Геннадий Москаль: "Скоро кража на сумму 1000 гривен не будет считаться воровством"

1,0 т.
Геннадий Москаль: 'Скоро кража на сумму 1000 гривен не будет считаться воровством'

30 июня вступили в действие принятые Верховной Радой изменения к Кодексу Украины об административных правонарушениях. Теперь кража любой вещи, стоимость которой не превышает трех не облагаемых налогом минимумов (т.е. 465 гривен. - Прим. ред.) доходов граждан, считается административным правонарушением, а не уголовным преступлением. Таким образом, появился новый нюанс в деятельности правоохранительных органов. Согласно Закону «О милиции» теперь можно проводить оперативно-розыскные мероприятия только в рамках уголовного дела, а если такового нет, то не существует и расследования. Для того чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «Комсомолки» встретилась с первым заместителем министра внутренних дел Геннадием МОСКАЛЕМ.

Ситуацию может спасти Конституционный суд

- Геннадий Геннадьевич, что же получается? Если у меня украли мобильный телефон, который стоит дешевле 465 гривен, или кошелек, в котором лежало 300 гривен, я не могу рассчитывать на помощь милиции?

- Увы. Согласно принятым Верховной Радой изменениям к Кодексу об административных правонарушениях, в таких случаях мы не имеем права возбуждать уголовные дела и разыскивать украденные вещи.

- А если я сама поймаю преступника и приведу его в милицию? В таком случае он будет наказан?

- Да, будет. Как совершивший административное правонарушение. Проще говоря, ваш обидчик заплатит копеечный штраф.

- Допустим, через три дня он снова совершит кражу вещи, стоимость которой не превышает 465 гривен...

- И снова заплатит штраф.

- Но это же рецидив?

- Такое определение фигурирует в Уголовном кодексе, но не в Административном.

- Насколько мне известно, около 80 процентов краж в нашей стране совершаются именно «по мелочам».

- Это правда. Особенно в сельских районах. Но только сам потерпевший может определить истинную ценность украденной у него вещи. Для кого-то 300 гривен - не деньги, он и в милицию обращаться не станет. А кто-то живет на эту сумму целый месяц.

- Что же с нами будет лет этак через пять? Ведь уже в сентябре текущего года сумма, на которую можно безнаказанно украсть, достигнет 498 гривен...

- Абсолютно верно. А к 2007 году она возрастет до тысячи.

- Кто же нас защитит?

- Милиция не является субъектом законодательной инициативы. То есть если Верховная Рада решила, то милиция должна исполнять. Отменить действие этого юридически безграмотного закона может только Конституционный суд.

Настоящих воров в законе в Украине больше нет

- Геннадий Геннадьевич, вам не кажется странным, что изменения к Кодексу вступили в силу в тот момент, когда в нашу страну зачастили представители грузинского криминалитета?

- Не думаю, что у законодателей был какой-то злой умысел. Все гораздо проще. В Грузии ужесточили уголовное законодательство, вот бандиты и побежали туда, где законы помягче. К нам, например, приехали несколько грузинских воров в законе. А вместе с ними их «свита»: карманники, квартирные воры, мошенники. Но злоумышленники ошибаются, думая, что смогут безнаказанно совершать преступления в нашей стране. Конечно, учитывая изменения к Кодексу об административных правонарушениях, привлечь их к уголовной ответственности будет труднее, чем раньше, но мы с этим справимся.

- А с отечественными организованными преступными группировками (ОПГ) тоже справитесь? Помнится, вы говорили, что сейчас в Украине орудует 121 ОПГ?

- Я действительно называл такую цифру. Но это было полгода назад. За это время мы хорошо поработали и обезвредили около 60 группировок. В частности крымскую ОПГ Лаптева (на ее счету множество убийств), ОПГ Маринчука в Керчи (которая осуществила убийство экс-мэра Керчи Сафонцева), крупнейшую ОПГ в Одессе.

- Правда ли, что настоящих воров в законе в нашей стране уже не осталось?

- Да, это так. Лидерами группировок обычно являются беспредельщики, которых никто не «короновал». Например, многие донецкие преступники называли себя ворами в законе, а на деле понятия не имели о воровских законах. Сейчас негодяи, наводившие страх на город, в срочном порядке выехали за границу. Так же, я думаю, захотят поступить некоторые чиновники и депутаты местных советов, помогавшие бандитам.

- Как продвигается расследование убийства столичного авторитета Рыбки? Ходят слухи, что его убрали по приказу Игоря Бакая?

- Расследованием этого дела занимается Генпрокуратура, оперативное сопровождение осуществляет милиция. У нас действительно была рабочая версия о причастности бывшего управделами Леонида Кучмы к убийству Виктора Рыбалко, но она оказалась ошибочной. Сегодня мы уже знаем имена исполнителей этого преступления, номер автомобиля, на котором они ездили, марку оружия, которое использовалось. Есть у нас и версии, кто мог «заказать» авторитета. Мне кажется, что причиной его убийства стало перераспределение сфер влияния в криминальном мире. Впрочем, все это еще необходимо доказать.

В кого стрелял Ахметов

- Геннадий Геннадьевич, вы можете все-таки сказать, где находится Игорь Бакай?

- В России. И мы не раз об этом сообщали журналистам.

- Но российские правоохранители этот факт отрицают.

- Дело в том, что сложившаяся вокруг бывшего управделами ситуация уже давно перешла из уголовной плоскости в политическую. Поэтому и решать эту проблему нужно политикам. А мы прекрасно работаем с российскими коллегами, когда речь идет о задержании обычных уголовников.

- В таком случае, решается ли вопрос о выдаче Украине российского бизнесмена Максима Курочкина, против которого возбужден ряд уголовных дел?

- Россия нам его никогда не отдаст. А самому ему в Украине «светиться» не с руки. Тем более что собственности у него здесь уже нет.

- Хорошо, тогда перейдем к нашим гражданам. Есть ли новости о местонахождении экс-губернатора Сумской области Владимира Щербаня? Или об экс-губернаторе Киевской области Анатолии Засухе?

- А какие могут быть новости? Мы знаем, где находятся все объявленные в розыск чиновники. Один из них, кстати, даже в ЮАР забрался! Когда все юридические вопросы будут решены, эти люди предстанут перед судом. А пока, поверьте мне, находиться в розыске - это уже не слабое наказание.

- В последнее время в СМИ часто обсуждают заявление главы МВД Юрия Луценко о том, что люди, укравшие при старой власти у государства крупные суммы денег, могут их вернуть и им ничего за это не будет. Как вы можете прокомментировать эту позицию?

- Поймите, Юрий Витальевич имел в виду только тех людей, которые не совершали преступлений. Бизнесменов, чьи руки не запачканы кровью. Всем известно, что при старой власти показывать свои доходы было опасно, поэтому многие их скрывали. А теперь в укрывательстве нет смысла. Министр говорил именно об этом.

- Занимается ли милиция уголовным делом, в котором фигурирует Ринат Ахметов?

- Мы работаем в рамках уголовного дела, возбужденного по факту покушения на жизнь жителя Донецка Сергея Чернышева. По словам Чернышева, в 1988 году Ахметов дважды стрелял в него, в результате чего он получил два серьезных ранения в грудь. Но все это нужно доказать.

КСТАТИ

Немного о законах демократии - Практика вызова известных людей на допрос в МВД через прессу наделала много шума. Так было запланировано? - А что здесь такого? Общество должно знать, что происходит с подобными личностями. А публичные люди должны быть к этому готовы. Это законы демократии. - Но согласно действующему законодательству любой гражданин Украины обязан явиться в правоохранительные органы только после передачи повестки. До этого он волен решать, идти ему на допрос или нет. - Мы с вами говорим сейчас о разных вещах. Повестка должна быть передана в том случае, если человека вызывают на допрос в качестве обвиняемого или свидетеля по уголовному делу. Но есть и другой вариант. Согласно Закону Украины «О милиции» мы уполномочены вызвать любого гражданина в связи с материалами, которые находятся у нас в разработке, и для этого не нужно оформлять повестку. Кроме того, у нас есть право обнародовать эту информацию через СМИ.

Инна ЗОЛОТУХИНА, "Комсомольская Правда"