняв управление газовой отраслью, начало с того, что договорилось с россиянами о снижении цены на импортный газ до 230 долларов. Однако лаг между импортом и внутренней ценой по-прежнему сохраняется. И единственным путем его упразднить, а заодно и уменьшить размер госдолга, является сокращение разрыва с импортом через повышение внутренних цен.

Ужесточилась по этому вопросу и позиция МВФ. Предыдущее правительство об обещании повысить тарифы «забывало» сразу после получения многомиллиардных траншей. Характерная особенность политики предыдущих лет – уклонение от выполнения собственных обязательств после того как контрагенты уже выполнили обязательства. Это по сути обычное «кидалово» в устах правящих лиц получало эмоционально-насыщенное определение как «забота о гражданах». Как результат, сегодня в МВФ не довольствуются фактом фиксации обязательства Украины повышать цены на газ, а готовы давать деньги только после самого факта повышения. Собственно, перед правительством Азарова уже не стоял выбор, повышать газовые тарифы или нет. В ином случае Украина не получила бы для восстановления экономики никаких кредитных средств.

Повышение стоимости газа, хотя вещь для потребителей и не приятная, но и далека от тех мрачных картин, которые с готовностью рисуют перед избирателями Ю.Тимошенко и прочие оппозиционеры. Не ожидается ни массового замерзания украинцев у холодных очагов, ни голодных обмороков финансово обескровленных украинцев. На самом деле увеличение газового счета не способно существенно изменить финансовое благосостояние украинцев в худшую сторону. К примеру, августовское повышение цены для 86% потребителей газа, использующих до 2,5 тыс. кубов газа (с 483,6 грн. за тысячу кубометров до 725,4 грн.) приведет к росту расходов в несколько десятков грн. в месяц. Повышение газовых тарифов также не затронет жизненного уровня пенсионеров и малообеспеченных. Для них предусмотрен механизм адресных дотаций (субсидий), и правительство уже упростило правила их предоставления. На сегодняшний день в правительстве государственной поддержкой рассчитывают поддержать более 5 млн. семей или 34% населения. Кроме того, приняты соответствующие законодательные нормы, которые регулируют компенсацию неработающим и пенсионерам затраты, превышающие 10 процентов их семейного бюджета. Для работающих малообеспеченных граждан эта цифра не превысит 15 процентов.

Карикатуры Марины Туровской