УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украина приняла газовые условия, навязанные Россией

Украина приняла газовые условия, навязанные Россией

В ночь с 3 на 4 января — после продолжительных переговоров — РАО «Газпром», НАК «Нафтогаз України», а также компания-посредник «РосУкрЭнерго» подписали трехстороннее соглашение «Об урегулировании отношений в газовой сфере», определившее условия поставок российского природного газа в Украину и тарифы на его транзит по территории нашей страны. Поначалу украинская власть даже пыталась представить этот документ как геополитическую победу Киева, но позже премьер Юрий Ехануров вынужден был признать: условия нашей делегации были попросту навязаны. «Нам сказали: либо соглашайтесь на посредничество «РосУкрЭнерго», либо оставайтесь без газа, — разоткровенничался глава правительства. — Нам дали выбор: или так, или, если хотите, вагонами возите».

Подписанное в Москве соглашение кардинально изменило принципы функционирования газового рынка нашей страны. Во-первых, с января 2006 г. все поставки газа в Украину будет осуществлять только один, формально швейцарский, посредник — компания «РосУкрЭнерго». Через нее страна будет получать не только российский газ, но и туркменское, узбекское и казахское топливо, которое до последнего времени закупалось напрямую. Таким образом, Украина потеряла весь альтернативный российскому среднеазиатский газ. Кроме того, НАК «Нафтогаз України» обязали до 1 февраля создать совместное предприятие с «РосУкрЭнерго» для реализации российского газа на территории Украины. Отныне именно это СП, а не НАК «Нафтогаз України» будет диктовать нашим промышленным покупателям свою монопольную цену газа. Тем самым НАК лишили значительной части ранее зарабатываемой прибыли, которая достанется «швейцарцам».

Показательно, что распределение долей в уставном фонде СП в соглашении не указано. Впрочем, авторы документа довольно размыто расписали и то, каким путем будет формироваться совместное предприятие. В двухстраничном документе, определяющем судьбу многомиллиардного рынка, сказано только, что его «уставный капитал будет сформирован путем внесения денежных средств и других активов». По неофициальным данным, «швейцарцы» в лице неких господ О. А. Пальчикова и К. А.Чуйченко (подписавших соглашение от имени «РУЭ») требуют контрольный пакет этого СП: от 51 до 75%. Нечеткость формулировок позволила украинской оппозиции предположить, что «РУЭ» внесет в состав СП «немного денег», а Украина «поделится газовой трубой». И потом уже будет делом техники довести это предприятие до банкротства или вывести украинцев из состава учредителей.

Во-вторых, авторы документа разрушили спайку «транзит российского газа по украинской территории — цены на российский газ для Украины». Ранее благодаря этой корреляции Киеву удавалось удерживать цены на российское топливо на достаточно комфортном уровне. Теперь же цены на транзит российского газа по нашей территории зафиксированы на 5 лет в размере $1,6 за транспортировку 1 тыс. куб. м на расстояние 100 км, что, по сути, значительно ниже рыночных европейских цен, колеблющихся сегодня на уровне $2,5 и имеющих тенденцию к повышению.

В-третьих, на фоне 5-летней фиксации транзитных ставок для российского газа на крайне низком, по сравнению со среднерыночным, уровне цена топлива для Украины стала фактически плавающей. Соглашение предусматривает лишь реализацию компанией «РосУкрЭнерго» (после регистрации этим займется вышеуказанное СП) на внутреннем рынке Украины 34 млрд куб. м газа в первом полугодии 2006 г. по цене $95/тыс. куб. м без права реэкспорта. А ведь именно о таком объеме поставок мы договорились с Туркменистаном на нынешний год. Причем по цене, не превышающей $60/1 тыс. куб. м. Даже с учетом транзита по территории России цена этого газа на границе Украины не должна была превысить $85/тыс. куб. м. «РосУкрЭнерго» нам придется платить дороже.

Цена и объемы реализации во втором полугодии этого года договором вообще не оговариваются. Хотя в нем присутствует объем поставок на 2007 г. — 58 млрд куб. м. Тогда как потребность Украины в газе на 2006 г. составит не менее 78 млрд куб. м. Оставшиеся 44 млрд кубов СП во втором полугодии закупит в России уже по «рыночной» цене в $230, по которой «Газпром» продает газ далекой от Российской Федерации Франции. По какой цене этот газ достанется украинским потребителям — остается только гадать. Ценовые обязательства «РосУкрЭнерго» перед украинской стороной по этим объемам газа в подписанном соглашении никак не зафиксированы. Все это вместе взятое делает позицию нашей страны крайне уязвимой и абсолютно зависимой от воли монопольного посредника и стоящей за ним РФ.

В московском соглашении есть еще немало пунктов, которые можно трактовать двояко, или позволяющих делать выводы, противоположные заявлениям украинских и российских чиновников. Так, например, оно не содержит даже намека на порядок разрешения споров, которые могут быть связаны с ним. А это означает, что оно может быть оспорено только по месту подписания — то есть в московском арбитраже, где перспективы отстоять интересы Украины выглядят более чем сомнительными.

Эксперты по международному праву, к которым «ДС» обратилась за консультациями, предположили, что профессиональные юристы к составлению соглашения явно не привлекались, а сам документ был написан экспромтом во время ночных переговоров с 3 на 4 января непосредственно их участниками. Поскольку доминирующей стороной была российская, то с ее подачи и были записаны важные — с точки зрения россиян — моменты: разделение транзита и продажа газа украинским потребителям, стоимость транзита, монополия «РосУкрЭнерго» и создание СП. А все то, что важно было для украинской стороны, «Нафтогазу України», видимо, придется «уточнять» и выпрашивать в процессе дополнительных консультаций. В этом плане примечателен комментарий Президента Виктора Ющенко, сказавшего о соглашении дословно следующее: «Это прекрасный успех, так как мы зафиксировали перспективу». Перспектива, прямо скажем, безрадостная.

Герман Пиросмани, «Деловая Столица»

www.dsnews.com.ua