Фавориты
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

В чем не откажешь новой правящей команде, так это в умении быстро выстраивать новые (а главное – дееспособные) вертикали влияния. Те самые вертикали, где запросто можно порешать любой «деловой вопрос». Кого-то отцепить от бизнеса. Кого-то переназначить на интересную должность. Кому-то выделить в личное пользование ручеек от мощного бюджетного русла. Кого-то показательно «опустить». Так или иначе, но ребята очень даже толково подошли к осмыслению такого понятия как «власть». И что же такое «власть» в их понимании? Абсолютно верно – это перераспределение. Всего и сразу.
Сила, мощь, всестороннее давление на оппонентов, четкое понимание конечной цели, любые ресурсы, убедительные доказательства своего преимущества (публично, либо же кулуарно) – это их стиль. Стиль, приносящий большие, даже аховые дивиденды.
Разве кого-то удивляет, что к сегодняшнему дню уже почти сложилась новая «иерархия влияния». Кто, где, на каком потоке, на каких кадрах и сколько это стоит. Капитализация новых фаворитов состоялась. Правда, «иерархия» эта, конечно, пока отличается некоторой нестабильностью и незавершенностью. Как любая конструкция подобного рода, где любые решения непрозрачны и запросто могут поднять любого на заоблачные высоты и также запросто низвергнуть в пучины дальних приемных.
И даже более того, чем дальше продолжается строительство «государства Януковича В.Ф.» (на осколках «государства Ющенко В.А.», в свою очередь недо/сооруженного на осколках «государства Кучмы Л.Д.»), тем более нестабильной и непредсказуемой эта вертикаль будет. Слишком уж много частных аппетитов (к должностям и прочим бонусам) проявляется сегодня и слишком мало полноценных ресурсов для их полноценного и вполне оргазмического удовлетворения. Не забываем также и о традиционной банальности – «аппетит чрезвычайно нарастает во время пожирания оппонентов, еще вчера распоряжавшихся этими же ресурсами в своих собственных корыстных интересах».
Но кое-что в этой нестабильной «вертикали влияния» все-таки вполне очевидно. Кто-то из вчерашних многообещающих фаворитов продолжается подниматься по ступенькам наверх. А кое-кто уже начинает (пусть и незаметное пока для общественного глаза) каскадное движение вниз. Туда, где собрались не/фавориты, жаждущие хотя бы толику внимания. Безотносительно к вышесказанному, заместитель главы президентской администрации Анна Николаевна Герман формально выглядит очень даже влиятельной персоной, активно и деловито работающей с журналистскими кулуарами. Много интересных комментариев. Много профессиональной риторики. Но что-то мешает. Или вернее – чего-то явно не хватает. Весомости в словах?
Уверенности во взгляде? Или вот – деталей в комментариях, которые показывают, что человек действительно имеет вес и что этому человеку действительно позволено присутствовать, когда настоящие тяжеловесы обсуждают настоящие сценарии. В далеком уже и неправдивом 2005 году очень активничал такой персонаж как Николай Владимирович Томенко. Правда, в роли вице-премьера по… Четкого функционала у него не было. Он просто комментировал все подряд, лез со своими советами ко всем проф/группам. Одним словом, натягивал на себя махровое одеяло, хотя влиятельности не имел (да и сегодня не имеет) вообще никакой. Но кое-кто сначала велся на его лексику. Потом – сплошные разочарования. Герман, конечно же, не Томенко. Разные весовые категории. Николай Владимирович просто карлик по сравнению с Анной Николаевной. И все же, те самые проклятые детали явно указывают, что кое-кто начинает познавать классический фаворитский закат. Ее влияние все более декоративно и все больше уходит в карнавальную сферу шоу-биза.
А ведь это всего лишь один малозаметный штрих, который упрямо говорит нам о том, что начальная (поствыборная) диспозиция новых сильных игроков чрезвычайно быстро изменилась. И не все из числа тех, кто демонстрировал еще полгода/год назад кулуарную решимость и напор, сегодня остается в фаворе. Правда, есть и те, кто день ото дня только прибавляет в кулуарном весе. Если кратко, то реальные «центры влияния» выглядят нынче следующим образом. Случайный порядок фамилий. Сергей Левочкин (глава Администрации) - расстановка кадров; инфопотоки к президенту и от президента; доступ к центрам принятия решений; параллельный контроль работы правительства. Владимир Сивкович (силовой вице-премьер) – агрессивно пытается стать главным по ВПК и координатором информационных потоков от аналитических структур силовых ведомств.
Андрей Клюев (промышленный вице-премьер) – альтернативный энергетический «центр влияния»; соучастие в приватизации крупных объектов; пытается оставить за собой единоличное кураторство Фонда госимущества и замкнуть на себя мониторинг некоторых бизнес-секторов. Николай Азаров (премьер-министр) – его ресурс влиняи всем хорошо известен и туда никто не лезет (кроме, что вызвало удивление президента) – администрирование налогов, тотальный контроль над налоговыми администрациями и через эти рычаги давление на средний бизнес. Борис Колесников / Ринат Ахметов (спортивный вице-премьер и просто весьма влиятельный человек) – отмечается некоторое падение влияния, в чем заинтересованы многие прочие участники внутренних разбирательств (в том числе, российские партнеры Виктора Федоровича).
Парадоксально, но Борис Викторович пытается усилиться через… группу Жвания/Мартыненко/Порошенко. Если план работает, то Колесников резко наращивает внутриполитическое влияние в парламенте. А почти восстановленный триумвират «любых друзив» тихонько выходит на первые роли в отечественном атом/проме. Валерий Хорошковский (глава СБУ) – оперативно-розыскные, аналитические, медийные ресурсы. И прямой доступ ко многим прочим влиятельным центрам. Хорошковского, правда, по старой привычке продолжают записывать в неформальную команду Дмитрия Фирташа. Но вот вам вопрос на засыпку: а что такое сегодня команда Фирташа? Если тот же Юрий Анатольевич Бойко (министр топлива и энергетики) играет абсолютно самостоятельно (что в его положении и с его связями совершенно правильно) и пытается найти компромисс с тем же Андреем Петровичем Клюевым по ряду спорных «энергетических проблем». Тандем Петр Симоненко / Игорь Калетник (глава КПУ и Глава таможни) стремительно теряет все вчерашние бонусные висты. По причине крайней личной неперспективности Петра Николаевича.
Впрочем, Калетник уже де-факто ушел в иную (куда более мощную) команду – Сергея Левочкина. А без исполнительного и продвинутого по части аппаратных интриг Калетника Петр Николаевич почти ничто. Ну, разве что сын Андрей остался полноценным активом. Владимир Литвин (спикер парламента) – просто явный кандидат на выбывание из большой игры. Это его последняя попытка. Идти к Литвину на поклон, чтобы получить «решение проблемы» – это значит высечь самого себя и резко повысить кулуарную стоимость этого самого решения. И бизнес уже чувствует этот печальный тренд. Хотя, как мне кажется, Литвин вполне мог бы эффектно реанимироваться. Если сумеет найти новый формат собственного продвижения и правильно нейтрализовать некоторые информационные бомбы, умело под него заложенные. Другой вопрос: а есть ли под рукой у Владимира Михайловича профессиональная команда по ребрендированию и разминированию?
На понтах ведь в этом случае далеко не уедешь.
И все-таки, самый очевидный глобальный тренд нынешнего времени - единой (бесконфликтной) правящей команды, увы, не получилось. Что, впрочем, очень даже характерно для наших широт и было бы очень странно наблюдать иную картину. Из традиционного глобального тренда (каждый сам себе гетман, независимо от размера вверенной ему булавы) произрастают десятки, сотни локальных межминистерских, межотраслевых конфликтов. Что в свою очередь несколько снижает лоббистскую ценность отдельных представителей Кабмина или Администрации президента.
Особенно нервничают сегодня те из «больших чиновник», кто особенно остро чувствует постепенное снижение собственного удельного влияния на «текущие процессы». Как чувствует? По косвенным или даже очень косвенным признакам. Удлиняется время сидения в еще больших приемных. Не снимают прямые телефоны на той стороне. Вызывают на ковер реже и сразу грозно журят пальчиков (не давая вставить слово). В общем, признаков много – умный и ушлый аппаратный игрок сразу их увидит. Причина падения влиятельности банальна.
Оказалось, что нужно не просто вести борьбу за влияние и приращение собственных ресурсных баз, но и показывать пристойный результат на вверенных направлениях работы. А «результат работы» и «интриги» – совсем разные истории. Стоит однако заметить, что при всем обилии публичных и непубличных «боевых действий», которые непрерывно ведутся в окружении президента, сам Виктор Федорович Янукович (что оказалось крайней неожиданностью для многих, полагавших, что новый президент незамедлительно уйдет в спячку сразу после выборов) остается наиболее влиятельным игроком.
И его влиятельность пока только возрастает. Несмотря на поражающую склонность к делегированию полномочий (разве не очевидно, что сегодня главный фаворит президента глава его же Администрации?), президент, тем не менее, внимательно отслеживает все внутриполитические конфликты и тут же делает соответствующие выводы. Не всегда, правда, удается гасить эти конфликты в зародыше – слишком очевидна амбициозность отдельных представителей его окружения. Но это совсем не означает, что Янукович не контролирует ситуацию. Контролирует в достаточной степени для принятия не только классических оргвыводов, но и для стратегической корректировки государственного курса в той или иной отрасли. Пока еще его ресурса для этого хватает. Как будет дальше – посмотрим. Но история Украины полна примеров того, как быстро и запросто фавориты догрызали тактическую и стратегическую мобильность своих больших боссов.
А ложка дегтя, разумеется, имеется. Уже очевидно, что никаких системных изменений в традиционных принципах государственного управления не намечается. Некому их намечать. Янукович (также как и его предшественники на «президентстве» Кучма и Ющенко) абсолютно приемлет «компроматный стиль» кадрового управления и потому поощряет все эти формальные / не формальные драки между фаворитскими центрами влияния. Оперативные разработки, динамичные досье, ДОРы – все в работу. И ведь прав Виктор Федорович! Без компромата и крепкого контроля – никак. Проблема в том, что его ключевые подчиненные все чаще отказываются от этой самой прозрачности и рассматривают отрасли, которые им доверил президент в рамках государственной управленческой системы, только в качестве своих личных вотчин. Для кормления. Увы, соблазны пока побеждают.
Несмотря на небольшой срок существования «государства Януковича», новая «иерархия влияния» уже живет собственной полноценной жизнью. В ней есть свои входы/выходы и свои обязательные правила. И даже если вы знаете, кто какое место в иерархии занимает, это еще совсем не означает, что нужно идти в обозначенный кабинет. Для последующего решения «вопроса». Причин подобного несоответствия много. Возможно, в этом кабинете вам откажут в решении вашей проблемы по причине ее кулуарной непрофильности. За распределение ролей в той или иной отрасли не всегда отвечает профильный (по формальным признакам) министр или глава управления. Возможно, лично вы не нравитесь владельцу кабинета.
А значит, любые слова бесполезны. Вот почему, помимо простого знания самой «иерархии влияний» (кто, где и какие вопросы теоретически решает), нужно еще хорошо понимать, «кто с кем в настоящий момент дружит и против кого они дружат». И еще одно предупреждение: если вы уже обратились в тот или иной кабинет к членам новой правящей команды для разрешения наболевших проблем, не спешите в последующем (если вам показалось, что решение стопорится) обратится с идентичной просьбой в другой VIP-кабинет. В этом случае, конечно, начнет работать прямая бюрократическая конкуренция. Но наши носители влияния очень злопамятны, и потому они в любом случае попытаются сломать не только ваши идеи, но и вас. Или ваш бизнес.
Вывод, увы, банален. Все осталось по-прежнему. Только поменялись таблички с фамилиями «ключевых рещальшиков».
Так или иначе, в зависимости от того, какова стоимость вопроса, который требуется решить, нужно двигаться в том или ином «кабинетном» направлении. Не в том смысле, что нужно брать с собой деньги. О коррупции ни слова. Речь идет о компетенциях, реальном административном профиле и уровне непосредственного информационного доступа к президенту. Такова сегодняшняя конфигурация. Иначе никак. Понятно также, что после «топ-тяжеловесов» идут игроки поменьше. Но не бесталанные и весьма влиятельные. На своем уровне. Иногда проще решить вопрос на нижнем уровне. И цена будет меньше. И все-таки главное наше «достижение» кроется в следующем перефразированном выражении: «фаворитская система умерла – да здравствует фаворитская система»…