УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В России Тимошенко призналась в преступлении (ЭКСКЛЮЗИВ)

В России Тимошенко призналась в преступлении (ЭКСКЛЮЗИВ)

В Киеве прошла презентация фильма «Украденный попкорн» американского режиссера Бретта Аллена. В декабре 2009 года документальный фильм о мошенничествах бывшего премьер-министра Павла Лазаренко и причастности к этому главы кабмина Юлии Тимошенко показали в Лос-Анджелесе. Теперь фильм представлен на суд украинскому зрителю.

Почему Украину разъедает коррупция? Как сколотили свои состояния Лазаренко и Тимошенко? Почему народ следует за вороватыми политиками? Сотрудники американской прокуратуры, ЦРУ, журналисты и политологи дают самые подробные ответы на эти вопросы…

После презентации мы пообщались с Николаем Обиходом – бывшим заместителем Генерального прокурора Украины, человеком, который в начале 2000-х годов возглавлял расследование махинаций Юлии Тимошенко.

- Николай Сергеевич, что вы можете сказать о фильме «Украденный попкорн»?

- Хочу отметить профессионализм и независимость авторов. Вместе с тем не могу не указать, что работа американских документалистов не стала для меня каким-то откровением. Все факты, которые были представлены в американском суде, давно известны и у нас, в Украине. Однако по политическим мотивам в нашей стране дело Лазаренко-Тимошенко было развалено.

- В чем, по-вашему, важность американского фильма для украинской аудитории?

- Это второй случай в истории США, когда был осужден бывший премьер-министр одной из крупнейших стран Европы – Украины. Первым стал панамский диктатор Мануэль Норьега. Украина оказалась в списке самых коррумпированных стран, а бывший премьер-министр Павел Лазаренко вошел в десятку самых коррумпированных политиков. Американское правосудие тщательно исследовало дело Лазаренко и лишь подтвердило то, к чему в свое время пришла следственная группа прокуратуры Украины, которую я курировал. Более того, по понятным причинам за пределами внимания американского правосудия, и, соответственно, презентованного фильма осталась большая часть исследованных следственной группой деяний в Украине, являющихся подводной частью показанного в фильме айсберга.

Фильм – это своеобразный упрек украинскому обществу, всей нашей правоохранительной системе, которая оказалась неспособна довести дело Юлии Тимошенко до логического конца. Хватило всего лишь одной подписи Генпрокурора, чтобы пошел насмарку труд десятков следователей, всей следственной группы по скандальному делу Юлии Тимошенко.

Отмечу, что российским следственным органам хватило духа все-таки довести до конца дело в отношении Юлии Тимошенко. В 2005 году уже после пребывания на посту премьер-министра, она все-таки была вынуждена встретиться с российскими прокурорами, с тем, чтобы ее исключили из списка самых разыскиваемых обвиняемых. Как вы знаете, Юлия Владимировна в свое время удостоилась от Интерпола чести попасть в список с красным углом, куда попадают фигуранты самых скандальных дел. В итоге, как всем известно, она обратилась в российскую прокуратуру с письменным заявлением о своем согласии на прекращение по нереабилитирующим основаниям уголовного дела по ее обвинению в соучастии в даче взяток высокопоставленным чиновникам Минобороны России за содействие корпорации ЕЭСУ. То есть за истечением срока давности уголовного преследования. На этом основании уголовное дело против нее было прекращено. Это значит (и это подтвердил главный военный прокурор России), что она признана лицом, совершившим преступление, с чем она согласилась, но освобождена от ответственности за давностью.

Заметьте, что в других странах расследование деяний Юлии Тимошенко в бытность ее главой ЕЭСУ заметно продвинулось. А у нас в Украине было развалено.

- Но и Тимошенко, и Пискун говорят о законном закрытии дела?

- Да, они очень любят рассказывать о решениях Верховного суда Украины о прекращении уголовного дела. Или же о подтверждении Верховным судом законности и обоснованности этого «исторического» решения Генпрокурора Пискуна. Скажу снова: все это – полный вымысел. Не существует ни указанных решений Верховного суда, ни решений Верховного суда об отмене постановлений Генпрокуратуры о возбуждении против Тимошенко уголовных дел, ни решений Верховного суда о признании решений Генпрокурора Пискуна о прекращении уголовных дел против Тимошенко законными и обоснованными. Что же касается самих решений Генпрокуратуры, определивших судьбу дела и подписанных Пискуном, то я бы советовал ознакомиться с ними всем, кого интересует данная история – это блестящий образец правового пофигизма. Но это уже проблема действующего Генпрокурора Александра Медведько.

Ему достаточно поднять схемы, о которых говорится и в фильме «Украденный попкорн». Американская юстиция, так же как и наша следственная группа, проследила все пути прохождения денег. Связи Тимошенко и Лазаренко прослежены с 90-х годов, когда Павел Лазаренко в качестве вице-премьера правительства Украины стал курировать энергетическую сферу и помог корпорации «Единые Энергетические Системы Украины» получить монопольное право на поставки природного газа из России в ряд регионов Украины. Американские эксперты признали: газ продавался по ценам, которые позволяли закладывать в его стоимость 50-процентные откаты Лазаренко, которые вынуждены были из своего кармана оплачивать украинские предприятия и граждане. Миллионные суммы корпорацией ЕЭСУ выводились из Украины, прокручивались в банках Лондона и Кипра, после чего эти деньги получал Лазаренко.

- Сторонники Тимошенко наверняка увидят в фильме политический подтекст, мол, его создатели явно льют воду на мельницу ее конкурентов в избирательной кампании.

- Если фильм представлен во время предвыборной кампании - это вовсе не означает, что он является продуктом избирательных технологий. По сути, это серьезный укор нашей правовой системе, нашему обществу. В фильме говорится об этом. Государственный обвинитель Марта Борщ в первую очередь занималась сбором доказательств, а не избирательными технологиями. Цель стояла одна – не допустить превращения США в убежище для коррумпированных политиков из других стран. Ведь в Америке тоже когда-то процветала коррупция. Потом Эдвард Гувер создал ФБР. Высокая зарплата и льготы гарантировали, что вирус коррупции не проникнет в это ведомство. Задача была выполнена.

В Украине такой структуры нет, хотя она необходима, и в ней должны работать преданные государственным интересам люди, которых невозможно подкупить.

- Но если эти связи Лазаренко и Тимошенко доказаны, почему же они тогда исчезли из судебного приговора Лазаренко, а Юлия Владимировна по какому чудесному стечению обстоятельств не разделила его судьбу?

Я лично считаю, что в данном случае сработала определенная надежда американцев на то, что фигура Тимошенко на том этапе развития украинского общества несет положительный заряд – вспомните время, когда американский судья вынес решение о недостаточности данных американской прокуратуры для рассмотрения вопросов, связанных с отношениями Лазаренко-Тимошенко-ЕЭСУ. Ведь это был май 2004 года – преддверие «оранжевой революции», в роли одной из вождей которой так своевременно для себя оказалась Тимошенко. И эту причину сложно прикрыть юридической словесной казуистикой. Ведь сама Марта Борщ, кстати, осталась несогласна с таким «техническим» решением суда. Но благие намерения и ожидания американских политиков, как это профессионально передано авторами фильма, не оправдались, подтверждением чему служат сегодняшние реалии в Украине и разочарование американских граждан в «оранжевых» лидерах.

Вопрос еще и в следующем – в США собран колоссальный массив информации. Американцы передопрашивали свидетелей в разных странах мира, не только в Украине, повторно изымали документы, получали сертификаты от компетентных лиц и учреждений о достоверности этих документов. В России также собраны многочисленные материалы уголовных дел. Генеральная прокуратура Украины располагает огромным количеством фактов. Имеются и свидетельские показания из разных стран. Казалось бы – мы сами, у себя в стране должны были разобраться в деле Тимошенко. Зачем уповать на то, что кто-то сделает за нас нашу работу? Но росчерком Генерального прокурора Пискуна работа следователей за несколько лет была перечеркнута.

- Давайте определимся с понятиями: для американской юстиции Тимошенко все-таки свидетельница или сообщница?

- Марта Борщ в фильме прямо назвала ее соучастником преступного сговора.

- Вы не видите противоречия в том, что Юлия Тимошенко с одной стороны предстает как «проамериканский» политик, а с другой стороны именно в США прозвучали слова о ее коррумпированности?

- Действительно, эксперты признают, что многие политики Америки, например Мадлен Олбрайт, встречались с Тимошенко. Они рассчитывали, что благодаря Тимошенко Украина встанет на путь демократии. Но в фильме есть хорошие слова прокурора об «оранжевой революции». О том, с каким воодушевлением он ее встретил. Однако столь же быстро пришло разочарование, когда они увидели, что, придя к власти на волне обещаний бороться с коррупцией, оранжевые власти забыли о народе и занялись своим бизнесом.

Думаю, что и сами американцы уже разочарованы своим выбором и справедливо задают вопрос: если мы знаем, каким должен быть хороший лидер, так почему люди зачастую идут за плохими? Почему люди забывают о прошлом своих руководителей? Почему они, как овцы, слепо следуют туда, куда их ведут?

Трейлер фильма "Украденный попкорн":

Презентация фильма "Украденный попкорн":