Глубокая заМОРОЗка
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

Первый шок после спикериады в формате лево-«регионального» блицкрига прошел. Сегодня многие эксперты признают, что избрание Александра Мороза спикером парламента – неожиданный, но обладающий внутренней логикой шаг. Опытному политику удалось умело конвертировать собственную «золотую акцию» в несколько ином, отличном от ожидавшегося, политическом формате. Впрочем, информированные источники утверждают, что Сан Саныч якобы заручился поддержкой Владимира Путина для принятия предложения от Партии регионов. Если это так, то мы имеем дело с эффективной и хорошо организованной политической спецоперацией против Виктора Ющенко, в которой избрание спикером парламента представителя левых сил – только первый, начальный этап. Украина превратилась в объект геополитической схватки между США и Россией, чем и определяется формат созданной 7 июля в Верховной Раде парламентской коалиции.
После избрания Мороза председателем Верховной Рады ситуацию в стране и положение основных политических игроков можно характеризовать следующим образом:
Президент Виктор Ющенко заметно деморализован, эта политическая игра была определенно «не его», поэтому глава государства колеблется между стремлением распустить парламент и соблазном создать широкую коалицию. Как один, так и другой вариант, чреваты в случае ошибки в их реализации окончательным и преждевременным закатом политической карьеры президента Ющенко. Он пал жертвой собственной пассивности и нежелания воспринимать ситуацию в стране в качестве активного игрока. От Ющенко многие (в первую очередь, носители «идеологии Майдана») подспудно ожидают решительных действий в формате Леонида Кучмы, однако подобные ожидания могут остаться неудовлетворенными. К сожалению, падение президентского рейтинга не привело к активизации Банковой, которая проморгала стремление Александра Мороза самому решить дальнейшую судьбу коалиции. Ситуация «развязанных рук» для Виктора Андреевича нова и непривычна, он не знает, как в ней действовать, поэтому рассчитывать на успешные и энергичные действия главы государства определенно не приходится. Пресловутое внешнее влияние на Ющенко может оказаться неэффективным, поскольку украинские политические реалии заметно отличаются от идеальных условий для наших западных стратегических партнеров. Главу государства ожидает непростой процесс поиска опоры для собственных действий, не исключено, что подставить плечо ему могут национал-демократические силы, если у Ющенко хватит политического мужества объявить себя их лидером.
Спикер парламента Александр Мороз лишился имиджа «морального политика». Возможные досрочные выборы в Верховную Раду могут привести либо к размыванию политической идентичности социалистов, либо к потере ими парламентского статуса, президентские – и вовсе не дают лидеру СПУ никаких шансов. Действия Александра Александровича будут непонятными для левого электората, возможная ставка на использование административного ресурса может не сыграть. Мороз попытается позиционировать себя в качестве «первого рыцаря» парламентаризма, но численность и формат коалиции КПУ – СПУ – Партии регионов вряд ли позволят ему действовать эффективно. Победа Мороза в спикериаде довольно быстро может оказаться пирровой, отныне он будет вынужден соотносить свои действия с необходимостью пресекать и отслеживать возможные антиспикерские комбинации. Лидер социалистов рискует стать заложником необходимости продолжения политической реформы, что может сделать его еще более зависимым от разнообразных ресурсов «регионалов» как его политических партнеров. При этом любой новый политический маневр представляется маловероятным – спикерский «блицкриг» надолго привязал Мороза к Партии регионов.
Последняя выглядит в нынешней ситуации победительницей. Впрочем, очевидность несоответствия интеллектуального потенциала «регионалов» красоте проведенной в парламенте комбинации видна невооруженным глазом. Это только подтверждает версию о внешней «инъекции идеи» «регионалам», которым предстоит развивать свой успех в непростых условиях. Возвращение Виктора Януковича в премьерское кресло должно стать символом реванша за его поражение в президентской гонке, однако морального удовлетворения будет мало. Партии регионов предстоит удовлетворить кадровые амбиции своих соратников, поэтому маловероятно выдвижение на «хлебные» должности возможных перебежчиков из «Нашей Украины» или БЮТ, скорее, для их привлечения будет использоваться только финансовый ресурс (механизм уже якобы отработан на привлечении социалистов). Впрочем, «регионалам» предстоит найти общий язык с Виктором Ющенко и обезопасить себя от роспуска парламента. С другой стороны, публичный статус Виктора Януковича в качестве премьер-министра может в очередной раз поставить ребром вопрос единства и управляемости партийной фракции в парламенте, в которой существуют разные группы влияния. «Регионалы» стремятся вернуться к штурвалу исполнительной власти, но им предстоит и укрепить парламентскую коалицию, дабы не стать жертвами неработоспособности Верховной Рады.
«Наша Украина» практически находится на распутье. Избрание Александра Мороза спикером – опосредованно и результат промахов «нашеукраинцев», не сумевших разглядеть гипертрофированных амбиций лидера социалистов. Многослойный характер пропрезидентского блока и его зависимость от эффективности действий самого Виктора Андреевича заставляет руководителей «Нашей Украины» не спешить с определением и обнародованием своего плана действий. Вхождение в широкую коалицию – один из вариантов, однако не стоит рассчитывать на получение влиятельных должностей в системе власти, «нашеукраинцам» предстоит выступить политическим прикрытием для «регионалов». Оппозиционность – это игра «вторым номером» с Юлией Тимошенко, сопровождающаяся лишением возможности сдерживать ее. Не исключено, что из рядов НСНУ в условиях политического кризиса выделится рафинированно-«оранжевая» сила, которая будет союзной БЮТ и станет еще одним оппозиционным лево-«региональному» союзу политическим игроком.
БЮТ на сегодняшний момент усилиями основных политических игроков выталкивается в оппозицию. Юлия Тимошенко оказалась наиболее деморализованной событиями 6 июля – ее многомесячная борьба за премьерский портфель закончилась жестоким и унизительным поражением. Неслучайно уже на следующий день Тимошенко предложила распустить парламент и объявила о фактическом распаде «оранжевой» коалиции. Юлия Владимировна в нынешних условиях обречена на оппозиционную деятельность, которую она умеет осуществлять эффективно и жестко. Правда, ей предстоит решать проблему сохранения целостности фракции. Вероятно, Тимошенко будет заинтересована в поиске ситуативных союзников и попытается использовать любые возможности для провоцирования роспуска Верховной Рады.
Коммунисты стали «младшими победителями» - впервые за годы независимости они получат шанс быть представленными в правительстве. Очевидно, их выдвиженцы возьмут на себя вопросы социальной защиты. Вхождением в «антикризисную» коалицию КПУ ненадолго продлила собственную политическую жизнь, однако речь вовсе не идет о восстановлении было влияния коммунистов – им вполне может предстоять использование «регионалами» в качестве разменной монеты в торге с «нашеукраинцами».
В сложившейся ситуации в парламенте будет открыта «депутатская биржа», на которой, презрев положение об императивном мандате, будет идти стихийный торг за привлечение новых парламентариев в состав коалиции. Не секрет, что «антикризисная» коалиция практически не отличается по численному составу от коалиции демократических сил, поэтому ей необходимы людские ресурсы, причем для их аккумулирования будут использовать финансовые средства, а не кадровые преференции. Впрочем, ответственные и думающие о собственной перспективе политики определенно не станут принимать скоропалительные решения – ситуация в стране остается неопределенной. Основные решения будут приниматься осенью, когда станет очевидной реальность прогнозов относительно экономического кризиса и вероятность подвижек в парламентской структуре.
Евгений МАГДА, DailyUA