Во Львове проспали кражу века

990
Во Львове проспали кражу века

Министр внутренних дел Юрий Луценко, побывавший в городе, был шокирован тем,что в архиве практически полностью отсутствовали технические средства защиты от воров.

Подарок от премьера оказался ворованным

А все началось с невинного предвыборного сюжета по "ящику". В июне прошлого года на ТВ прошел такой сюжет: от имени Януковича вице-премьер Дмитрий Табачник подарил Национальному музею в Киеве приобретенные за границей письма Михаила Грушевского. Все бы ничего, если бы в "заграничных" письмах сотрудники львовского Госархива не узнали свои документы. Архивариусы бросились проверять, может, они ошиблись? Но писем Грушевского в архиве не оказалось...

- Почему же ваши люди не обнаружили пропажу раньше? - поинтересовалась "КП" у директора львовского архива Дианы Пельц.

- В читальном зале как раз были "каникулы" до 1 сентября, и никто этих документов не заказывал. Мы и не знали, что их нет.

- Когда мне сообщили, что столичный музей получил такой "подарочек", - рассказал нам председатель Госкомитета архивов Украины Геннадий Боряк, - я решил на него взглянуть. Осмотрев листы, сразу понял, что они принадлежат архиву. На это указывало немало примет. Я сообщил об этом Табачнику, и документы вернули во Львов.

200 тысяч евро за письма митрополита Шептицкого

Минувшим летом некрасивую историю замяли. Как-никак - предвыборная кампания свирепствовала в Украине. Однако продолжение последовало... На черном рынке в Киеве появилась очередная партия уникальных документов из ЦГИА. На этот раз - времен переворота 1917 года, с автографами известных общественных и политических деятелей. Заинтересовались же торговцами после такого казуса. Одной из сотрудниц львовского архива принесли бумаги из личного фонда митрополита Шептицкого и попросили провести экспертизу, мол, подлинные ли документы и можно ли их толкнуть за 200 тысяч евро. Все бы ничего, если бы не одно но. Документы были украдены из... львовского архива. Архивариус узнала документы и сообщила руководству, а те - в органы. Киевские СБУшники провели спецоперацию, столичных коллекционеров задержали, документы Шептицкого вернули хозяевам. А в архиве затеяли ревизию. И пришли в ужас - исчезли сотни уникальных документов...

В Гданьске задержали продавцов древних пергаментов

На днях в Центральном государственном историческом архиве во Львове прошла украинско-польская выставка. Гости из Польши о кражах в нашем архиве знают не понаслышке. Именно они передали сюда копии документов, которые окружная полиция Гданьска конфисковала на черном рынке у "черных" коллекционеров, которые пытались продать подлинные пергаментные грамоты с жалованием привилегий польских королей, князей, пап и других высокопоставленных особ. Цена одного такого пергамента на черном рынке колеблется от 3 до 10 тысяч долларов.

- Можно ли хоть как-то оценить ущерб, который нанесли воры нашему архиву? - спросила репортер "КП" у Геннадия Боряка, открывавшего украинско-польскую выставку.

- Он приравнивается к пожару в библиотеке Каменца-Подольского, где сгорело 100 тысяч единиц дел,- ответил нам пан Боряк.- Я распорядился с 1 января по 1 апреля закрыть читальный зал в архиве, никому ничего не выдавать и осуществить сверку. Уже сверили 300 единиц фонда. Понятно, что без участия людей, которые разбираются в фондах архива, кража невозможна. Воры действовали по заказу. К примеру, документы, которые предлагали на антикварном рынке в Гданьске, из фондов королевской канцелярии. Пропало 66 таких документов XVI - XVIII веков. Генеральная прокуратура Украины подписала договор о сотрудничестве с Польской прокуратурой, так что искать воров будут две страны. Благодаря спецоперациям в прошлом году в Киеве в архив было возвращено 1000 листов документов. Я считаю, что кража была бы невозможной, если бы архив был оснащен современной сигнализацией и телекамерами наблюдения. А для того чтобы документы в наших архивах были под надежной охраной, нужно не менее 50 миллионов гривен в год. Я неоднократно заявлял об этом в правительстве.

Збигнев Бжезинский отыскал здесь свою родословную

Львовский архив - единственный на постсоветском пространстве, который в годы Второй мировой войны почти не пострадал. Хотя оккупанты часть его и вывезли в Чехию, но затем все было возвращено. Правда, бдительные советские органы большую часть архивных документов засекретили. К грифам "Совершенно секретно" не подпускали ни одного историка. И не удивительно. Это были материалы об образовании УНР, легионов ЗУНР, документы видных деятелей украинской революции, ЗУНР, сечевых стрельцов, наконец, фонды митрополита Шептицкого.

- И вот в начале 90-х все эти фонды стали открытыми, - рассказывает "КП" работник архива с тридцатилетним стажем, заведующий сектором Иван Сварнык. - К нам потянулись многие историки из Америки, Германии, Франции, Польши, Израиля, Италии. Посетил архив известный политолог Збигнев Бжезинский. Его интерес был прикован к своей родословной. В фондах архива отыскали метрические книги, где сохранились данные о его деде и было указано место захоронения. Так Бжезинский узнал о своих родственниках и даже посетил могилу своего предка в Жовкве.

Лариса МАРЧУК, "Комсомольская Правда"