УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Мороза с воза — Юле легче!

Мороза с воза — Юле легче!

Поступок Александра Мороза, сделавший возможным реванш «регионалов» в 2006 году, приведший к острейшему политическому противостоянию в стране и вызвавший крайне негативные эмоции у многих украинцев, стал главной причиной поражения СПУ на нынешних выборах. Высказывания о двуликом Янусе в адрес лидера СПУ со стороны части его бывших соратников, представителей оппозиции и Президента Ющенко дали на выборах 30 сентября ожидаемый результат.

Оценочные метаморфозы

«Предатель», «изменник», «Иуда» — такие и подобные прозвища в сочетании с именем Мороза заполнили информационное поле Украины в первые же дни после формирования летом прошлого года парламентского альянса КРС. Существенно приложился к созданию данного клише бывший много лет «правой рукой» лидера социалистов Иосиф Винский. Сколько могли, подсобили в деле описания «ганебного вчинка» Мороза политики из БЮТ и «Нашей Украины». Юлия Владимировна, в частности, рассказывала в парламенте о «шелесте купюр», а «бютовец» Ляшко даже поинтриговал магнитофонной записью, якобы доказывающей факт подкупа «регионалами» Мороза за $300 млн. Хотя, как известно, это оказалось мыльным пузырем.

Затем разговоры о продажности спикера несколько поутихли. Виновником провала демократической коалиции политики, журналисты и общественность все реже стали называть Александра Мороза, переводя свои взгляды в этом плане с него на руководство «Нашей Украины» и лично Виктора Ющенко.

Дело в том, что многие ожидали после «блицкрига» Мороза дальнейших его поступков, подтверждающих крамольность намерений главного социалиста — как то: марионеточное заискивание перед «регионалами» и правительством Януковича, отказ от некоторых программных положений СПУ в угоду новым политическим партнерам, «наезды» на бывших соратников и оппозицию, и т.п.

Однако ничего подобного в 2006 году не происходило. Глядя на Александра Мороза и вслушиваясь в его слова во время многочисленных выступлений, многие видели, что он нисколько не похож на человека, «не знающего, куда глаза девать». Мороз, напротив, не юлил и, похоже, был убежден в своей правоте. Аргументы, приводимые главой СПУ в оправдание своих действий, не казались чересчур надуманными или слабыми.

Сие обстоятельство со временем вынуждена была признать, вероятно, значительная часть украинского политбомонда. Пример тому — ремарка Юрия Луценко с трибуны Верховной Рады. Когда бывший социалист накануне своей отставки с поста главы МВД громко стукнул дверью, обвинив в коррупции поименно многих «регионалов», и при этом, заявив не только о своем вливании в ряды оппозиции, но и о надежде увидеть аналогичные действия в будущем от Александра Мороза. Хотя перед тем Луценко однозначно высказывался об измене своим бывшим шефом идеалам Майдана в связи с образованием «антикризисной» коалиции.

О просчетах социалистов

Поддержка Александром Морозом во втором туре последних президентских выборов кандидатуры Виктора Ющенко была с его стороны вполне логичным поступком. Поскольку победа Януковича означала в тех условиях продолжение эпохи «кучмизма», против которого уже давно боролись социалисты и их лидер. А вот несколько позднее Мороз и другие руководители СПУ допустили если не ошибку, то, как минимум, недальновидность.

После отставки правительства Тимошенко в 2005 году перед Морозом встала серьезная проблема — его (и партии) реакции на произошедший политический кризис. У социалистов был тогда лучший выбор, чем они сделали. Более правильным шагом СПУ в то время стал бы, возможно, выход ее членов из правительства.

Причем, не обязательно сразу (осенью 2005 года). Еще эффектней демарш социалистов смотрелся бы в начале 2006 года, после двукратного подорожания импортного газа вследствие непрозрачного январского соглашения в Москве. Социалистическая фракция в ВР во главе с Морозом смогла бы в таком случае выступить с критикой в адрес правительства Еханурова и Президента Ющенко. Как в связи с коррупционными действиями — в частности, тогдашнего руководства «Нафтогаза», так и в виду ухудшения экономических показателей в конце 2005 — начале 2006 годов. При этом, не бросаясь открыто в объятия к БЮТ.

Результаты парламентских выборов в марте 2006 года показали, что украинский народ весьма остро отреагировал на случившиеся в стране политические катаклизмы. Более ярко это продемонстрировали показатели БЮТ — 22% и НУ — 14% (в то время как на начало избирательной кампании НУ даже опережала БЮТ). Александр Мороз не разгадал таких резких тенденций в настроениях электората. Социалисты получили только 6% на выборах в 2006 году, а могли бы — в два раза больше.

Если бы СПУ отозвало тогда своих министров из правительства и перешло в оппозицию, за эту партию проголосовали бы дополнительно часть из тех, кто поддержал на прошлогодних выборах БЮТ. А еще больше голосов социалисты отобрали бы у Партии регионов, так как у людей на востоке и на юге Украины появился бы серьезный не «оранжевый» и не коммунистический выбор — кроме «регионалов».

Морозные мысли

А вот выход из демократической коалиции и вхождение в антикризисную летом 2006 года своей ошибкой Александр Мороз не признает до сих пор. По его мнению, руководство «Нашей Украины» и почетный глава НСНУ Ющенко вели тогда откровенно нечестную игру, проводя параллельные переговоры с «регионалами». Такие действия «партнеров» не могли не заставить Мороза «держать ушки на макушке». Выдвижение «нашеукраинцами» на пост спикера Петра Порошенко окончательно расставили для главы СПУ все точки над «i».

Если бы состоялась демократическая парламентская коалиция, то она была бы обречена на развал уже осенью 2006 года — объяснял свои действия Мороз. Правительство Еханурова, практически, не повысило стоимость коммунальных услуг для населения, и это вынуждена была бы делать премьер-министр Тимошенко. Что дало бы «убедительную» причину для народного недовольства, критики правительства в ВР и переформатирования парламентской коалиции. Впрочем, повод мог быть найден и любой иной. После чего политическую свадьбу сыграли бы Партия регионов и «Наша Украина».

И от такого «брака» страну ожидали бы не просто нелегкие времена, но и без перспективы скорых перемен. Поскольку цели у членов фракции «регионалов» и большинства депутатов НУ были едины — успешность собственного или опекаемого ими бизнеса. А парламентских голосов у двух этих политических сил оказалось бы предостаточно. К тому же существенную «помощь», если потребуется, им оказали бы часть депутатов из БЮТ.

Именно для того, чтобы в украинском парламенте не случилось такого «гремучего» расклада (Клондайк для олигархов — ящик Пандоры для народа), а СПУ при этом не оказалась на политических задворках, Мороз и пошел на участие в антикризисной коалиции. Так мотивировал главный социалист создание антикризисной коалиции. Добавляя, что СПУ станет действенным тормозом для Партии регионов, если последняя и правительство Януковича начнут переходить в своем поведении за рамки «приличия». А уж тем более, если вознамерятся открыто возобновить административно-криминальный беспредел, чинимый ими же в 2003 и 2004 годах с благословения Кучмы.

И действительно, осенью 2006 года Александр Мороз продемонстрировал «регионалам» свою силу, принципиальность и нежелание дудеть с ними в одну дуду — при голосовании, к примеру, за закон о Голодоморе. Хотя спикер своими поправками, согласованными с Ющенко, практически, и нивелировал главную установку президентского варианта закона: вместо слов «геноцид украинской нации» появилось бессмысленное с юридической точки зрения определение — «геноцид украинского народа». Но не вышло и по-«региональному». А это был явный знак того, что Сан Саныч не согласен играть вторую скрипку в оркестре КРС.

Роковая ошибка лидера СПУ

Если бы в таком же духе Александр Мороз вел и дальше свою игру, то, скорее всего, досрочных выборов в 2007 году, оборвавших его политическую карьеру, и не было бы. Верховная Рада V созыва, хотя и шатко и валко, но отработала бы весь положенный срок.

Однако в конце 2006 и начале нынешнего года парламентская коалиция, а значит, и Мороз, как глава Верховной Рады, допустили ряд серьезных политических просчетов.

Первый из них — это преодоление вето Президента и принятие в союзе с БЮТ закона о Кабинете Министров. Естественно, такой шаг не мог не заставить Виктора Ющенко и его окружение серьезно задуматься. Принятие этого закона не принесло заметных дивидендов правительству и коалиции, зато подтолкнуло юридических советников Президента к активизации по поиску новых методов ослабления Кабмина. Выиграла же от всего этого лишь Юлия Тимошенко, которая, кстати, открыто хвастает перед своими сторонниками, что благодаря именно ее усилиям были назначены досрочные выборы.

Главной же ошибкой Александра Мороза стали его слова в начале 2007 года о 300 парламентариях в коалиции к маю и одобрение политической рокировки депутатской группы Кинаха. Уже не важно, что конкретно имел в виду тогда спикер под своей фразой, но это переполнило чашу терпения Виктора Ющенко, и Указ о досрочном роспуске Верховной Рады в апреле был подписан.

Объясняя причины роспуска парламента, Президент заявил, что вследствие поступка Александра Мороза в 2006 году было искажено мнение народа, высказанное им на выборах. Данный месседж был, естественно, активно использован во время избирательной кампании агитаторами от БЮТ и НУ-НС.

В результате СПУ не преодолел на досрочных выборах проходной барьер, что и сделало возможным формирование коалиции из «помаранчевых» сил. Ведь если бы социалисты набрали 3%, то БЮТ и НУ-НС не получили бы суммарного большинства. И в этом случае вопрос о возможном премьерстве Юлии Тимошенко даже не поднимался бы. Большевики состояли бы, вне всяких сомнений, из фракций Партии регионов, СПУ, КПУ и Блока Литвина.

Так что нужно признать, что в состязании между Морозом и Тимошенко, начавшемся летом 2006 года, выиграла леди Ю. Александру Александровичу уже более 63 лет и по украинскому законодательству он считается человеком нетрудоспособного возраста. Стать же осенью 2007 года политическим пенсионером Морозу, а Социалистической партии уйти (возможно, и навсегда) в область маргинеса, больше других помогла смертельно обиженная им в прошлом году Юлия Владимировна.

фото ВВС Украина«Хотелось бы, чтобы правительство Тимошенко было создано и чтобы оно проработало хотя бы два года», — высказал свое пожелание в четверг (4 октября) в «Голосе Украины» Александр Мороз. Интересно, выскажется ли Юлия Тимошенко в ответ вообще, и будет ли в ее словах хоть немного теплых нот для своего, теперь уже бывшего, соперника?..