УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Не путайте туризм с иммиграцией или все прелести вхождения в евроструктуры

1,4 т.
Не путайте туризм с иммиграцией или все прелести вхождения в евроструктуры

Мы отменили визы для европей­цев, но ответного жеста не дожда­лись. Нет, если верить пресс-сек­ретарю комиссара ЕС по политике еврососедства Эмме Удвин, Евро­союз не отказывается от идеи ли­берализации визового режима. Но обещанного, как говорится, три го­да ждут. Сам президент давно уже признал, что членство Украине не светит. Как минимум, до 2016 года. Хотим мы того или нет, Украине на­вязали время на размышления. Может, чтобы подумали, есть ли нам что предложить взамен?

Украина - географический центр Европы

Ага, значит, сам Бог велел быть ей в Европейском Союзе. Самый беззубый из всех доводов, которые доводилось слышать. Во-первых: ничего мы никому не должны. Ес­ли членство в союзе географичес­кого центра объединения - некое «предписанное свыше» непремен­ное условие, то к чему нам уни­жаться до просьб? В таком случае Украине еще и приплачивать дол­жны за согласие «освятить» своим присутствием ЕС как исторически сложившееся формирование. Во-вторых: на почетный «титул» геог­рафического центра Европы уже появились и другие претенденты. А в-третьих: в той же Европе живут и здравствуют страны, не присоеди­нившиеся ни к ЕС, ни любому дру­гому союзу. И, между прочим, от­нюдь не ощущают себя ущербными.

Надаем России по имперским амбициям

В менее агрессивном варианте этот аргумент выглядит так: евро-интеграция - единственная альтер­натива интеграции на постсовет­ском пространстве. Уже и Брюс­сель из кожи вон лезет, доказывая: в данном случае «и» предпочти­тельнее «или». Все равно членство в Евроклубе зависимости Украины от России не отменит. Есть такая неприятная штука - энергозависи­мость. И «прятаться» от нее в чле­нах клуба энергозависимых - по меньшей мере, глупо.

Тот же Запад не даст нам пока­зывать норов. Достаточно вспом­нить, как европейская пресса в пе­риод оранжевой революции обсуж­дала более насущную для Европы проблему. Окажутся ли события в Украине настолько раздражающим фактором для российского руко­водства, что те закроют кран? Ин­тересы Украины интересами Укра­ины, демократия - тоже само со­бой, но своя рубашка, сами пони­маете, ближе к телу.

Да и наше руководство в поис­ках альтернативных источников энергоносителей очень старатель­но обходит тему демократических преобразований в том же Туркме­нистане.

Куда хочу, тудо качу

Самая приятная тема для разго­вора о европерспективах: предполо­жительно, после вступления в ЕС ук­раинцы получат возможность сво­бодно колесить по Европе в поисках интересного отдыха, качественного образования и престижной работы. Но иметь возможность и иметь воз­можность реализовать возможность - это, как говорят в Одессе, две боль­шие разницы.

Кто из украинских ребятишек не хотел бы съездить в «Евро-Дисней­ленд»? Оплатить французскую визу - около $50 - теоретически могут и семьи с минимальными зарплатами. Но, выложить за 3 дня отдыха для «папы, мамы и меня» от $2 («кло­повник» + консервы с собой + про­пуска в «мир чудес») до $5 тыс. под силу далеко не каждой украинской семье.

Вот в Турции, которая еще не член ЕС, виза - не проблема. Аэро­порт - окошко - $20 - штамп. Все просто. Да и на фоне стоимости от­дыха по «крымскому варианту» (жи­лье, питание, монотонное прожари­вание на пляже) - около $500 с носа в неделю - «визовую» двадцатку за траты можно не считать. Но опять же не каждые «мама-папа-я» раз в год способны выложить $1500 за равно­мерный морской загар.

С обучением за границей - та же петрушка. Тех, кто способен оплатить учебу, стоимость визы, поверьте, нисколько не обеспокоит. Равно как и оплата услуг фирмы, которая с удовольствием «отстоит» за клиента в очередях и оформит все бумаги. Фактически европейские учеба и от­дых недоступны украинцам по фи­нансовым причинам, а не из-за ви­зового режима.

Вот работа в странах ЕС - дру­гое дело. Особенно если работать там и на те зарплаты, а тратить здесь и по нашим ценам. Поляки, как только Польша стала членом союза, так и рассудили. Впрочем, страны «первой волны» рассудили иначе и скоренько утвердили спис­ки профессий, с которыми можно соваться к работодателям. Как ни странно, но в них оказались вакан­сии неквалифицированного и низ­ко квалифицированного труда. Польскую профессуру в той же Гер­мании привечать не жаждут. Конеч­но, профессор может и в судомой­ки пойти, или хирург - в лаборан­ты, но мыть тарелки и дома можно.

А жизнь-то какая!

Да, в Украине бытует заблужде­ние: мол, вступление в Евроклуб ав­томатически дарует новым членам европейский уровень жизни. Но прибалтийские государства на собственной «шкуре» испытали: в ЕС это - «дело рук самих утопающих». На­селение новых членов получает европейские цены задолго до европей­ского уровня жизни. В Латвии цены на основные продукты питания за год выросли в 3-7 раз. На лекарства - в 7-10. Литву Евросоюз прессует, требуя отменить коммунальные льготы и облагать эти платежи евро-налогом. При этом доходы незащи­щенных слоев населения существен­ных изменений не претерпели. За удовольствие надо платить. Все та же Польша - при пятикратном росте цен, росте безработицы до 20% и ог­раничениях на работу для польских граждан в странах ЕС - ежегодно отстегивает в евроказну около деся­той части своего годового бюджета!

Кстати, о налогах и о соцобеспечении. Скажем, подоходный налог во Франции - прогресеирующий, до 58%. Мы же, уважаемые согражда­не, и свои 13% платить не рвемся! Давайте будем честными сами с со­бой. Мы хотим в Европу с ее уров­нем жизни, но по нашим правилам. Есть такой анекдот:

Грешник пережил клиническую смерть. Пока его душа болталась между небом и землей, высшие си­лы организовали ему экскурсию в Рай с параллельной агитацией. Ба­бочки с тарелку, фонтаны и водопа­ды, розовые кусты, скамеечки-га-мачки и их благообразные обитатели среди этого великолепия произвели на Грешника ожидаемое впечатле­ние. Экскурсию прервала реанима­ционная бригада, но в мир вернулся уже убежденный Праведник. Он жер­твовал на храмы, занимался благо­творительностью, постился и т.д. и т.п. Разумеется, умер вторично. На пороге Рая «прораб» с крылышками «презентовал» ему лопату: во-о-он те кусты удобрить! Навозом. Свежепреставившийся возмутился: мол, .экскурсантом видел ту же местность, но с другой ступени социальной лес­тницы. И рассчитывал... На что про­раб возразил: «Не путайте, дорогой мой, туризм с иммиграцией».

О целях и средствах

Все сказанное не означает, что евроинтеграция принесет Украине один негатив. Но, принимая реше­ние, надо помнить, что период адап­тации в странах «второй волны» особых радостей населению не при­носит. Заметьте, убежденные евро-интеграторы из числа власть иму­щих, олигархов, успешных бизнес­менов и просто хорошо зарабатыва­ющих жертвовать собой в интересах «усушки-утруски» не намерены. Жертвами шоковой терапии станут старики и вчерашние выпускники, дети и многодетные семьи, и это то­же надо понимать, чтобы честно от­ветить на один из главных вопросов: чьими интересами Украина будет пренебрегать на европейском пути?

Возможно ли, чтобы «и волки сыты, и овцы целы»? Как ни странно, да. Примером тому относительно безболезненное объединение в Ев­росоюз стран «первой волны». А отличие в том, что в нее попали стра­ны, где на момент интеграции уже был европейский уровень жизни, во вторую же - те, которые до «евростандарта» не дотягивали. Вывод очевиден: если евроинтеграция - для людей, а не для госмашины, надо подтянуть уровень жизни в стране. А уже потом тянуть руки за «членским билетом». Впрочем, может оказать­ся и так, что потом нас зазывать бу­дут, а мы передумаем. Потому что евроинтеграция - все-таки не само­цель, а средство. Одно из многих.

Елена ПЕРЕГУДА, «Газета по-киевски»