УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бело-голубые коты Москаля, или Кто подставил Президента Украины?

2,7 т.
Бело-голубые коты Москаля, или Кто подставил Президента Украины?

Столичная власть поздравила луганчан с Новым годом! Луганщина, наконец-то, получила нового первого заместителя губернатора. Им стал Александр Евгеньевич Кобитев, «подання» на которого два месяца «скиталось» по киевским кабинетам, пока, наконец, на него не легла судьбоносная гербовая печать. Узнав о попытках назначить Александра Кобитева первым вице-губернатором Луганщины, а Станислава Крижановского вернуть в кресло главного милиционера области, луганчане, имеющие «помаранчевые» иллюзии, начали смеяться: «И к чему эта конспирация? Сразу возвращали б уже в губернаторы Александра Ефремова, а в Президенты – Кучму!»

Человек, знающий проблемы угольной отрасли

Известие о том, что новый глава Луганской ОГА Геннадий Москаль собирается доверить Кобитеву промышленность и топливно-энергетический комплекс (уголь, выходит, тоже), показалось чем-то превосходящим воображение, убивало наповал, даже несмотря на регулярные кадровые нонсенсы «новой власти». Москаль на первой же пресс-конференции хладнокровно заявил: «Мне все равно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей!» После чего генерал практически сразу же отправил в отставку людей своего предшественника — бютовца Алексея Данилова, сделав ставку на «кошек» бело-голубого окраса.

Местные «комментаторы» от растерянности залепетали: «Его назначение не сопоставимо с принципами Майдана. Мы будем судить о Кобитеве по поступкам. Может, работать в новой команде он будет не так, как в старой».

Откровенно прозвучало лишь резюме центра «Политсоциум»: «Кобитев – это человек, который не понаслышке знает проблемы нашего региона и сможет довести до конца все решения и задумки нового губернатора». О проблемах региона Кобитев, действительно, знает не понаслышке, поскольку одна из главных проблем Луганщины – миллиардные оттоки из угольной отрасли, которые совершались под непосредственным контролем старой областной власти, где одну из первых ролей играл именно Кобитев. «Решения и задумки» нового губернатора можно будет выполнить с успехом – когда Москаль, к примеру, захочет построить выборы-2006 по модели, выведенной господином Ефремовым на выборах предыдущих.

Модель эта, если кто подзабыл, предполагает наличие бейсбольных бит в руках простых донецких парней и повязок на глазах «оборотней в погонах». А теперь от части эмоциональной перейдем к фактам.

Действительно новый Донбасс

В Луганской области, как известно, огромное количество угольных предприятий различных форм собственности. Часть из них после окончания «перестройки» разобрали, порезали на металлолом, затопили (чтобы скрыть в водной пучине отсутствие порезанного на металл или же проданного налево оборудования). А часть сохранилась и дает «стране угля», шахтерам – кусок хлеба с маслом, настоящим хозяевам – сотни миллионов, а перекупщикам – особняки и «Мерседесы».

Для успешного «курирования» угольной отрасли создавались различные бизнесовые структуры, самой интересной, безусловно, является корпорация «Новый Донбасс». Влияние ее было таково, что на паях с облсоветом «новые донбассяне» создавали СМИ, подменяющие собой государственные медиа. Самый серьезный пример: знаменитое ПиСУАР-ТВ – продакшн-студия «ЛОТ» (51% – «Новый Донбасс», 49% – Луганский облсовет), где на прошлых выборах крутили не менее знаменитые «зомби-ролики» – видеоклипы, пропагандирующие насилие и национальную нетерпимость. Контрольный пакет, лишний раз обращаем внимание, приходился на «Новый Донбасс».

В корпорации «Новый Донбасс» ведущие роли играли Александр Кобитев и нардеп Валентин Дзонь. Поскольку в 2000-2002 годах Кобитев был заместителем председателя Луганской облгосадминистрации, а с мая 2002-го по июль 2004-го — даже первым вице-губернатором при Ефремове, ему, как «профи» в угольных раскладах, наверняка, известны описанные ниже ноу-хау «хозяйствования».

Среди «четырехсот относительно честных способов добычи денег из угля» в Луганской области популярностью пользовались следующие. Углеобогатительные фабрики, входившие в ГКХ «Луганскуглепереработка» и ГП «Луганскуголь» фиктивно банкротились и переходили в собственность частных структур, прикрываемых в Луганском доме с шарами или в Донецком заведении подобного профиля. Кроме того, шламонакопители, где хранились гигантские залежи второсортного топлива, признавались бесхозными. К угольщикам приезжали налоговики и указывали на огромные долги (которые висели практически на любом предприятии). Затем имущество бралось в налоговый залог, руководству давались рекомендации признать часть территории «бесхозной», что подкреплялось решениями «ручных» местных советов.

Вот пример 2001-го года. Руководство обогатительной фабрики «Нагольчинская» прислало в отделение налоговой милиции г. Красный Луч справку, что на их балансе не значатся отходы углеобогащения в шламонакопителях № 1 и № 2. И 20 июня 2001 года решением исполкома Антрацитовского горсовета № 191 все это добро признано «бесхозом», а 15 августа 2002-го 1,98 млн. тонн шлама были проданы ООО «Луганскуглетехпоставка» по цене 45 копеек за тонну.

Чтобы у читателей сложилось верное представление о выгодности подобных сделок, скажем: стоимость шлама зависит от его характеристик (зольность, фракция, влага), транспортных расходов, но все равно это цена в 30, 40, 55 гривень.

Продажи «угольного бесхоза» – это пример из примеров, как можно делать деньги, если не из воздуха, то из грязи (шлам – это такая вязкая угольная масса). Налоговая проводит беседы, местные советы принимают решения, затем идет продажа миллионов тонн за копейки в смысле буквальном.

С 2001 по 2003 годы по такой схеме было реализовано 12 млн. 62 тыс. тонн низкосортного угля и 40 млн. 587 тыс. тонн шлама и отходов переработки. Даже при смешной цене сумма контрактов потянула на 75 миллионов гривень (заплачено было, впрочем, только около 10%). Цены сделок – от 47 копеек до 0,5 копейки за тонну. Конторы, которые участвовали в этих комбинациях, – ООО «Луганскуглетехпоставка», ООО «Промтерминал», ПП «Укринвест», НПП «Екология-Центр».

Здесь чувствуется командная работа луганских и донецких коллег. ООО «Промтерминал» в 2003 году через Луганскую торгово-промышленную палату приобрело за 200 тысяч гривень шламонакопители ГОФ «Луганская», где содержалось 7,3 млн. тонн шлама. Настоящая стоимость – около 90 млн. гривень, но самое замечательное, что после проверки налоговой милицией шламонакопители были признаны бесхозными, хотя и сегодня они находятся в залоге банка «Надра». Что такое «Промтерминал»? Это фирма, входящая в империю с симптоматическим названием «Донбасс-Одесса», которую возглавляет знаменитейший в узких кругах Иван Иванович Абрамов – его, в зависимости от ситуации, называют либо «генеральным инвестором», либо «донецким смотрящим».

Руководство «Укринвеста», кроме спекуляций углем, занимается еще и копанками, о чем можно слагать отдельные саги. В прошлом году наличие законных и незаконных мини-шахт уже трудно было скрыть от общества, и туда, «в минимальных дозах», стали пускать журналистов. Вот что писали на эту тему «Луганчане» в прошлом году. Читаем следующие строки:

«Голова поселкового совета Ящиково Анатолий Белоус, подвижный седой старичок, говорил много. Он рассказал, что нетрадиционная мини-шахта фирмы «Укринвест» и уголь дает поссовету, и местной школе помогает, и ветеранам дали по 2-3 тонны бесплатно, и своим работникам дают безвозмездно по 2 тонны. Ежемесячно «Укринвест» отчисляет в поселковый бюджет 330 гривень. Словом, есть за что похвалить людей, и пан Белоус это сделал. «Вот только областная власть слишком долго рассматривает оформление земельных отводов для других подобных шахт», — сказал Анатолий Белоус. Конечно, ему хотелось бы, чтобы подобных фирмочек на его территории было побольше».

Картинка духовного единения барина и крепостных: две тонны – пенсионерам, 330 гривень – сельсовету. Такие роскошные подарки по карману не всякому. «Укринвесту» – по карману, ведь эта фирма приобрела пять миллионов тонн шлама по цене ОДНА копейка за тонну.

Теперь об уже упоминавшейся «Луганскуглетехпоставке», также закупавшей уголь миллионами тонн по цене 1 копейка за тонну. Директором ООО «Луганскуглетехпоставка» был Константин Хворостяной. Сегодня Константин Хворостяной возглавляет корпорацию «Новый Донбасс» (см. выше).

Уместен здесь комментарий вице-губернатора Луганщины Алексея Данилова: «По нашим подсчетам у государства (или, можно сказать, у шахтеров) украдено 52, 5 млн. тонн угля. Мы еще летом направили обращение в СНБО, где приводились факты махинаций, прикрываемых Ефремовым и Кобитевым, указывались все незаконные решения местных советов о признании шламов «бесхозными». Думаю, если бы украденный уголь продали по рыночной цене, на вырученные средства можно было бы решить большинство социальных проблем шахтерских городов и поселков. Этот документ два месяца назад перенаправлен нынешнему главе СНБО Анатолию Кинаху, впрочем, не думаю, что Анатолия Кирилловича подобные «мелочи» заинтересуют».

И мы зададим себе еще раз вопрос риторический: если Порошенко и Кинах об этих особенностях национальной угледобычи знать не захотели, то ведал ли о них Александр Кобитев, трудившийся на посту вице-губернатора в описываемый период?

Президенту требуется помощь?

Итак, в Луганск приезжает генерал Москаль, такой себе «мистер Вульф», которого Леонид Кучма направлял в самые горячие точки. Вспомним Закарпатье, где Москаль попустил гоноровитых эсдеков и нашеукраинцев, в междоусобицах не желающих обращать внимание на электоральные потребности коалиции «За ЕдУ!» Но чем же объяснить поведение Москаля сегодня? Ведь, как ни крути, а это – человек, так сказать, Президента. Зачем ему Кобитев, тем паче – Крижановский?

Последний руководил Луганской областной милицией во время президентских выборов: тогда транспорт «оранжевого» кандидата блокировала ГАИ, бандиты избивали перед облгосадминистрацией демонстрантов, а милиция спокойно наблюдала за «волеизъявлением» уголовных элементов. Более того, в день второго тура выборов Луганский штаб Виктора Ющенко неизвестные брали приступом, а милиция впоследствии фактически отмазала захваченных штурмовиков. Как и задержанных прямо на избирательном участке наблюдателей от Ющенко, предварительно отвезя в лес и забрав там деньги и телефоны. Пока генерал Крижановский, которого буквально встречали на аэродроме с цветами, назначения не получил, но переезд генерала Бобылева в Днепропетровск наводит на мысль и о том, что дым насчет «свежего кадрового решения» все-таки был не без огня.

Чем все это можно объяснить? Москаля уговорили, дав «заведомо ложную информацию»? Но позвольте, прокручивание в памяти биографии Геннадия Москаля позволяет судить, что человек этот далеко не глуп.

Москалю сделали предложение, от которого нельзя отказаться? Однако на то и щука, чтобы карась не дремал! Кобитева «утверждали» два месяца, но ведь утвердили-таки. С 30 декабря Кобитев – первый заместитель председателя Луганской ОГА (странно, но в середине января о таком значительном событии нет ни слова на официальном сайте облгосадминистрации).

И тогда остается только один из приемлемых выводов: происходящие на Луганщине события трудно увязать с какого-либо рода логикой, кроме логики человека, пребывающего в сумеречном состоянии сознания. Если назначение «кризисного менеджера» Москаля увязывается с политикой Виктора Ющенко, желающего иметь в проблемном регионе своего человека, а не «тимошенковца» Данилова, то кандидатуры Кобитева и Крижановского можно объяснить разве что прострацией нашего Президента.

А при таких раскладах, конечно, трудно заставить себя думать о назначении кучмиста в регион, «антиоранжевый» настолько, насколько это возможно.

Максим БОГУСЛАВСКИЙ, «ПАРАЛЛЕЛЬ-МЕДИА»