Рыцарь со страхом и упреком
На днях на первом канале была премьера фильма Андрея Шевченко, снятого на деньги фонда «Відродження». Документальное осмысление акций «Україна без Кучми!» и «Повстань Україна!», событий для многих трагических, предшествовавших помаранчевой революции. В авторской ленте не нашлось нескольких секунд для Юлии Тимошенко – мотора, организатора, души тех незабываемых дней. За это пассионария и была посажена Кучмой в камеру Лукьяновской тюрьмы, построенной еще Екатериной для обуздания «врагов самодержавия, строптивых хахлов».
Увидев не объяснимый здравым смыслом ляп(?) в телепремьере, Телептичка, уже посвятившая Тимошенко достаточно много своего летного времени, в этот раз решила сделать паузу. Тем более, Андрей Шевченко казался ей достойным продолжателем своего революционного когда-то отца Виталия Шевченко. Дальнейшие события заставили Телептичку вспомнить псевдо документальную, псевдо правдивую ленту.
Пресс-конференцию Тимошенко в УНИАНе теле каналы, владельцами которых яляются принципиальные ее оппонеты, предварили такими анонсами:
ICTV (собственность Виктора Пинчука) - «Слово відповіді Юлії Тимошенко».
5-й канал (собственность Петра Порошенко) – «Війни не буде, так заявила Юлія Тимошенко».
Канал УТ-1, ведомый независимым реформатором Андреем Шевченко, выдал такой анонс: «Повернення блудної доньки».
Характерен в новостной программе УТ-1 подбор депутатов для комментариев – представителей семи фракций парламента. Для представителя блока Юлии Тимошенко, игравшего и играющего далеко не последнюю роль, и 10-ти секунд не нашлось. И еще одна маленькая пакость, но приятно! Слова Тимошенко на пресс-конференции заглушал шумовой фон. Запись велась не на стационарный микрофон, как это делали все другие каналы. «Стараемся, братцы, понравиться барину, только бы не разгневался…».
Программа Андрея Цаплиенко «Спецкор» (Интер) посвящалась «авторским» реформам на УТ-1. Вице-президент компании Шевченко красиво рассуждал о поезде «змін, який рухається і набирає швидкості».
«Є цілі, які ми або досягаємо, або не досягаємо. Є ціни, які ми за це платимо. Інколи за досягнення цілей дводиться платити тим, що ми погано виглядаємо».
Уронил человек лицо. Или показал свое лицо. Если уронил, то еще можно поднять. А, вот, если показал… Еще вчера радужные, с золото-помаранчевым отблеском надежды подавал образованный молодой человек. Неужели вся эта, мягко выражаясь, трансформация с его «лицом» связана с банальнейшим желанием «вскочить» в седло президента телекомпании?
Оппоненты могут возразить, мол, о дерзком прыжке в свободное седло шефа Шевченко даже не мечтает. Старается чуть-чуть «испачкать» раздражающую «начальника отдела кадров» Юлию Тимошенко исключительно потому, чтобы не потерять свое креслице вице-президента. А то, Бог весть, с какими вкусами и пристрастиями окажется новый начальник. Президент страны поглядит-поглядит, как Шевченко работает, и скажет новому президенту телекомпании: «ты это брось, своего тащить на место вицыка, этот парниша в последнее время стал работать как надо, смотри, как Андрюша старается…»
Сценарий из зазеркалья можно так продолжить. Новый президент телекомпании возразит президенту страны: «мне со своим вицыком удобнее работать будет. Ведь и вы, многоуважаемый президент, изначально хотели работать с премьером Порошенко, да только скверная баба тыкала вам «джентльментским соглашением», в результате, получились щи из кислой капусты, которые ни расхлебать, ни выбросить. А с Шевченко обязательств никто не подписывал, так чего с ним панькаться?»
А главный кадровик страны так ответит: «ты, дорогенький, не понимаешь всей стратегии момента. Семейная связка «папенька-сыночек» очень полезна. Каждый на своем посту будет стараться, чтобы не турнул я одним махом обоих, если от «линии» отклониться хоть один из них».
Воображаемый Телептичкой «банково-мельниковый» водевиль неполный, если не вставить в него еще одну сюжетную линию. Шевченко и несколько претендентов-соперников подали государю авторские концепции «общественного» телевидения. Добру молодцу Андрею батьковичу ой, как нужно сейчас нравиться царю-батюшке!
Смысловое понятие «общественное» взято Телептичкой в кавычки потому, что уже сейчас явственно вырисовывается появление теле монстра-гибрида, по старинке обслуживающего за общественные деньги не само общество, а группу лиц, находящихся во власти… дорвавшихся до власти… любой ценой, как можно дольше желающих властвовать.
Андрей Шевченко - не одинокий рыцарь со страхом и упреком. Оглянитесь кругом, на всех свободных(!) от давления демона Медведчука телеканалах, за исключением музыкального, темники намертво срослись с теменной областью голов большинства менеджеров и журналистов. Рукоблудить, темнить «самим с собой» стало второй натурой, если не первой. «Тишком-нишком» подлаживаться под государево настроение жизнь научила.
«Товарка» первой древнейшей профессии – украинская тележурналистика – пытается строить глазки, ужимками «невинной девицы», увертками бывалой марухи-девахи напускать туман перед глазами телезрителей, которым деваться-то некуда. Остается считать-гадать, какой канал уже скурвился, а какой только принял позу и зажмурился в предвкушении властного, богатенького папы-клиента.
Бренд «свобода слова» рекламируется каналами чаще, чем гигиенические прокладки или средство от простатита. А мы… размечтались про свое «общественное телевидение»!
Если «новое» на УТ-1, в конечном итоге окажется «старым», может, не стоит реформатору Андрею Шевченко увольнять «костяк бесценных профессионалов, выкованных в советское время (слова принадлежат А.Цаплиенко – авт.)»?
Если метод заглядывания в рот, «проникновения» без мыла в… мозги начальству останутся прежними, то появление на теле экране новых лиц, как это не звучит грубовато, будет напоминать омоложение состава «девочек мадам Перельман» в борделе 20-х годов, расположенном на киевском Подоле, в районе Почтовой площади и Речного вокзала.
То-то еще будет.