УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Навстречу выборам и конституционной реформе

Навстречу выборам и конституционной реформе

26 марта миллионы граждан Украины отправятся на избирательные участки, дабы отдать свои голоса за симпатичные им политические проекты. До подведения окончательных итогов выборов в виде набранных голосов, процентов и депутатских мандатов еще далеко, зато подвести предварительные итоги кампании самое время.

Хотя в Украине завершаются первые в новейшей истории пропорциональные парламентские выборы, в которых принимают участие партии и блоки, избирательная кампания приобрела строго персонифицированный характер. Субъектам избирательного процесса, по большому счету, так и не удалось доказать избирателям, что между их программами существуют заметные различия, поэтому ставка в предвыборной агитации была сделана на персоналии. Естественно, в отсутствии Виктора Ющенко, не ставшего размениваться на непосредственное участие в парламентской гонке, более приоритетными оказались позиции других публичных политиков. Виктор Янукович, Юлия Тимошенко, Владимир Литвин и другие раскрученные персонажи старательно проталкивают свои политические проекты через 3-процентный барьер. Интересно, что среди вождей фаворитов избирательного процесса – знакомые все лица, за исключением разве только Виталия Кличко, пытающегося обменять чемпионский пояс боксера тяжеловеса на депутатский мандат и/или мэрский кабинет.

Нельзя не отметить, что кампания-2006 оказалась самой дорогой за 14 с половиной лет украинской независимости. Возможно, дело в том, что административный ресурс используется далеко не в таком масштабе, как раньше, поэтому как оппозиционные, так и провластные партии, имеют возможность найти подход к сердцу и голосам избирателя. Для этого нужны и агитационные ролики, и раздаточные материалы. Пропорциональная система выборов позволяет затаиться в проходной части не одному денежному мешку, поэтому средства на агитацию выброшены весьма недурственные. Кстати, объем затрат вольно или невольно подталкивает и политологов к выводам о возможной высокой устойчивости нового состава законодательного органа. Несколько иные выводы, как представляется, должны сделать партийные вожди и «кошельки». Вряд ли им захочется на следующих выборах экстренно вбрасывать весомые суммы в бюджеты политических структур. Придется строить партийные структуры и параллельные с ними молодежные, общественные, профсоюзные организации – читай: выстраивать институты гражданского общества. Кстати, украинским партиям придется сделать непростой выбор: либо добиться очевидных идеологических различий, либо на парламентском уровне обсуждать вопрос о возвращении к мажоритарной системе выборов с тем отличием, что правом выдвигать кандидатов будут располагать только политические партии. Максимально обезличенные партийные фракции, деятельность которых будет усугублена императивным депутатским мандатом, еще вызовут недовольство избирателей.

Охарактеризованная президентом как «неинтересная» кампания свидетельствует, что Виктор Ющенко все еще хотел бы испытывать упоение в жаркой электоральной схватке. Глава государства так и не смирился окончательно с вступлением в силу политической реформы, и логика диалога Банковой с новоизбранным парламентом во многом будет строиться на поиске путей как максимум – отмены, как минимум – модернизации положений конституционной реформы. Не исключено, что и весенние попытки создания парламентской коалиции будут осуществляться с прицелом на дальнейшее препарирование Основного Закона. Правда, у потенциальных президентских союзников в деле пересмотра политической реформы слишком разное видение перспектив дальнейшего ее осуществления, и впрягать в одну упряжку коня и трепетную лань будет непросто.

Политическая реформа, как известно, существенно расширила премьерские полномочия, что позволило БЮТ поднять на знамена лозунг «избрания народного премьера». «Фишка» оказалась красивой и привлекательной, но не слишком жизнеспособной в нынешней ситуации – украинское законодательство не предусматривает возможность первоочередного выдвижения кандидата в премьеры победителем парламентской гонки. Скорее отечественные парламентарии получать шанс обкатать другой, не менее распространенный в Европе, вариант – попробовать дружить против победителя гонки, дабы оттеснить его в ряды оппозиции. Похоже, все больше политиков понимают – конституционное реформирование в авторской разработке Виктора Медведчука оказалось лабиринтом, где за каждым поворотом может поджидать злобный Минотавр.

Похоже, весной 2006-го нас будет ожидать не только спикериада, но и премьериада. Фавориты парламентской гонки сегодня делают воинственные заявления с взаимоисключающим смыслом, но после наступления «часа Х» им придется либо полностью или частично поступиться заявленными принципами, либо уговорить спонсоров избирательных проектов профинансировать еще одну избирательную кампанию. Можно только предположить, насколько сложной будет конфигурация будущих договоренностей, потенциальные участники которых сегодня бравируют собственной принципиальностью.

Нельзя не отметить, что парламентская кампания проходит при опосредованном участии внешнеполитических центров. Например, и газовый, и мясо-молочный кризисы в отношениях с Россией могут рассматриваться как элемент влияния на политическую ситуацию в Украине. Участникам украинских выборов убедительно пытаются доказать, что с Москвой лучше дружить. В свою очередь из Вашингтона раздают не рыбу, а удочки – отменена поправка Джексона – Вэника, подписана договоренность о доступе Украины и США на рынки товаров и услуг друг друга. Любопытно, что только европейские институции, пристально наблюдающие за происходящим в нашей стране, не раздают обещания и преференции, скорее, наоборот.

Итак, уже в ближайшее время мы узнаем расклад сил в новом составе Рады. Тогда-то и выйдет на решающий отрезок переговорный процесс, предполагающий создание парламентской коалиции. Украина же получит передышку на неопределенный срок. При положительном развитии ситуации – до осени 2009 года, если же политики не придут к согласию, то осенью нас может ожидать еще один раунд процесса формирования новой системы власти.

Евгений МАГДА, DailyUA