УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Анатолий Гриценко: «Подлых поступков в своей жизни я не совершал»

Анатолий Гриценко: «Подлых поступков в своей жизни я не совершал»

В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос о проведении референдума о вступлении Украины в НАТО. Есть ли необходимость в таком референдуме и вообще, что ждет нашу страну в результате присоединения к Североатлантическому альянсу? Об этом мы спросили главу оборонного ведомства страны Анатолия ГРИЦЕНКО.

Люди не знают всей правды

- По моему убеждению, референдум по вступлению Украины в НАТО - это своеобразная политическая игрушка в руках отдельных политических сил. Решение вопроса по НАТО находится в компетенции Верховной Рады, Президента и правительства. И эти госструктуры свое слово сказали, приняв стратегию отношений с НАТО и Закон «Об основах национальной безопасности Украины», где в качестве стратегической цели определена интеграция в НАТО с перспективой полноправного членства. Кстати, за этот Закон проголосовали и те, кто сейчас инициирует проведение референдума. Всем понятно, почему вопрос о референдуме поднят перед выборами, но и это не помогло: носители идеи «анти-НАТО» в парламент не попали, люди не доверили им управление государством. Из-за плохой информированности нашего общества курс на вступление в НАТО сегодня поддерживает не больше трети граждан. В период президентства Леонида Кучмы общество и власть были в конфликте, поэтому тема НАТО никогда не выходила на первый план. Главное – чтобы граждан честно информировали и чтобы политики не манипулировали общественной поддержкой или неподдержкой на основе полуправды или откровенной лжи. Нам нужно честно и убедительно объяснить преимущества членства в альянсе и разрушить мифы об «агрессивной сущности» НАТО. В ближайшее время будет развернута не агитационная, а нормальная информационная кампания, которая поможет в течение двух-трех лет в корне изменить ситуацию. И я уверен, что к моменту принятия решения о приеме Украины в НАТО украинское общество будет готово поддержать такой шаг.

- И когда же, по вашим прогнозам, будет решаться вопрос о вступлении в НАТО?

- Решение этого вопроса зависит не только от Украины, а в Украине – не только от Минобороны. Мы готовы начать выполнение плана действий по обретению членства в альянсе в сентябре. Если это произойдет, и наша работа будет успешной, то в 2008 году на саммите НАТО может быть принято положительное решение. Страна вступит в переходный период протяженностью 1,5-2 года, и о полноправном членстве можно будет говорить на рубеже 2010 года.

Нам есть, что предложить Европе

- Часто приходится слышать, что отечественный военно-промышленный комплекс после вступления Украины в НАТО и неминуемого в связи с этим разрыва с российской оборонкой потеряет очень многое. Так ли это?

- Категорически не согласен с тезисом о «неминуемом разрыве с российской оборонкой». Все зависит только от того, насколько продукция нашего ВПК конкурентоспособна, технологична и привлекательна. Среди стран НАТО есть такие, ВПК которых не смог предложить ничего интересного для альянса и поэтому сворачивается, в других – он, наоборот, получил импульс для развития. Нашей оборонке есть, что предложить НАТО. Особенно в таких отраслях, как космонавтика, авиапромышленность, судостроение, танкостроение. Все зависит от способности наших отраслей и предприятий изучать рынок, внедрять лучшие решения и устанавливать кооперационные связи. Что же касается отношений с Россией, то сотрудничество россиян с НАТО в политическом и военно-техническом плане продвинулось гораздо дальше, чем у украинцев. Наши северные соседи активно сотрудничают в сфере авиации, космоса и высоких технологий со странами НАТО: Италией, Францией, Германией, США. Если политики беспокоятся о развитии ВПК, создании новых рабочих мест, то проблемы разрыва военных связей между Россией и Украиной не должно быть. Ведь мы тесно «завязаны» в авиастроении, ракетостроении, кораблестроении, в сфере космической техники, где производство без тесной международной кооперации невозможно. Прагматичную позицию в данном вопросе занимает Белоруссия. Ее официальные лица заявили, что, если Украина вступит в НАТО, это не отразится на наших связях в военно-технической сфере.

ГОРЯЧАЯ ТЕМА: Никто не планировал везти «биомассу» на Киев

- Вы были участником печально известной встречи на даче Турчинова, после которой большинство из тех, кто там присутствовал, были отправлены в отставку. Вы же сохранили свой пост. Как вам это удалось?

- Вокруг этой встречи слишком много лжи. Вы знаете, это тот случай, когда я был бы рад, если бы разговор записали на пленку и обнародовали, чтоб не было спекуляций. Мне не стыдно за слова, которые я произнес на той встрече – хотя бы потому, что их же я озвучил на заседании правительства накануне, при желании можно найти стенограмму. Жизнь подтвердила правоту прогнозов – после «пакетной» отставки конфликт не утих, как рассчитывали, наоборот – он перешел в открытую фазу и заполнил все информационное пространство. Это подорвало доверие к «помаранчевой» команде и не способствовало ее консолидации. Результат мы ощущаем и сегодня, при формировании коалиции в будущей Раде. А кто и как потом «доносил» о встрече, пусть это останется на его совести. Президенту доложили, дескать, Гриценко предлагал доставлять на армейских грузовиках «биомассу» для акций протеста в Киеве. Но Виктор Андреевич знает меня не один год, и он знает, что я редко промолчу, если с чем-то не согласен. Но делаю это открыто, глядя в глаза. Я могу быть резким, но подлых поступков в своей жизни не совершал. Так меня воспитали родители, так же я воспитываю и своих детей.

- Готовы ли вы работать в новом правительстве?

- Готов ли я? Думаю, готов. Это моя сфера, я люблю армию и в военной среде чувствую себя комфортно. Все относительно, но, на мой взгляд, в армии меньше лжи и подлости, больше честности и готовности на поступок. Я знаю, что нужно делать на посту министра, и мои инициативы находят поддержку в Минобороны, Генеральном штабе, в войсках.

Буду ли работать в новом правительстве? Это другой вопрос. Если доверят – буду.

КСТАТИ

27 лет в строю

- Служили ли вы в армии, и как складывалась ваша служебная карьера?

- Да, в армии я служил – 25 лет, а если учесть суворовское училище, то 27 лет в строю. В 1979 году окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище, специалист по авиационному оборудованию. Проходил службу в строевой части, затем на преподавательской работе, на штабных должностях в Министерстве обороны. Довелось серьезно заниматься прикладными научными исследованиями. Я возглавлял, а по сути создавал, управление проблем военной безопасности и военного строительства Научно-исследовательского центра Генерального штаба. Руководил, опять же – после создания с нуля, и Аналитической службой Аппарата Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Службу в армии закончил в 1999 году в воинском звании «полковник».