Перестаньте дергать нас за язык!

714
Перестаньте дергать нас за язык!

Однажды в интервью пятому каналу Украинского телевидения народный депутат, а ныне еще и экс-кандидат в президенты Инна Богословская в очередной раз возмущенно заявила, что на Востоке и Юге страны преследуется русский язык, что, соответственно, подавляет душу народа и его культуру. Душу и культуру какого народа, правда, не потрудилась обьяснить.

Эпатажность мадам Прошуслова уже никого не удивляет. Дорываясь до микрофона, она, не подбирая выражений, бурно дизентерирует даже ей самой не всегда понятными политическими сентенциями, а чтобы оградить себя от неудобных вопросов говорит так долго и напористо, что даже закаленный капитан свободного плавания из одного телеканала в другой Савик Шустер неспособен ее унять. И, понятное дело, в состоянии экзальтации можно такое сказануть, ну ... будто в лужу выдохнуть. А посему ее заявление я поделил на пятьдесят два и забыл напрочь.

Но вспомнить таки пришлось. В одном из своих предвыборных выступлений другой претендент на верховную власть в стране Виктор Янукович высказал свое возмущение принудительной украинизацией Украины! Представьте себе, как бы восприняли немцы протест политического деятеля против германизации Германии. Можно было бы отнестись к высказыванию главного регионала снисходительно (кто как дышит, так и пишет), если бы это не было позицией человека, претендующего на роль вождя нации.

Насколько мощно культивируется бацилла антиукраинизма, я ощутил, навестив своих близких родственников в Одессе. И что вы себе думаете? Таки да! На мой вопрос, чем живет наш солнечный город у самого синего моря, моя сестра ответила: боремся за русский язык.

- Что случилось с великим и могучим в суржиковой Одессе? - спрашиваю.

- Подавляют. А в садиках и школах вообще украинский язык навязывают в принудительном порядке.

- Подожди. Разве плохо, что детки с малых лет постигают язык и историю своего народа? Ты ведь и сама с деда-прадеда по обоим родительским ветвям – этническая украинка. Однако всю жизнь ты говоришь по-русски. Скажи мне, кто-либо, где-либо и когда-либо упрекнул тебя за это?

- Нет.

Эти вопросы – кто, где, когда? – я могу повторить при огромном стечении народа. И пусть бросит в меня камень тот, кто сможет ответить на них утвердительно.

Под непрекращающийся скулеж о притеснении русского языка в Украине на бытовом уровне царит повальное русскоязычье. Как, впрочем, и в госчиновничьей среде, что вообще противозаконно.

Показателен в этом серый кардинал Партии регионов Николай Азаров, длительное время занимавший лидирующие посты во властных структурах. За многолетнее пребывание в родственной языковой среде он так и не смог осилить украинский язык. Если это от умственной ущербности, то какой ты тогда лидер? Если же из-за презрения к руководимой тобой нации, то чей ты лидер тогда? Поучился бы хоть у своего воспитанника и партийного преемника Виктора Януковича, который не только сумел до минимума сократить получасовые паузы между словами, но и на вполне пристойном украинском излагать свои мысли. Молодец! Быстро учится. А среди побудительных факторов его стараний просматриватся, на мой взгляд, несколько важнейших.

Ну, во-первых, политическому деятелю такого масштаба нехорошо превращать каждый свой спич в клоунаду, как это постоянно делает мэр столицы. Во-вторых, какими бы географическими векторами не манипулировали политические мошенники, факт остается фактом: электорат даже того же востока и юга страны в основном составляют этнические украинцы, помнящие имя свое.

И еще. Виктор Федорович, безусловно, знает (кухня-то одна!), что рачители двуязычья лукавят, требуя придать русскому языку статус государственного. Они умалчивают, что в странах с несколькими государственными языками госслужащие в совершенстве должны все их знать, дабы не держать армию переводчиков. Так что разным азаровым там не светила бы даже самая захудалая чиновничья должность.

Но вместе с тем мы должны с отчаянием и грустью признать, что длительное время прививаемый нам комплекс голохвастовщины (мол мы тоже «не то, чтобы как», могем, типа, и по городскому) на рефлекторном уровне срабатывает мгновенно, как только к нам обращаются на русском языке.

Уж на что нормальные люди, скажем, Арсений Яценюк, Владимир Литвин, но и те – туда же. Только в сессионном зале или во время пресс-конференции им задают вопрос на русском языке, они сразу же начинают «Что?кать и «Как?ать, отлично зная, что собеседник или оппонент не только его понимает, но и сам превосходно украинским языком владеет. И ответы этих уважаемых людей звучат не только комично с фонического восприятия, но и унизительно – с морального. Я коснулся в этом примере нескольких персоналий лишь потому, что до этого они опускаются намного реже других. Умные ведь и гордые люди. Что же нам тогда говорить о простом (кстати, что это такое?) народе?

Ну, и совсем уж плохо с нашими звездами – визитными карточками национальной славы.

Простой яготинский парень Андрей Шевченко на круглом футбольном мяче вьехал в мировое звездное пространство. От головокружения сразу же начисто забыл родной язык. И вспомнить его, кажется уже не сможет никогда. Даже в разговоре с мамой. Трудно, артикуляция уже не справляется. Другое дело – итальянский. «Уно, уно, ун моменто» - и порядок: пицца – перед тобой. И ума никакого не надо – начинка любая подходит.

Другой конкретный пацан тоже принципиально не говорящий на родном языке – Андрей Данилко, он же Верка Сердючка, полагающий, наверное, что кажется умнее, когда общается на языке русском – повез на "Евровидение" забойный национальный хит. Да так «зибенул» им по мозгам просвещенной Европы, что там до сих пор пытаются выяснить, что значит в переводе с украинского словосочетание «ай лю-лю».

К счастью, могу утверждать, что таких унизительных примеров не так уж и много. Можно назвать миллионы имен с блестящей мировой репутацией, носители которых cвои величайшие достижения и открытия представили миру в обрамлении родного языка.

Ну а что – русский язык? Не надо его унижать. Ни в чьей защите он не нуждается. Богатый и прекрасный, сколько светлого, мудрого, вечного вложил он в души не одного поколения нашего народа. Поэтому он жил, живет и будет жить в Украине. Но на господствующее положение в нашей стране он права иметь не может. У этого языка есть свой дом и своя колыбельная. А Украина при введении двуязычия однозначно потеряет и то, и другое, и даже имя свое.

Украинцы за годы независимости почувствовали себя нацией. Нация вспоминает родной язык. И не пытайтесь раздвоить язык проснувшейся собаке. Мало не покажется никому.

Это не угроза. И даже не предупреждение. Это – совет: не дергайте нас за язык, пожалуйста! Ибо к добру это не приведет.