УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Визит церковной вежливости

Визит церковной вежливости

Вот и завершилось пребывание на украинской земле Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Уже второе по счету в этом статусе. Что и говорить, прошлогодняя поездка первоиерарха РПЦ, во многом, была «прорывом». Явиться на «чужую территорию» – не в смысле канонической принадлежности, а с учетом, мягко говоря, небольших симпатий тогдашнего руководства страны к Москве в целом и РПЦ в частности – это был Поступок. Как бы не относиться к сути проводимой Московской патриархией политики.

Владыка Кирилл тогда посетил самые отдаленные (и антироссийские) регионы Украины, ясно заявил о своей позиции «церковного единства братских народов» лично Ющенко. Потом в Киеве было проведено заседание Св. Синода РПЦ – на котором частью наиболее «промосковских» епископов «укрепили» обще-патриархальные структуры – как тот же Синод или Богословскую комиссию. Что, как минимум, обеспечивало этим избранным иерархам «прямой выход» на Патриарха – помимо общепринятого, через непосредственное начальство, предстоятеля УПЦ МП митр. Владимира.

Неудивительно, что от нынешнего приезда патр. Кирилла ожидали еще большего. Во всяком случае, представители ушедшей власти и нынешней оппозиции – их прогнозы были воистину апокалиптическими. Самыми мягкими из них было приобретение Кириллом украинского гражданства – и, едва ли, не постоянного «резидентирования» в Киеве. На радость местным русофилам и к огорчению таких же местных русофобов. Еще высказывались предположения «дворцового переворота» – со смещением со своего поста толерантного к идее украинской автокефалии митр. Владимира (Сабодана) и заменой его более лояльным Москве архиереем. Самым радикальным был сценарий замены Владыки Владимира самим патр. Кириллом – который в таком случае, объединив сразу «два портфеля», киевский и московский, тем самым в своем лице объединил бы и обе церкви, русскую и украинскую. Тем самым, фактически, ликвидировав нынешнюю автономию последней.

Не было недостатка и в ожидании резких мер по «объединению украинского Православия» в целом. С учетом того, что добровольно входить в состав «московской церкви» ни Киевский патриархат, и Украинская автокефальная православная церковь в ближайшем обозримом будущем не собиралась – это можно было бы сделать только насильно, с помощью госпринуждения. Например, лишив тот же Киевский патриархат госрегистрации – требования чего накануне визита неоднократно поступали из известной своим радикализмом Одесской епархии УПЦ.

Между тем, официальные лица Московской патриархии в один голос утверждали, что текущий визит будет «лишенным политики, сугубо пастырским». Хотя, как указывалось выше, в такие утверждения в Украине почти не верили.

Как показали прошедшие дни, на самом деле полностью не оправдался ни «политический», ни «пастырский» сценарий. В срыве последнего едва ли не решающую роль сыграли представители национал-радикальных организаций. Олег Тягнибок может гордиться достигнутым эффектом: несмотря на малочисленность своих сторонников, задействованных в акциях протеста - для защиты сановного гостя от провокаций власть задействовала та-акие силы и меры предосторожности… Охраны было столько, что она порой напоминала «конвой» – а «паства», ради которой, по уверениям своих спикеров, патр. Кирилл и приехал в Украину, допускалась к своему «пастырю» лишь по предварительным приглашениям и в строго дозированном количестве.

«В патриаршем богослужении в Киеве приняло участие 2 тысячи человек», - характерный рефрен из описаний подробностей поездки. Да в любом крупном селе на Пасху собирается больше народу. А уж в Лавре на мало-мальски большие праздники – в несколько раз больше. Причем, все они имеют возможность свободно лицезреть (и даже попросить благословения) у служащего митр. Владимира. Которого берегут от напора толпы, в лучшем случае, несколько дюжих семинаристов – а не добрая рота спецназа. Право, для такой «встречи с паствой» верующих проще было бы подвезти в ту же Москву – средств на это ушло бы никак не больше (а, может, и меньше), чем на обеспечение проезда-безопасности-проживания высокого гостя и его «свиты».

Но вот 26 июля состоялось заседание Священного Синода РПЦ. Из 29 пунктов повестки дня которого аж один полностью касался украинских проблем – было принято обращение к «раскольникам». Остальные проблемы исчерпывались назначениями предстоятелей епархий, настоятелей монастырей, решением прочих сходных моментов на территории собственно России.

И что это дало Московской патриархии? Думается, самому радикально-маниловски настроенному оптимисту из рядов РПЦ не придет в голову, что после Бог знает какого по счету «призыва к объединению» паства Киевского патриархата и «автокефалов» сломя голову кинется каяться и вступать в «лоно истинной церкви». Потому как видит в последней исключительно «церковный отдел» ненавистного Кремля.

Борьба с «внутренним расколом», выражающимся в отчетливо выраженных автокефалистких тенденциях внутри самой УПЦ МП? Так об этом на Синоде тоже не было сказано ни слова. И все видные представитель этого «крыла» не просто сохранили свои посты и влияние – но не получили даже формального порицания. Какие там планы по замене «ненадежного» руководства киевской митрополии – не до жиру, быть бы живу.

Ах да – к визиту патр. Кирилла власть подготовила Украинской православной церкви немало подарков. В Одессе собор, в Киеве – прежде относящуюся к юрисдикции заповедника часть Лавры. И даже разрешила российскому первоиерарху провести богослужение в Софии Киевской – что прежде было прерогативой весьма сомнительных (с точки зрения канонов всех без исключения вероисповеданий) многокофессиональных собраний.

Ну так как же без этого? При встрече «первых лиц» мало-мальски уважаемых государств и «князей церкви» правила хорошего тона предписывают делать друг другу подарки. Московский гость вручил отдыхающему в Крыму президенту Януковичу орден св. князя Владимира I степени – ну ему тоже ответили «по-царски». Хотя, по-большому счету, указанные храмы и так рано или поздно были бы переданы нынешним киевским Олимпом канонической православной церкви – в благодарность за явную поддержку на выборах.

А вот с «подарками» посущественнее вышла промашка. Аккурат к прибытию Патриарха Виктор Федорович взял – да и назначил главой Госкомрелигий Юрия Богуцкого. Последний, конечно, немало проработал и бок-о-бок с нынешним президентом (тогда еще в статусе премьера) - например, министром культуры. Но последние 2 года верно служил Ющенко – первым замом главы его Секретариата, занимавшегося как раз религиозными вопросами. В том числе и визитом Константинопольского патриарха Варфоломея – от которого в первую очередь ожидали дарования Киевскому патриархату канонического признания и вожделенной автокефалии.

А потом, когда с автокефалией и статусом не сложилось – Богуцкий лоббировал образование «Единой поместной церкви», причем переговоры о слиянии между разными «ветвями» украинского канонического и неканонического Православия шли довольно активно. Так что назначение такой фигуры на такой пост – сродни эффекту «красной тряпки на быка» – для «москвофильского» крыла в УПЦ МП. И очень сомнительный «подарочек» для главного идеолога теории «Русского мира» из Москвы. Такой «уполномоченный по делам религий» уж точно не будет «заталкивать» «раскольников» в «лоно УПЦ МП».

Подводя итоги вышесказанному – можно сказать, что слухи о «великом и ужасном» визите патриарха Кирилла оказались сильно преувеличенными. Пожалуй, в этой связи, больше всего напрашивается сравнение с международными визитами Ющенко. Большая «помпа» в СМИ, полагающийся по протоколу почетный прием, масса встреч и переговоров, а результатов – ноль. Впрочем, в отличии от тратившихся на любимую забаву Виктор Андреевича денег госбюджета, поездки иерархов финансируются церковью, как минимум, формально отделенной от государства.

Хотя Кремль – организация богатая, может раскошелиться и на гораздо менее эффективные мероприятия – главное, чтобы пиар в подконтрольных СМИ был соответствующе-победным.

Ну а противники «слияния и поглощения» украинского Православия Московской патриархией могут торжествовать победу – нынешняя «атака Москвы» успешно сошла на нет, превратившись в обычный визит церковной вежливости.