УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как МВФ учил украинцев деньги считать

Как МВФ учил украинцев деньги считать

Без миллиардов МВФ придется урезать пенсии и другие социальные выплаты. Зато, предоставив кредит, Фонд вернет свои деньги в любом случае.

Через два дня в Украину прибудет миссия Международного валютного фонда. Цель визита – оценка экономической ситуации в стране и принятие решения о предоставлении или не предоставлении Украине 19 миллиардов долларов.

Своими прогнозами о том, каким может быть решение миссии МВФ, куда могут быть направлены эти средства, а также о том, чем грозит для экономики страны неполучение миллиардов МВФ, «Обозреватель» попросил поделиться известных экспертов: члена Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Виктора Лисицкого; генерального директора Бюро экономических и социальных технологий Валерия Гладкого и президента Украинской ассоциации экономистов-международников Антона Филиппенко.

Антон Филиппенко: Украина стала членом МВФ не только для того, чтобы платить взносы

«Экономическая ситуация в стране уравновешена. В отличие от некоторых стран, которые считались благополучными, Украине удается сохранять равновесие. В плане экономического роста происходит перелом, наблюдается наращивание темпов экономического роста в промышленном производстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. Это дает основания говорить о том, что диалог с МВФ может быть конструктивным.

Наша экономика ориентирована на внешние рынки – за пределами страны мы реализуем более половины ВВП. Мировая экономическая конъюнктура в этом году тоже имеет позитивную динамику.

Конечно, разговор будет непростой, но мы как полноправные члены МВФ состоим в Фонде не только для того, чтобы платить взносы. В силу сложившихся обстоятельств мы используем это членство, чтобы получить дополнительные кредиты, кстати, под очень низкий процент, и тем самым разрешить некоторые наши сложные экономические и социальные проблемы».

Валерий Гладкий: Кто сказал, что Украине нужно именно $19 миллиардов?

«Я не вижу на сегодня перспектив у Украины получить соглашение о новой кредитной линии по результатам работы в Украине миссии МВФ. С экономической точки зрения Украина пока далека от выполнения требований МВФ – сейчас я не рассматриваю политический аспект. Я не берусь это комментировать – лучше, если это сделает Фонд.

Но, судя по словам Макса Альера на презентации программы экономических реформ, позиция Фонда остается довольно жесткой. Если в прошлом году МВФ спасал всех и вся и «тушил пожары» во всем мире, поскольку кризис был глобальным, то на сегодня ситуация изменилась. Кризис больше не имеет всемирного масштаба, и МВФ занимается «гашением» локальных «пожаров». С этой точки зрения он рассматривает Украину как экономику в зоне риска.

Сегодня экономическая ситуация в Украине временно стабильна. Стабилизация, которая произошла в апреле-мае, произошла благодаря конъюнктурному росту цен, которые сегодня имеют тенденцию снижения. Фонд справедливо считает, что риски остаются.

Кстати, не совсем понятно, сколько денег Украине нужно. По-поему, не 19 миллиардов долларов, а порядка 10 миллиардов».

Виктор Лисицкий: Чтобы получить миллиарды МВФ, надо работать и работать

«МВФ, не только по отношению к Украине, но и в целом в мире, известен как достаточно толерантное и гибкое учреждение. Случаев, когда МВФ хлопал дверью и бросал ту или иную страну на произвол судьбы, всего несколько за последние шестьдесят лет.

Из своего опыта общения с МВФ и Мировым банком я могу сказать, что довольно часто эти люди предлагают компенсаторные методы, подходы, механизмы в случае тех или иных недостатков или невыполнения тех или иных условий. Мне кажется, что МФВ настроен на поиск взаимопонимания. За счет чего это будет достигнуто – другой вопрос.

В том, получит ли Украина поддержку в сфере экономики, очень многое будет зависеть от власти. Все-таки власть, ценой невероятных усилий, зачастую неправильных, все-таки обеспечила радикальное сокращение расходов и заметное увеличение поступлений. Это дает неплохой общий балансовый результат. Сейчас разворачивается борьба с теневой экономикой. Часть из этих предложений вызывает у меня удивление, но то, что власть собирается бороться с теневой экономикой, утешает. Все это видят наши кредиторы.

Программа Президента не предусматривает использования специальных регуляторных мероприятий. Это не может остаться незамеченным МВФ – у них есть постоянные опасения, что создание специальных регуляторных мероприятий приведет к разворовыванию средств, к их неэффективному использованию и возникновению теневых схем.

Я считаю, что в ближайшие месяцы мы получим положительный ответ от МВФ, но нужно еще работать и работать».

«Обозреватель»: Какие последствия будет иметь неполучение кредита МВФ?

Виктор Лисицкий: Нужно будет радикально сокращать государственные выплаты, и не только бюджетной сферы. Нужно будет сокращать и пенсии, и другие социальные выплаты. Это чрезвычайно неприятный сценарий.

Валерий Гладкий: На данный момент времени Украина не нуждается в кредите МВФ, но нуждается в сотрудничестве с МВФ для предотвращения завтрашних рисков. На сегодня национальный баланс пребывает в уравновешенном состоянии. Но следует учитывать, что инвесторы ориентируются на МВФ как на лакмусовую бумажку, свидетельствующий о том, что экономика пребывает в прогнозированном состоянии и ожидается, что предоставленные кредиты будут погашены. Если не будут формализированы отношения с Фондом, можно прогнозировать, что нерезиденты, которые сегодня зашли в украинские ОВГЗ в ожидании укрепления обменного курса, примут решение о выходе из Украины. Это приведет к резкому ухудшению платежного баланса, и деньги МВФ сразу же понадобятся.

Антон Филиппенко: Я думаю, у правительства всегда есть вариант В, всегда есть возможности для маневра. Есть возможности других займов на внешних и внутренних рынках.

«Обозреватель»: Кто может дать гарантию, что средства МВФ не будут разворованы?

Виктор Лисицкий: Мы находимся под таким «мелкоскопом», идет такой тщательный мониторинг нашего финансового состояния… Поэтому у меня чрезвычайно большие сомнения, что можно украсть деньги МВФ.

Валерий Гладкий: На вопросы такого рода я ответов не даю. Я считаю такую постановку вопроса несколько некорректной.

Антон Филиппенко: Конечно, МВФ имеет огромный опыт контроля и мониторинга. Опасность я вижу в очень большой доле теневой экономики. Есть опасность того, что часть средств может быт трансформирована в теневой сектор.

«Обозреватель»: Можно ли назвать сотрудничество Украины и МВФ взаимовыгодным?

Виктор Лисицкий: МВФ, образно говоря, научил нас считать деньги. Они рассказали нам, что инфляция и девальвация – разные процессы.

Выгодно ли это для МВФ? Это некоммерческая организация. Это организация, которая должна обеспечивать поддержание стабильности в мире.

Валерий Гладкий: Если брать деньги МВФ и ничего не делать, то это, наверное, невыгодно, поскольку мы увеличиваем свои долговые обязательства, которые рано или поздно все равно придется выполнять.

Что касается Фонда, то он свои деньги вернет в любом случае. Средства, которые получает страна, гарантированы к возвращению. Даже в случае дефолта эти обязательства реструктуризируются и возвращаются.

Я считаю, что Украина не использует все преимущества сотрудничества с МВФ. В прошлом году деньги МВФ в конце концов попали в Россию в виде оплаты за газ, увеличили затраты бюджета на обслуживание долгов. Таким образом, в прошлом году сотрудничество с МВФ было невыгодно Украине. Будет ли выгодно в этом году? Это будет зависеть от того, что украинская власть будет делать для того, чтобы получить деньги МВФ, что она сделает для того, чтобы снизить зависимость от внешнего финансирования.

Ответы на вопросы читателей смотрите здесь

Читайте также:

Украине не нужны деньги МВФ

Смотрите тематические видеосюжеты:

МВФ будет стабилизировать гривню

Украсть деньги МВФ невозможно

Украине не нужны деньги МВФ

Как МВФ учил украинцев деньги считать