УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Отказались от сына ради турпоездки в Египет

Отказались от сына ради турпоездки в Египет

Чтобы их не отправляли в приюты, бездомные дети вскрывают себе вены

Около 80% киевских беспризорников — из ре­гионов. В столицу они съезжаются со всей Ук­раины: ведь в большом городе легче выжить. Зимой эта чумазая, дав­но не мытая ребятня с целым «букетом» бо­лезней (от чесотки и вшей до туберкулеза) обитает в подвалах и подземных переходах. Летом беспризорники в поисках «хлеба и зре­лищ» подтягиваются к центру города: здесь больше развлечений и добросердечных прохо­жих. Именно на Крещатик мы отправились с сотрудниками крими­нальной милиции по де­лам несовершеннолет­них столичного главка: нам предстояло при­нять участие в очеред­ном рейде по «отлову» беспризорников.

Их пугает комфорт и дисциплина?

— Не забирайте меня в приют, тетя, я туда не хочу - вопит пацаненок,

обхватив руками ствол ближайшего дерева. Мы растерянно обступили мальчишку, не зная, что делать дальше. Тащить ре­бенка насильно вроде как-то неловко. Оставлять на улице — нельзя.

— Ну чего ты кричишь? — уговаривает мальчуга­на молоденькая сотрудни­ца криминальной мили­ции. — Я обещаю: тебя никто в приюте не обидит.

— Не хочу, не хочу! — еще громче ревет тот. На

нашу колоритную компа­нию начинают огляды­ваться прохожие. Чувст­вуя себя «карабасами-барабасами», мы кое-как до­водим всхлипывающего пацана до милицейского микроавтобуса. Из окна машины на истерику на­шей «жертвы» недоумен­но взирает Эммануил — 8-летний жизнерадост­ный малыш из Феодосии, пойманный на том же Крещатике другой груп­пой оперативников.

Сдав рыдающего маль­чугана водителю, мы с фо­тографом облегченно вздыхаем.

— Это еще что! — ма­шет рукой наш спутник оперативник Дмитрий Морус. — Вот у одного моего коллеги был случай поху­же. Пойманный беспри­зорник, чтобы не ехать в приют, перекусил себе ве­ны на руках. Пришлось его срочно везти в боль­ницу.

Я невольно задумыва­юсь: неужели бездомным детям в госучреждениях живется хуже, чем на ули­цах? Однако мои мысли работники милиции реши­тельно отметают. Оказы­вается, больше всего в приютах маленьких бро­дяжек страшит... дисцип­лина. Ведь надо рано вставать, чистить зубы, учить уроки. К тому же, там нельзя нюхать клей, а многие беспризорники — заядлые токсикоманы.

Жизнь на улице

Мы снова возвращаем­ся на Крещатик. Делаем всего несколько шагов и тут же замечаем очеред­ного маленького бродяж­ку. Бритоголовый паца­ненок одет не по сезону: несмотря на прохладный ветер, на нем только гряз­ные джинсы и майка. На­ши провожатые снова ре­шительно берут мальчу­гана за руки. По пути к микроавтобусу Дмитрий Морус продолжает рас­сказывать о законах, бы­тующих в мире беспри­зорников.

Как заметили работни­ки милиции, обычно та­кие дети сбиваются в стайки, «под крыло» во­жака. Весь город строго поделен между их групп­ками на территории. Причем «свои» улицы бес­призорники ревностно оберегают от чужаков. Замначальника отдела криминальной милиции по делам несовершенно­летних ГУ МВД Украины в г. Киеве Николай Доценко рассказал, что в про­шлом году «стая» бродя­жек насмерть забила ра­бочего. Бедолага решил справить нужду в недо­строенном здании около железнодорожного во­кзала. К его несчастью, эту стройку своим «до­мом» считала компания беспризорников. Впав в ярость, подростки избили мужчину с недетской же­стокостью.

К счастью, такие дико­сти случаются нечасто. В основном,беспризорники промышляют воровством: то гараж вскроют и ме­талл вынесут, то в кварти­ру через открытую фор­точку заберутся, то на рынке что-нибудь с при­лавка стянут. Могут обчистить карманы пьяного. Девочки стараются при­биться к мужчине постар­ше, оплачивая еду и кров своим телом (работников криминальной милиции уже не удивишь 12-13-летними содержанками с запущенным сифилисом). И все-таки основная «ста­тья доходов» беспризор­ной ребятни — попро­шайничество.

— Эммануил, а сколько денег ты можешь выпро­сить в день? — интересу­емся мы у самого малень­кого пассажира микроав­тобуса.

Мальчуган, еще минуту назад демонстрировав­ший очаровательную щербатую улыбку, преоб­ражается:

— Я не прошу, — про­износит он с поистине ко­ролевским достоинством. — Мне люди сами дают...

Люди в Киеве действительно добросердечные. Покрутившись час-дру­гой на Майдане, тот же Эммануил, к примеру, мо­жет «заработать» до 15 грн. В основном, как при­знается мальчишка, дают по 2-3 грн. Иногда дарят десятку. Порой приносят одежду.

— Не подкармливать таких детей надо, а брать за руку и вести в приют! — горячится начальник службы по делам несо­вершеннолетних Киев­ской горгосадминистрации Ольга Арканова. — Подаяния горожан, бес­платные столовые, кото­рые порой открывают для маленьких бродяжек по­литики, — все это выра­батывает в беспризорни­ках потребительское от­ношение к жизни.

Маленькие «потребите­ли», которых мы нашли в тот день, настороженно

притихли на задних сиде­ниях микроавтобуса. Сот­рудникам криминальной милиции еще предстоит выяснить, откуда эти дети и где их родители. Скорее всего, это беглецы из ин­тернатов или ребята из семей алкоголиков и осу­жденных. Впрочем, ино­гда бывают исключения. Как рассказала Ольга Ар­канова, недавно в Киеве выловили 14-летнего па­ренька из Ивано-Франковской области. Оказа­лось, подросток — из обеспеченной семьи. Вот только благополучной ее вряд ли назовешь. Когда родителей попросили приехать в Киев за сыном, они... отказались! А свое решение объяснили «важ­ной причиной»: на руках у них уже была путевка в Египет...

Евгения СКРИПНИЧЕНКО, «ВВ»

www.vv.com.ua