Днепропетровский телеканал под ударом рейдеров

Днепропетровский телеканал под ударом рейдеров

Все минувшие выходные, начиная с пятницы, коллектив и руководство 34 телеканала провели в ожидании силового захвата. Телевизионщики были вынуждены выходить в эфир, находясь практически в состоянии осады. Силового вторжения в помещения телеканала, по мнению юридических экспертов, следует ждать в любую минуту. Поводом для него может стать появившийся на свет протокол собрания акционеров, якобы состоявшегося 20 ноября.

НА НЕТ – И ПАКЕТА АКЦИЙ НЕТ

Телеканал лихорадит уже более двух недель – с момента резкого обострения борьбы за 36 процентов акций, принадлежащих руководству телеканала – Евгению Надиону и Владимиру Белому. В роли атакующей стороны выступила кипрская компания «Arrowdeal Investments Limited», контролируемой народными депутатами Украины от БЮТ Михаилом Соколовым и Гарегином Арутюновым. Сама же предыстория конфликта восходит к более раннему периоду.

По имеющейся информации, еще 7 марта прошлого года экс-губернатор области, ныне покойный Виктор Забара отправил всем держателям акций ЗАО «Телевизионная служба Днепропетровска» письма с предложением купить его пакет. Евгений Надион и Владимир Белый сразу отказались от покупки, а городской совет в установленный законодательством 30-дневный срок решение вообще не принял. И 7 апреля акции перешли к кипрской компании. Все было шито настолько белыми нитками, что протестовать стала не только прокуратура, а и коллеги по депутатскому корпусу (в то время Соколов и Арутюнов являлись депутатами горсовета). Кулуарное хождение предложения о покупке акций, всевозможные проволочки в подготовке решения и создавшиеся финансово-юридические казусы внутри аппарата городского совета, приведших к потере солидного пакета, не могли долго оставаться без внимания «обделенных». Председатель Днепропетровского областного отделения Партии регионов нардеп Олег Царев тогда заявил, что пакет акций ЗАО «Телевизионная служба Днепропетровска» «будет выкуплен городским советом», поскольку «к телеканалу должны иметь доступ все политические силы, представленные в городском совете, а не одна.

В итоге на состоявшейся 26 апреля 2007 года сессии депутаты от Партии регионов и их соратники из «Громады», КПУ, СДПУ(о) и Блока Витренко приняли решение «О приобретении 32% акций ЗАО «Телевизионная служба Днепропетровска» в собственность горсовета. Сумма составляет около 7,5 миллионов гривен.

Михаил Соколов тогда высказался о том, что «незаконное решение городского совета о приобретении 32%-го пакета акций 34-го телеканала даже не вступило в силу». «Мало того, что это решение в целом незаконно, оно еще и принято с нарушением процедуры, поскольку его проект не обсуждался на заседаниях комиссий горсовета, а члены исполкома горсовета сообщали, что это телеканал убыточный» - заявил Михаил Владимирович. При этом пообещал, что если решение о приобретении «акций» начнет выполняться, он готов «оспорить его в суде».

ТРОФЕЙ В КАРМАН, А ПЛЕННЫХ – ЗА БОРТ

Несмотря на столь громкие заявления и обещания сторон, все оставалось на своих местах. Кипрская компания контролировала 32 процента, столько же оставалось у города, остальное – у Надиона и Белого. Видимо, у бизнесменов-политиков до 34-ки просто руки не доходили в период предвыборной борьбы. Заметим: в тот период уровень «рейдерства» в регионе заметно снизился. Но как только выборы прошли, а Соколов с Арутюновым перепрыгнули в парламентские кресла, дела вновь завертелись. Именно в тот период всю Украины всколыхнула афера с поддельными документами, фальсифицированным решением сессии горсовета и подписями должностных лиц, в результате чего город чуть было не лишился своей центральной площади имени Ленина. Попытку оттяпать этот участок городской территории также связывают со сладкой парочкой нардепов-бютовцев.

Чуть позже – новый скандал. На этот раз Арутюнов-Соколов прогремели при захвате ТПЦ «Кировский». И снова: подделка документов, фальсификации, но уже с применением силы. Впрочем, для Михаила Соколова подобные методы не в новинку – он их с успехом использовал около двух лет назад при аннексии крупнейшего печатного издания региона – газеты «Днепр вечерний». Впрочем, о деятельности обоих нардепов немало сообщалось во множестве СМИ. И вот теперь на очереди оказался телеканал.

По словам руководителей 34-ки, со стороны Михаила Соколова и Гарегина Арутюнова полтора года не смолкали предложения продать акции, причем в разной форме. Причем сделано это было до того настойчиво, что Белый с Надионом всерьез обеспокоились. Оказалось, не зря. После своего отказа они попали под столь жесткий прессинг, что всерьез заговорили о возможном захвате предприятия. Сдаваться нардепы не желали. Набравшись боевого опыта в политических баталиях между своими же политическими силами, бютовец с регионалом столь же яростно приступили с борьбе с телеканалом. При этом обрастая союзниками вроде громадовца Загида Краснова – также в прошлом выборном году ратовавшего за передачу канала городу. Формальным поводом для травли руководства тридцатьчетверки стало сообщение о якобы состоявшейся передачи прав третьему лицу. Не предложив это сделать другим акционерам: горсовету и Соколову. Думаю, если бы руководители канала хотели избавиться от акций, то ситуация была бы в точности такой, как и с пакетом Забары. Горсовет благополучно бы «проморгал», а Михаил Владимирович со товарищи стал бы владельцем уже 64 процентов. Чем бы после этого наполнился эфир, Надиону и Белому было понятно: живой пример – СМИ, уже попавшие под контроль Михаила Соколова. Понимал свои перспективы и коллектив телеканала, вставший на защиту занимаемых позиций.

Для показательной порки «неподдающихся уговорам» была созвана 10 ноября внеочередная сессия горсовета. На ней избранники вместо того, чтобы в срочном порядке принимать какие-то антикризисные меры, решать, как облегчить жизнь горожан в тяжелое экономическое время, решали, куда бы подальше отправить Евгения Надиона и как поприличнее отобрать у них акции. В результате решили Надиона от руководства отстранить, ЗАО переформатировать в ООО, а городу вместо 32 процентов «отстегнуть» не менее 41. Представлять интересы города в компании было поручено секретарю совета Александру Тимошенко.

ВОТ ОН ШАРИК…

Получив все необходимые для дальнейшего поглощения телеканала рычаги, Михаил Соколов потихоньку начал избавляться от временных соратников. Так, в Кировском суде (судья, естественно, нашумевшая подобными делами госпожа Васина) депутат горсовета, помощница и доверенное лицо господина Соколова, осуществлявшая до этого надзор над подконтрольными нардепу СМИ Елена Дегтяренко отчаянно пытается опротестовать решение апрельской прошлого года сессии горсовета №16/4 – то самое, в котором город намеревался присоединить себе акции Виктора Забары. Таким образом, происходит попытка вывести из широкого поля зрения общественности саму кипрскую компанию, откреститься от регионала Царева и громадовца Краснова, как отцов-основателей решения. Поставив под вопрос легитимность решения сессии, «киприоты» получат возможность далее играть более уверенно – в том числе и в контринтриге против Царева.

Теперь непосредственно о том, что дало основание утверждать о реальности силового захвата. Спустя 10 дней после вынесения сессией такого «необходимого» решения, на свет появился датированный 20 ноября «Протокол №20/11/2008 внеочередного собрания акционеров АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска». Согласно его содержанию, в собрании участвовали: управление коммунальной собственности горсовета в лице Александра Тимошенко, компания «Arrowdeal Investments Limited» в лице Сергея Кобы и некий Игорь Горобец. Было единогласно принято предложение представителя кипрской компании прекратить АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска» путем превращения в ООО с тем же названием, закрепив за горсоветом не менее 41 процента уставного капитала. Единогласно было принято решение о создании ликвидационной комиссии, возглавить которую поручили Игорю Горобцу, как «независимому специалисту в сфере ликвидации юридических лиц». Именно он уполномочен «принять в свое ведение имущество АОЗТ». Согласно протоколу, в трехдневный срок ликвидаторы должны принять в свое распоряжение печати, штампы, документацию АОЗТ, ключи от служебных и других помещений, материальные ценности, наличные средства и т.п. Они же должны обеспечить контрольно-пропускной режим, провести инвентаризацию активов и обязательств АОЗТ. При этом происходит перерегистрация в госреестре прав лиц, указанных в протоколе. Установлен срок ликвидации – 2 месяца. Что же касается работников АОЗТ, то ликвидаторов уполномочили их уволить.

А ЭТО ВЫ ВИДЕЛИ?

Можно ли считать сей протокол серьезным документом, имеющим юридическую силу? Давайте посмотрим с точки зрения закона. Акционер, владеющий более 10 процентами акций, имеет право обратиться в правление акционерного общества с заявлением о проведении внеочередного собрания. Согласно уставу, правление в 20-дневный срок рассматривает это заявление и либо удовлетворяет пожелание акционера, либо отказывает. Приняв решение о проведении внеочередного собрания акционеров, правление обязано через официальные печатные СМИ объявить о проведении, далее – известить регистратора о необходимости отправки уведомлений акционерам и, наконец, непосредственная рассылка уведомлений. Между этими процедурами и самим собранием должно пройти не менее 45 дней. Если же правление отказывает акционеру, владеющему более 10 процентами акций, в проведении собрания, то этот акционер имеет право сам запросить у регистратора реестр для самостоятельного уведомления акционеров. При этом также нужно проводить рассылку с уведомлением, а также обеспечить сообщение в официальном печатном органе. И опять-таки 45-дневный срок должен быть выдержан.

В нашем случае: 10 ноября принимается решение сессии горсовета о рекомендации провести собрание акционеров, а уже 20 числа без публикации, уведомлений и регистратора проходит собрание. Таким образом, полностью нарушены порядок и процедура созыва данного собрания. И акционеры, чьи права нарушены, вправе добиваться их восстановления в судебном порядке.

Множество нарушений содержит и сам протокол собрания. По нескольким статьям Уголовного кодекса уже сейчас можно возбуждать уголовные дела. Это фальсификация, скорее всего, подделка документов и превышение должностным лицом своих должностных полномочий. Было принято решение создать ООО, в котором доля городского совета будет составлять не менее 41 процента уставного капитала. На самом деле горсовет владеет 32 процентами. Есть и другие акционеры. При реорганизации в ООО горсовет отбирает их долю – 9 процентов. Это чистой воды нарушение закона. Тут возможно применить статью, предусматривающую ответственность за завладение чужим имуществом.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ

Знал ли это секретарь горсовета Александр Тимошенко, ставя свою подпись под протоколом? Если да, то насколько серьезными должны быть мотивы, чтобы рисковать попасть под уголовное преследование! Конечно, возможно, чиновника просто подставили, приказав расписаться? В таком случае он должен был, разобравшись, как минимум, заявить протест, принять предложение ряда СМИ сделать соответствующее заявление, обратиться, наконец, в правоохранительные органы. Или имеет место подделка подписи? Не слишком ли часто «подделки» подписи секретаря горсовета Тимошенко фигурируют в делах, связанных с «шалостями» Михаила Соколова и Гарегина Арутюнова?

Тем не менее, несмотря на всю абсурдность и неграмотность протокола, незаконность действий в отношении руководства телеканала, введение в заблуждение депутатского корпуса и общественности региона, успех рейдеров не исключен. Слишком частыми были прежние победы, достигнутые реализацией одной и той же схемы. И сегодня по отношению к собственникам телеканала совершается все та же целая цепочка преступлений: отстранение руководства – незаконное собрание акционеров – нелегитимное решение собрания – ликвидация предприятия – реорганизация – создание нового под новых хозяев.

На данном этапе для рейдеров самое важное – зайти на предприятие. После этого преград для преступления уже не будет. Поэтому, понимая что последует за силовым вторжением, сотрудники телеканала, его руководство продолжает удерживать свои позиции. Общественность Днепропетровска выступила в защиту коллектива «тридцатьчетверки». С утра субботы на канал приезжали известные общественные деятели, политики, представители СМИ и профессиональные юристы для того, чтобы поддержать коллектив и руководителей канала, а также, чтобы не допустить силовой захват. Также в эфире 34 канала прошел большой общественный телемарафон, в ходе которого каждые полчаса известные в городе люди высказывали свою позицию относительно происходящих вокруг телеканала событий.

PS. Пока данный материал готовился к выходу, стало известно, что трудовой коллектив 34 канала объявил голодовку в знак протеста против рейдерских действий со стороны народных депутатов Михаила Соколова и Гарегина Арутюнова.