УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Из-за Тимошенко российский газ может еще подорожать

Из-за Тимошенко российский газ может еще подорожать

Константин БородинВ последнее время всех волнует газовая тематика. Чего стоит, например, только заявление Алексея Ивченко о банкротстве НАК «Нафтогаз-Украины». Экс-председатель «Нафтогаза» заявил, что компания отказывается подавать кредиторам финансовые отчеты, а это означает технический дефолт, который автоматически приведет к реальному дефолту. Причины отказа «Нафтогаза» от аудита, по словам Ивченко, заключаются в том, что по показателям 2006 года «Нафтогаз» является банкротом. «Сознательно «Нафтогаз» не проводил аудит, чтобы не демонстрировать долги», — уверен Ивченко. Дефолт «Нафтогаза» приведет к тому, что в счет долгов от Украины будут требовать отдать газотранспортную систему. (ГТС).

Чтобы прояснить ситуацию с возможным банкротством компании «Нафтогаз», выяснить, насколько оправдано беспокойство «Газпрома», по поводу пересмотров газовых договоров России и Украины, задекларированное Юлией Тимошенко, мы обратились к пресс-секретарю Минтопэнерго Константину Бородину.

Скажите, Константин, насколько оправданы высказывания Алексея Ивченко о банкротстве «Нафтогаза»?

Я полагаю, что заявления господина Ивченко не имеют ничего общего с реальной действительностью, они циничны и аморальны. Массу долгов «Нафтогаза» наделал именно Ивченко. Я умолчу о профессионализме этого эксперта. За период своей финансово-хозяйственной деятельности господин Ивченко привлек более $1млрд. кредитов, за которые «Нафтогаз» рассчитывается до сих пор. В то время как компания не нуждалась в дополнительном привлечении средств.

Кстати, в свое время, Ивченко не рассчитался за растаможку газа, и это составило большую часть долга. Компании не грозит банкротство, это плод больной фантазии Ивченко. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что Юрий Бойко в свое время вывел компанию на мировые рынки, а Ивченко взял и вошел в двери, которые ему открыл Бойко. Бойко долгое время создавал репутацию компании, выпустил евробонды, что прибавило «Нафтогазу» доверия зарубежных инвесторов. А простите за нескромный вопрос: что полезного для отрасли сделал сам Ивченко, кроме того, что загнал ее в глухой угол?

Кстати, хотелось бы акцентировать внимание читателей на интересном нюансе: за 2007 год «Нафтогаз» не привлекал кредитов, а только обслуживал старые займы, привлеченные, кстати говоря, именно Ивченко совершенно безосновательно.

Виктор Ющенко и Юрий Бойко. Фото УНИАН

Не следует забывать и про отношения с «Газпромом», которые накалила в свое время так называемая «оранжевая власть». Приложил руку к этому процессу и Ивченко. До определенного момента Россия, фактически, дотировала Украину в газовом вопросе. Но после демонстративно категоричного поведения правительства Тимошенко, «Газпром» решил расправить плечи, и показать, кто в доме хозяин. В итоге проиграла украинская экономика.

Ни для кого не секрет, что русские по большому счету от нас отказались, утомившись от постоянных изменений правительств и политических курсов. Они взяли на вооружение лозунг, что теперь вы живите, как хотите, нам надоело вас субсидировать.

А как вы относитесь к недавно озвученным опасениям представителей «Газпрома» о возможном пересмотре газовых договоренностей между Украиной и Россией?

Я вполне разделяю позицию руководства российского «Газпрома». Их опасения оправданы. Во-первых, международные договора можно пересматривать только после окончания срока их действия. Если же их разрывают досрочно, обиженная сторона может обратиться в международный суд. Огульная инициатива Юлии Тимошенко, которую она озвучила сразу после оглашения новой цены на поставляемый из России газ, ничего хорошего Украине не принесет. В качестве примера могу привести ситуацию, которая возникла 4 января 2006 года, когда правительство Юлии Тимошенко инициировало пересмотр газовых договоров. Тогда была разорвана корреляция цены на российский газ и его транзит, которая уравновешивала схему поставок газа и уберегала Украину от его необоснованного подорожания. Что же произошло потом? «Газпром» после разрыва договора навязал Украине новую цену на газ. Не факт, что сейчас, в случае попыток отдельных политических лидеров пересмотреть достигнутые договоренности, мы не получим новую, более высокую цену на газ. Так что я бы не советовал отходить от достигнутых договоренностей и пытаться ухудшить ситуацию.

В СМИ появились публикации, в которых на разный лад обсуждают выводы Еврокомиссии о том, что если Украина не инвестирует в развитие собственной газотранспортной системы (ГТС) 2,5 млрд. евро, то в Европе будут вынуждены поддержать строительство газопроводов в обход Украины.

На самом деле озвученные выводы Еврокомиссии полностью совпадают с позицией «Нафтогаза» и не несут в себе ничего страшного. Мы не раз озвучивали тезис о реинвестициях прибыли в ГТС, и то же самое подтвердили зарубежные эксперты. Но для вложения денег в собственные газопроводы и газораспределительную систему для «Нафтогаза» необходимо снизить налоги, уменьшить налоговый пресс. Нам хотят помочь установить новую систему контроля за газопроводами, удешевить расходы, что соответственно поможет увеличить прибыль от транспортировки газа. Речь идет не о банальном ремонте ГТС, а о новом подходе к ее управлению. Кстати, хотелось бы отметить, что украинская ГТС находится в лучшем состоянии, чем российская, учитывая климатические условия в России.

Фото ЕРА

Европа же стремится диверсифицировать поставки газа, и в этом нет ничего страшного. Весь газ не пойдет в обход Украины. Мы бы тоже хотели диверсифицировать поставки нефти, но не выходит. Во-первых российская нефть — самая дешевая, а во-вторых она находится ближе всего, учитывая транспортную составляющую она самая выгодная по цене. Но для обеспечения энергетической безопасности, неплохо было бы иметь другие источники поставок, например, той же азербайджанской нефти.

Не следует забывать и про давление на «Нафтогаз» налоговой администрации: со 100 грн., которые заходят на счет, мы платим 30 грн. налогов. И в свете хронических неплатежей потребителей за газ на компанию падает большая финансовая нагрузка. Нельзя душить «Нафтогаз» налогами. Которые в свое время повысила именно Юлия Владимировна.

Для того, чтобы «Нафтогаз» мог нормально работать и реинвестировать средства в ГТС необходимо сократить налоги до 11-13%. Тогда компания сможет нормально работать и развиваться. Для справки, в прошлом году «Нафтгаз» заплатил налогов больше чем вся металлургическая промышленность, «Укртелеком» и «Укрзализныця» вместе взятые. Так что нельзя сначала обложить предприятие налогами, а потом требовать от него эффективной работы.

И напоследок, хотелось бы отметить, что все равно у Украины есть дисконт в 150-160 долларов, по сравнению с европейской ценой на газ. Так что бить во все колокола преждевременно.